Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Искусство ручного ткачества (264,00 руб.)

1   0
Первый авторЦветкова Наталия Николаевна
ИздательствоСПб.: СПбКО
Страниц218
ID245066
АннотацияКнига «Искусство ручного ткачества» создана с целью изучить ручное ткачество с различных точек зрения и сформировать целостную картину этого явления. Ручное ткачество появилось в эпоху неолита. Произведения ручного ткачества - важнейшая составная часть традиционно-бытовой культуры, тесно связанная с историей и образом жизни людей, их эстетическими и религиозными представлениями. В настоящее время отмечается интерес к возрождению традиций ручного ткачества. Существуют многочисленные центры изучения традиционных ремесел, проводятся выставки и фестивали. Художники по текстилю занимаются поиском новых форм, и древнейшее ремесло порой проявляет себя с неожиданной стороны. В книге рассмотрены исторические, семантические, художественные, технологические аспекты ручного ткачества. Она может использоваться как практическое пособие в самостоятельной работе художников по текстилю
ISBN978-5-903983-37-7
Цветкова, Н. Н. Искусство ручного ткачества / Н. Н. Цветкова .— Санкт-Петербург : СПбКО, 2014 .— 218 с. : ил. — ISBN 978-5-903983-37-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/245066 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Данная монография создана с целью представить ручное ткачество с различных точек зрения и сформировать целостную картину этого явления - важнейшей составной части традиционно-бытовой культуры. <...> 62 62 3.2 Традиционное ткачество в творчестве художников ХХ - XXI вв. <...> Прядение и ткачество восточных славян// Восточнославянский этнографический сборник. <...> Ткачество «на ниту» – вид «примитивного тканья», который, по мнению Н.И. Лебедевой «является прототипом тканья на горизонтальном ткацком станке»44. <...> «Живой стан» – уникальный способ «примитивного тканья» был впервые описан пензенским краеведом Б.Н. Гвоздевым. <...> По мнению этнографа Н.И. Лебедевой «живой стан» представляет большой исторический интерес, так как, «возможно, что мы имеем здесь дело со случайно сохранившимся реликтом древней техники тканья» и «допустимо предположить, что этот способ тканья мог возникнуть в прошлом при наличии большой семьи или даже материнско-родовой группы, позволявшей организовать такой сложный процесс, требовавший участия большого количества женщин, идеальной дисциплины и слаженности в работе, руководимой старшей»47. <...> Кроме того, данный мастер класс позволил им в результате игровой практики понять процесс создания ткани, как бы прочувствовать его изнутри (Илл. <...> Не следует забывать, что многие из техник, предшествовавших появлению традиционного ткачества, продолжили развиваться. <...> Вертикальные ткацкие станки и процесс работы на них отражен в вазовой живописи Древней Греции, рисунках на керамических изделиях доколумбовой Америки (Илл. <...> Станки вертикального типа получили распространение в средневековой Франции с развитием шпалерного ткачества. <...> В Росси развитие шпалерного ткачества связано с именем Петра I, основавшего в Петербурге в 1715 Шпалерную мануфактуру, просуществовавшую до 1858 г. Однако ковроделие существовало в России и раньше. <...> 28 Горизонтальный ткацкий станок по своей конструкции более сложен, чем вертикальный <...>
Искусство_ручного_ткачества.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Искусство_ручного_ткачества.pdf
Н.Н. Цветкова ИСКУССТВО РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА Санкт-Петербург 2014
Стр.2
Издается по решению Ученого совета Санкт-Петербургского института искусств и реставрации Рецензенты Калашникова Наталья Моисеевна, доктор культурологии, профессор заслуженный деятель науки РФ, член Союза художников России Регинская Наталья Владимировна, кандидат культурологии, заведующая кафедрой искусствоведения СпбИиР, член Союза художников России, член-корреспондент Академии народного искусства (отделение «Традиционная народная культура»), член Российской ассоциации критиков искусства Цветкова Наталия Николаевна. Искусство ручного ткачества. – СПб, Издательство «СПбКО», 2014. - 217 с. eISBN 978-5-903983-37-7 Е-mail: yax47@mail.ru, izdatelstvospbko@mail.ru Подготовка макета и оформление Чистяков А.Н. Данная монография создана с целью представить ручное ткачество с различных точек зрения и сформировать целостную картину этого явления - важнейшей составной части традиционно-бытовой культуры. В настоящее время отмечается активный интерес к возрождению традиций ручного ткачества, идет поиск новых форм. В книге рассмотрены исторические, семантические, художественные, технологические аспекты ручного ткачества. Она может использоваться как учебное и практическое пособие в самостоятельной работе художников по текстилю. Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за автором и оформителем. Нелегальное копирование и использование данного ресурса запрещено. eISBN 978-5-903983-37-7 © Цветкова Н.Н. 2014 © Чистяков А.Н., 2014 © Издательство «СПбКО», 2014
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………… 5 Глава 1. История возникновения ткачества. 6 1.1 Волокна и нити…………………………………………………… 6 1.2 Витье, плетение, «полутканье», «примитивное тканье» ……….. 16 1.3 Виды ткацких станков: вертикальный и горизонтальный ……… 26 1.4 Традиционные техники ткачества ………………………………... 30 Приложение 1 ………………………………………………………….. 36 Глава 2. Семантические аспекты ручного ткачества. 39 2.1 Истоки орнаментальных мотивов ………………………………… 39 2.2 Типы тканых орнаментов …………………………………………. 44 2.3. Семантика текстильных узоров …………………………………... 53 Глава 3. Пути развития искусства текстиля в ХХ в. 3.1 Формирование промышленных текстильных центров на базе кустарных ………………………………………………………………. 4.1 История развития «декоративного» направления……………. 62 62 3.2 Традиционное ткачество в творчестве художников ХХ - XXI вв.. 70 Глава 4. «Декоративное» и «концептуальное» направления искусства текстиля ХХ в. 76 76 4.2 «Концептуальное» направление искусства текстиля ……………. 80 4.3 «Костюмный энвайронмент ……………………………………….. 88 Глава 5. Технологические аспекты ткачества. 99 5.1 Строение ручного горизонтального ткацкого станка …………… 99 5.2 Подготовка станка к ткачеству …………………………………… 108 5.3 Заправочный рисунок ……………………………………………… 114 5.4 Виды проборок……………………………………………………… 119 5.5 Подвязь ткацкого станка……………...……………………………. 124 Глава 6. Классификация ткацких переплетений. 126 6.1 Главные переплетения……………………………………………… 126 6.2 Класс мелкоузорчатых переплетений. Производные…………… 137 6.3 Класс мелкоузорчатых переплетений. Комбинированные ……. 150 6.4 Класс сложных переплетений……………………………………… 161 Приложение 2…………………………………………………………… 178 Заключение……………………………………………………………… 181 Литература………………………………………………………………. 182 Список иллюстраций…………………………………………………… 191 Терминологический словарь…………………………………………… 199
Стр.4
АННОТАЦИЯ Книга «Искусство ручного ткачества» создана с целью изучить ручное ткачество с различных точек зрения и сформировать целостную картину этого явления. Ручное ткачество появилось в эпоху неолита. Произведения ручного ткачества - важнейшая составная часть традиционно-бытовой культуры, тесно связанная с историей и образом жизни людей, их эстетическими и религиозными представлениями. В настоящее время отмечается интерес к возрождению традиций ручного ткачества. Существуют многочисленные центры изучения традиционных ремесел, проводятся выставки и фестивали. Художники по текстилю занимаются поиском новых форм, и древнейшее ремесло порой проявляет себя с неожиданной стороны. В книге рассмотрены исторические, семантические, художественные, технологические аспекты ручного ткачества. Она может использоваться как практическое пособие в самостоятельной работе художников по текстилю. The book «The Art of Hand Weaving» was created to study the hand weaving from different points of view and to form a comprehensive picture of this phenomenon. Hand weaving appeared in the Neolithic era. Works of hand weaving are the most important part of traditionalhousehold culture closely connected with the history and lifestyle of the people, their aesthetic and religious beliefs. Currently, there is an interest in reviving the traditions of weaving. There are numerous centers study of traditional crafts, exhibitions and festivals are held. Textile artists are looking for new forms, and the most ancient craft sometimes manifests itself from an unexpected side. The book examines the historical, semantic, artistic, technological aspects of hand weaving. It can be used as a practical guide in the independent work of textile artists.
Стр.5