Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Дикторское мастерство (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСкударнова
АвторыСкударнова Г.С.
ИздательствоКемГУКИ
Страниц36
ID245054
АннотацияКомплексная тренировка всех элементов внутренней и внешней техники речевого действия.
Кем рекомендованоРекомендован к изданию учебно-методическим советом института визуальных искусств КемГУКИ
Кому рекомендованоДля студентов, обучающихся по направлению подготовки 071500.62 «Народная художественная культура»,
ББК81.2-5я73
Скударнова, Г.С. Дикторское мастерство : учебно-методический комплекс / Скударнова Г.С.; Г.С. Скударнова .— Кемерово : КемГУКИ, 2013 .— 36 с. — URL: https://rucont.ru/efd/245054 (дата обращения: 06.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт визуальных искусств Кафедра фотовидеотворчества ДИКТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки 071500.62 «Народная художественная культура», профиль подготовки: «Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества» Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Форма обучения: очная, заочная Кемерово 2013 1 Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 071500.62 «Народная художественная культура», профиль «Руководство студией кино-, фотои видеотворчества», квалификация (степень) выпускника – «бакалавр». <...> Дикторское мастерство [Текст]: учеб.-метод. комплекс дисциплины для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071500.62 «Народная художественная культура», профиль «Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества», квалификация (степень) выпускника – «бакалавр» / авт.-сост. <...> Автор-составитель: профессор Г. С. Скударнова 2 ВВЕДЕНИЕ Цели дисциплины: - воспитать профессиональный подход к овладению культурой звучащего слова; - оказать методическую и практическую помощь в приобретении основ мастерства диктора и телеведущего. <...> Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Дикторское мастерство» входит в профессиональный блок базовой части основной образовательной программы по направлению подготовки «Народная художественная культура» профильного модуля «Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества». <...> Основополагающий принцип обучения дикторскому мастерству – комплексная тренировка всех элементов внутренней и внешней техники речевого действия. <...> Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:  владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке <...>
Дикторское_мастерство.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Стр.17
Стр.18
Стр.19
Стр.20
Стр.21
Стр.22
Стр.23
Стр.24
Стр.25
Стр.26
Стр.27
Стр.28
Стр.29
Стр.30
Стр.31
Стр.32
Стр.33
Стр.34
Стр.35
Дикторское_мастерство.pdf
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 071500.62 «Народная художественная культура», профиль «Руководство студией кино-, фотои видеотворчества», квалификация (степень) выпускника – «бакалавр». Утвержден на заседании кафедры фотовидеотворчества 07.10.2013 г., протокол № 2. Рекомендован к изданию учебно-методическим советом института визуальных искусств КемГУКИ 11.11.2013 г., протокол № 2. Дикторское мастерство [Текст]: учеб.-метод. комплекс дисциплины для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071500.62 «Народная художественная культура», профиль «Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества», квалификация (степень) выпускника – «бакалавр» / авт.-сост. Г. С. Скударнова. – Кемерово: КемГУКИ, 2013. – 36 с. Автор-составитель: профессор Г. С. Скударнова 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Цели дисциплины: - воспитать профессиональный подход к овладению культурой звучащего слова; - оказать методическую и практическую помощь в приобретении основ мастерства диктора и телеведущего. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Дикторское мастерство» входит в профессиональный блок базовой части основной образовательной программы по направлению подготовки «Народная художественная культура» профильного модуля «Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества». Она тесно связана с учебными курсами «Русский язык и культура речи», «Основы актерского мастерства», «Режиссура аудиовизуального произведения», «Сценарное мастерство», «Съемочное мастерство». Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения указанных учебных дисциплин, в интегрированной форме должны применяться в создании учебно-творческих и курсовых работ (видеожурнал, документальный очерк, игровой этюд). Основополагающий принцип обучения дикторскому мастерству – комплексная тренировка всех элементов внутренней и внешней техники речевого действия. Этот подход используется и в формировании компетенций обучающегося. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:  владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);  уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);  использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); 3
Стр.3
 быть мотивированным на систематическое повышение уровня своей профессиональной квалификации (ПК-9);  быть способным организовывать и планировать репетиционную, концертно-постановочную деятельность коллектива народного художественного творчества (студии кино-, фото- и видеотворчества) (ПК-12);  владеть методами анализа художественных произведений и критериями оценки качества художественно-исполнительской деятельности участников коллективов народного художественного творчества (студий кино-, фото- и видеотворчества) (ПК-13). В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - анатомию и физиологию речеобразующего аппарата; органические законы живой речи, законы словесного действия, особенности общения с радиотелевизионной аудиторией, основы риторики, методику работы над всеми видами дикторского текста (монолог-рассказ, комментарий, интервью, стихотворные произведения). уметь: - применять полученные знания для планирования и организации занятий в студии кино-, фото- и видеотворчества; общаться с воображаемым зрителем (слушателем), делать самоанализ закадрового чтения текста и выступления перед видеокамерой, осуществлять подготовку к микрофонному чтению текста, совершенствовать работу голосоречевого аппарата, выполняя специальные упражнения для тренировки речевого (фонационного) дыхания, артикуляции, дикции; сознательно выбирать языковые средства, контролировать поведение в кадре и речь в процессе ее произнесения. владеть: - навыками сценической речи и дикторского мастерства, чувством жанра материала, смысловой точностью речи, интонационной выразительностью, голосовой подвижностью (мелодикой), тембральной нюансировкой в чтении разножанровых текстов, навыками работы у микрофона, самоанализом речи и выступления перед камерой, правильной артикуляцией и хорошей дикцией, профессиональным речевым слухом и многоплоскостным вниманием, методикой преподавания предмета. 4
Стр.4
1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Структура дисциплины Дисциплина ведется на 2 курсе (3–4 семестр) и состоит из двух разделов. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы – 144 часа, в том числе для очной формы обучения – 72 часа аудиторных занятий и 36 часов СРС. 30 % аудиторных занятий (22 часа) проводится в интерактивных формах обучения. Заочная форма обучения предполагает 14 часов аудиторных занятий, 94 часа СРС, 6 часов занятий с использованием интерактивных форм обучения. Формой итогового контроля является экзамен. Тематический план для студентов очной и заочной форм обучения Виды учебной работы, включая СРС Разделы и темы дисциплины и трудоемкость (в часах) Интерактивные формы обучения 1.1. Проблемы дикторского мастерства и пути их решения 1.2. Эфирное выступление – разновидность ораторского искусства 1.3. Экранный образ диктора (ведущего) и его роль в восприятии информации 1.4. Элементы театральной педагогики в дикторском мастерстве Раздел 1 . Искусство речевого действия диктора 3 4 2** 5** 8 2 2** 1 3 5** 5 2 1 Анализ конкретных ситуаций 5 2 2* 5** Просмотр и анализ видеозаписей практических работ 3 5** 5 Собеседование: проверка освоения теоретического материала Форма текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (по неделям семестра) Отчет о выполнении практических работ Семестр Всего часов лекции практич. индивид. СРС
Стр.5
Виды учебной работы, включая СРС Разделы и темы дисциплины и трудоемкость (в часах) Интерактивные формы обучения 1.5. Законы речевого общения и законы логики сценической речи 1.6. Подготовка к микрофонному чтению текста 1.7. Техника микрофонного чтения 1.8. Невербальный канал общения (параязык) в искусстве речевого действия 1.9. Риторические умения и навыки диктора (ведущего) 1.10. Интервью в работе диктора 1.11. Стихотворные произведения как разновидность дикторского текста 1.12. Дикторский текст в учебном фильме Итого по 1-му разделу: 8 2 2* 1 3 5** 6 2 2 2 2** 2 1 3 5** 5** Голосоречевой тренинг 5** Прослушивание аудиозаписей чтения студентами разножанровых текстов (публицистика, лирика, сатира) 2 5 2 2 2 2 2* 5** 3 5** 5** Работа в малых группах 5 2** 3 54 14 18 4 18 6 Проверка самостоятельно подготовленных интервью Проверка аудиозаписей Форма текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (по неделям семестра) Анализ видеозаписей дикторского текста, подготовленных студентами Семестр Всего часов лекции практич. индивид. СРС
Стр.6
Виды учебной работы, включая СРС Разделы и темы дисциплины и трудоемкость (в часах) Интерактивные формы обучения 2.1. Принципы организации и культура радиотелевизионной речи 2.2. Логические и интонационномелодические закономерности устной речи 2.3. Техника речи в дикторском мастерстве Раздел 2. Звучащая речь и ее особенности 4 7 4** 2 1 2 5** 7 2 2* 1 2 5** 4 2* 2 5** Логикоинтонационный тренинг Кр. стол: просмотр и анализ видеозаписей практических работ студентов 2.4. Речевое (фонационное) дыхание и голос, их совершенствование 2.5. Голос, его свойства и профессиональные качества 2.6. Артикуляция и дикция в эстетике звучащего слова 2.7. Интонационная выразительность речи 7 2* 1 2 5** 6 2 8 2 2** 2* 2 4** 1 3 5** 7 2 2 7 3 5** Голосоречевой тренинг Анализ конкретных ситуаций Анализ практических работ студентов Проверка освоения упражнений и качества их выполнения Отчет о выполнении практических работ Форма текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (по неделям семестра) Семестр Всего часов лекции практич. индивид. СРС
Стр.7
Виды учебной работы, включая СРС Разделы и темы дисциплины и трудоемкость (в часах) Интерактивные формы обучения 2.8. Речевой профессиональный слух в совершенствовании дикторского мастерства 8 2** 4 2 5** Творческие задания Форма текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (по неделям семестра) Выполнение специальных упражнений. Самоанализ чтения текста аудиозаписи по предложенным схемам Экзамен Итого по 2-му разделу: Всего по ОФО Всего по ЗФО ** 108 +36 108 +36 54 14 18 4 18 28 36 8 36 6 8 - 30 % аудит. занятий (22 часа) – в интеракт. формах Знак * – практическое занятие в интерактивной форме; Знак ** – часы аудиторных и самостоятельных занятий для студентов заочной формы обучения. 1.2. Содержание дисциплины Содержание 1.1. Проблемы дикторского мастерства и пути их решения Происхождение понятия «диктор», специфика использования его в учебном процессе. Виды дикторского текста. Функции диктора и их взаимосвязь с функциями звучащей с экрана речи: информативная, культурно-пропаган8 Результаты обучения Раздел 1. Искусство речевого действия диктора Формируемые компетенции:  владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); 94 Семестр Всего часов лекции практич. индивид. СРС
Стр.8
Содержание дистская, воздействующая. Типичные недостатки в работе диктора. Содержание предмета «Дикторское мастерство», цели его изучения; формирование компетенций, необходимых студенту при выполнении учебно-творческих заданий и будущему руководителю кино-, фото- и видеостудии в методике преподавания предмета. 1.2. Эфирное выступление – разновидность ораторского искусства Радио и телевизионная речь – род современного ораторского искусства. Условия успешного выступления оратора. Особенности общения с эфирной аудиторией. Принципы организации радиотелевизионной речи. Риторические умения и навыки диктора (ведущего). 1.3. Экранный образ диктора (ведущего) и его роль в восприятии информации Слагаемые образа диктора (ведущего), его личные и профессиональные качества. Индивидуальный стиль, условия его формирования. Речевая культура – показатель компетентности. 1.4. Элементы театральной педагогики в дикторском мастерстве Система К. С. Станиславского как общепедагогическое учение об органических законах живой речи на сцене. Основные принципы системы. Словесное (речевое) действие – основа выразительности речи диктора. Законы речевого общения – основа формирования законов логики речи в работе над текстом произведения. 1.5. Законы речевого общения и законы логики сценической речи Практическое овладение законами в работе над текстом. Сверхзадача и сквозное действие. Перспектива и ее роль в речевом мастерстве; виды перспектив в устной речи. Видения и подтекст как необходимые условия рождения эмоциональной выразительной речи. Закон нового понятия и его значение в логической (смысловой) точности речи 9 Результаты обучения  уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);  использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);  быть мотивированным на систематическое повышение уровня своей профессиональной квалификации (ПК-9);  быть способным организовывать и планировать репетиционную, концертно-постановочную деятельность коллектива народного художественного творчества (студии кино-, фотои видеотворчества) (ПК-12);  владеть методами анализа художественных произведений и критериями оценки качества художественно-исполнительской деятельности участников коллективов народного художественного творчества (студий кино-, фото- и видеотворчества) (ПК-13). В результате изучения раздела курса студент должен знать: основы риторики, методику работы над всеми видами дикторского текста (монолограссказ, комментарий, интервью, стихотворные произведения) (ОК-1), (ОК-2), (ОК-9), (ПК-9), (ПК-12), (ПК-13); уметь: применять полученные знания для планирования и организации занятий в студиях кино-, фото- и видеотворчества; общаться с воображаемым зрителем (слушателем), делать са
Стр.9
Содержание 1.6. Подготовка к микрофонному чтению текста Подготовительный этап в работе над текстом и его составляющие части: а) изучение авторского замысла (идейно-действенный анализ, определение темы, идеи, проблемы, композиции, учет жанра и стилевых особенностей произведения); б) создание исполнительского замысла: определение сверхзадачи, разработка перспективы чтения (рассказа). Воплощение авторского и исполнительского замыслов, создание «киноленты» видений как основы образного мышления; вскрытие подтекста и выработка верного отношения к событиям и фактам; логико-действенный (смысловой) анализ текста. Чтение текста. Овладение его художественной целостностью, выполнение сверхзадачи, общение со слушателями (воображаемыми или реальными), владение перспективами устной речи, смысловая точность и выразительность речи. Основной вид звучания текста – рассказ. Естественность, разговорность речи – высший критерий в оценке достигнутого результата чтения. 1.7. Техника микрофонного чтения Особенности работы с микрофоном; нахождение доверительного тона общения с воображаемым слушателем, естественность интонации, искренность, убежденность. Определение тональности чтения с учетом жанровых особенностей текста (публицистика, лирика, сатира, информационный текст). Техника речи в микрофонном чтении: центр голоса и мягкая атака голоса как исходное звучание, отсутствие физического напряжения голоса – непременное условие рождения смешанного звучания. Устойчивость голоса, его мелодичность и чистота. Радиофоничность голоса и учет этого свойства звучания. Дикционная чистота как элемент эстетики звучащего слова. Умение управлять дыханием и делать бесшумный «добор» воздуха. Учет технических характеристик микрофона. Соблюдение одинакового расстояния от микрофона как условие акустиче10 Результаты обучения моанализ закадрового чтения текста и выступления перед видеокамерой, осуществлять подготовку к микрофонному чтению текста (ОК-2), (ОК-9), (ПК-9), (ПК-12), (ПК-13); владеть: навыками сценической речи и дикторского мастерства, чувством жанра материала, смысловой точностью речи, интонационной выразительностью, голосовой подвижностью (мелодикой), тембральной нюансировкой в чтении разножанровых текстов (ОК-1), (ОК-2), (ОК-9), (ПК-9), (ПК-12), (ПК-13)
Стр.10
Содержание ской чистоты звука. Запись на магнитофон чтения материалов различных жанров (газетная хроника, проблемная статья, фельетон, лирический текст) с целью овладения разговорной интонацией, основным тоном повествования, словесным действием, сверхзадачей, логикой, перспективами устной речи, богатством интонирования. Примерная «схемаоценка» самоанализа (анализа) чтения и ее роль в развитии речевого слуха и многоплоскостного внимания. 1.8. Невербальный канал общения (параязык) в искусстве речевого действия Параязык как совокупность невербальных средств, участвующих в речевом общении. Мимика, жесты, телодвижения как «язык чувств». Поза говорящего и «позная» активность в речевом действии. Особенности использования параязыка на телевидении. Положение ведущего в кадре на среднем и крупном планах. Поза ведущего (сидя, стоя). Мимика – главный показатель чувств говорящего. Выражение глаз как проявление увлеченности, заинтересованности, приветливости и других положительных чувств в противоположность «выключенному», пустому, отсутствующему взгляду. «Сиюминутность» рождения мысли – важное условие разговорной речи. Поле доверия и степень непринужденности; ощущение дистанции в общении и ее роль в установлении и поддержании контакта со зрителями. Жесты и их разновидности. Уместность и оправданность жестов. Интонация как проявление индивидуальности ведущего, результат внутреннего процесса, связанного с целью говорящего и содержанием текста. Фонетические средства интонации и их применение в работе у микрофона. 1.9. Риторические умения и навыки диктора (ведущего) Практическая отработка: а) умений как способности сознательно выполнять действия на основе знаний и опыта (переходить от бытовой речи к сценической, 11 Результаты обучения
Стр.11
Содержание композиционно выстраивать речь, контролировать ее в процессе произнесения, сознательно выбирать языковые средства и т. д.); б) навыков как усвоенных сложных действий, выполняемых без особого напряжения памяти, воли, внимания (образное представление – видение, опережающее мышление, управление речевым дыханием, артикуляция, дикция, владение всеми компонентами интонации). Подготовка различных по жанрам коротких выступлений (приветствие, напутствие, информационная, агитационная речь и другие). 1.10. Интервью в работе диктора Интервью как метод сбора информации, как жанр и элемент структуры фильма (программы). Виды интервью (информационное, событийное, портретно-психологическое) и их цели. Предварительная подготовка к интервью и ее этапы – «шаги»: определение темы и цели, выбор собеседника, сбор информации, разработка «прогноза» интервью (или сценария), формулирование вопросов с учетом их видов. Проведение интервью: умение создать благоприятную ситуацию общения, расположить к себе, быть тактичным, вежливым, четко и ясно выражать мысли. Раскрытие темы через вопросно-ответные формулы. Активное слушание как проявление интереса к собеседнику и проблеме. Приемы перефразирования и резюмирования, их роль в общении. Словесные ремарки как способ сохранить климат общения. Параязык – дополнительная информация о собеседнике и самом ведущем. «Тайны» живого общения: «дуга комфортности» и закон «контакта глаз». Соотношение подготовленных элементов интервью и импровизационных. Завершение интервью как способ закрепить достигнутый результат. Самоанализ интервью (по предложенной схеме) – важный этап в совершенствовании мастерства диктора (ведущего). Причины неудачного проведения интервью и их устранение 12 Результаты обучения
Стр.12
Содержание 1.11. Стихотворные произведения как разновидность дикторского текста Поэтическое произведение – средство усиления идейно-эмоционального звучания видеофильма. Принципы включения поэтического текста в канву фильма. Различие ритмомелодики стиха и прозы. Основы русского стихосложения. Ритмообразующие элементы стихотворной речи: стопа, строка, рифма, клаузула, графика стиха. Влияние на ритм логики, видений, отношения, ритмического слуха исполнителя. Разнообъемность звучания слов, замена письменной пунктуации устной, темпоритмическая подвижность – приемы, ведущие к естественности и поэтичности звучания стихотворений. Ритмические законы и их роль в сохранении художественной целостности произведения. Ритмы современной поэзии, их разнообразие. Особенности чтения стихов В. Маяковского и свободных стихов (верлибра). 1.12. Дикторский текст в учебном фильме Жанровые особенности учебного фильма и требования к написанию текста. Научноучебный подстиль как разновидность научного стиля, его функции: популяризация и обучение. Точность, сжатость информации, подчеркнутая логичность, насыщенность фактическим материалом, использование специальных выражений и терминов. Подчинение текста теме и композиции фильма. Учет уровня подготовленности аудитории. Нормативность, доступность, «потенциальная интонация» в дикторском тексте. Методика работы руководителя студии (режиссера) с диктором над текстом и подготовкой текста к микрофонному чтению. Речь диктора как компонент педагогического обучающего процесса. Взаимодействие элементов устной речи и их содержательность; направленность, обращенность дикторской речи к конкретной аудитории. Приемы «перевода» письменной речи в устную, разговорную: имитация обстановки непосредственного рождения мысли, свободное размещение пауз как отражение мышления 13 Результаты обучения
Стр.13
Содержание диктора, темпоритмическое разнообразие, владение логической перспективой фразы и всего текста. Использование интервью, авторского комментария и поэтического текста в решении педагогических задач учебного фильма Раздел 2. Звучащая речь и ее особенности 2.1. Принципы организации и культура радиотелевизионной речи Особенности телевизионной речи. Культура речи как один из важнейших признаков общей культуры человека – его духовного мира, культуры мышления и общения с людьми. Роль фонетических средств выразительности. Словарный запас – свидетельство богатства речи диктора. Нормативность речи – условие эффективного общения. Типичные нарушения нормативности речи в средствах массовой информации, бытовом общении. Нормы литературного произношения (орфоэпия). 2.2. Логические и интонационно-мелодические закономерности устной речи Понятия «предложение» и «фраза». Типичные недостатки в устной речи, затрудняющие восприятие смысла высказывания: произвольность пауз, многоударность, нарушение логики речи, отсутствие интонационной связи между частями фразы, монотонность звучания. Закономерности устной речи: расстановка пауз, выделение ударных слов во фразе, мелодика русской речи, логическая перспектива фразы, абзаца и всего текста. Виды пауз и их назначение. Речевой такт как смысловой отрезок фразы. Тактовые и логические ударения, способы выделения ударных слов. Прием «актуальное членение предложения» для определения нового понятия в тексте. Знаки препинания в логике звучащей речи и мелодическом строе русского языка. Мелодика русской речи – главный показатель логических связей и эмоциональных оттенков в выражении мысли. 2.3. Техника речи в дикторском мастерстве Бытовая и сценическая речь. Эстетика речи и ее взаимосвязь с дыханием, голосом, дикцией 14 Формируемые компетенции:  владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);  уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);  использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);  быть мотивированным на систематическое повышение уровня своей профессиональной квалификации (ПК-9);  быть способным организовывать и планировать репетиционную, концертно-постановочную деятельность коллектива народного художественного творчества (студий кино-, фотои видеотворчества) (ПК-12);  владеть методами анализа художественных произведений и критериями оценки качества художественно-исполнительской деятельности участников коллективов народного художественного творчества (студий кино-, фото- и видеотворчества) (ПК-13) Результаты обучения
Стр.14
Содержание Анатомия и физиология речевого аппарата (краткие сведения). Нейрохронаксическая теория голосообразования. Координированное единство трех систем: дыхательной, голосообразующей и звукопроводящей. Роль диафрагмы в процессе речи и дыхания. Принципы проведения голосоречевого тренинга: комплексность тренировки дыхания, голоса, дикции; опосредованность воздействия на голосоречевой аппарат, сознательный подход к тренировке (знание технических и творческих задач), регулярность выполнения упражнений. Гигиена голосоречевого аппарата и ее важность для диктора. 2.4. Речевое (фонационное) дыхание и голос, их совершенствование Особенности речевого фонационного дыхания. Смешанно-диафрагматический тип дыхания и его преимущество перед другими типами. Качества фонационного дыхания, обеспечивающие свободу голоса и профессиональное звучание речи (глубина, высота, близость, частота). «Добор» дыхания и его значение в речи. Типы выдыхания, обусловленные различным характером речи и ее темпоритмом. Навык «переключения» дыхания и его роль в речевом действии. Комплекс упражнений для развития смешанно-диафрагматического типа дыхания. 2.5. Голос, его свойства и профессиональные качества Постановка голоса – важное условие действенной и выразительной речи. Функции голоса в звучащей речи. Свойства голоса: тембр, сила, высота, диапазон, их характеристика. Резонирование голоса. Атаки звука. «Опора» голоса. Резонаторные и мышечные ощущения при нахождении центра голоса, формировании мягкой атаки, проявлении и обогащении природного тембра голоса. Роль слухового анализатора в развитии свойств голоса. Вибрационный массаж 15 Результаты обучения В результате изучения раздела курса студент должен знать: анатомию и физиологию речеобразующего аппарата; органические законы живой речи, законы словесного действия, особенности общения с радиотелевизионной аудиторией (ОК-1), (ОК-2), (ОК-9), (ПК-9), (ПК-12), (ПК-13); уметь: осуществлять подготовку к микрофонному чтению текста, делать самоанализ закадрового чтения текста и выступления перед видеокамерой, общаться с воображаемым зрителем (слушателем) (ОК-1), (ОК-2), (ОК-9), (ПК-9), (ПК12), (ПК-13); владеть: навыками работы у микрофона, самоанализом речи и выступления перед камерой, правильной артикуляцией и хорошей дикцией, профессиональным речевым слухом и многоплоскостным вниманием, методикой преподавания предмета (ОК-1), (ОК-2), (ОК-9), (ПК-9), (ПК-12), (ПК-13)
Стр.15
Содержание Профессиональные качества голоса (выносливость, устойчивость, подвижность, сила, полетность, чистота и мелодичность) и их развитие. 2.6. Артикуляция и дикция в эстетике звучащего слова Понятия «артикуляция» и «дикция». Дикция как элемент художественности речи и условие ее эстетики. Характерные дикционные недостатки в бытовом произношении. Отклонения от норм звучания, связанные с неправильной артикуляцией, и их устранение. Гласные и их роль в мелодике речи. Смыслоразличительная функция согласных звуков. Артикуляционная гимнастика – подготовительный этап дикционного тренинга. Комплекс упражнений для укрепления и развития подвижности мышц речевого аппарата и нижней челюсти. Понятие «сценическая скороговорка». Целевые установки в работе над скороговорками. Специальные тренировочные тексты в дикционном тренинге (с «пучками» согласных, со взрывными согласными; фразы, составленные из односложных слов). Исправление дикционных недостатков неорганического происхождения и роль самоконтроля студента в этом процессе. 2.7. Интонационная выразительность речи Роль интонации в организации внимания аудитории и воздействии на нее. Условия, влияющие на интонацию: содержание текста, цель говорящего и его отношение (эмоциональное состояние). Роль интонации в передаче смысла и эмоциональной выразительности речи. Компоненты интонации как индивидуальные выразительные средства речи: сила голоса, темп и ритм, мелодика речи, логическое ударение, тембральная окраска голоса. Интонация как результат мыслей и действий диктора в процессе чтения. Интонационное значение знаков препинания в речевом действии. Знаки препинания как сред16 Результаты обучения
Стр.16
Содержание ство раскрытия содержания и смысла фразы. Случаи несовпадения логической паузы со знаками препинания. Мелодика русской речи и основные интонационные конструкции (повествовательная, вопросительная, восклицательная, перечисления, пояснения). Интонация как реальность звучащей речи, результат выполнения точных действенных задач, реализации мыслей и чувств говорящего. 2.8. Речевой профессиональный слух в совершенствовании дикторского мастерства Понятие «профессиональный слух». Компоненты речевого слуха: фонематический, звуковысотный, физический, темпоритмический, тональный, диагностический, их роль в воспитании «чувства слова», совершенствовании речевой культуры, развитии интонационного богатства. Развитие профессионального слуха – необходимое условие самоконтроля за качеством звучащей речи, точностью выполнения упражнений и учебно-творческих заданий. Овладение приемами развития диапазона и силы голоса, тембрированием, темпоритмическим разнообразием. Упражнения для развития всех компонентов слуха. Использование аудио-, видеозаписей как вида заданий и формы самоконтроля за уровнем речевой культуры, интонационной выразительностью, качеством выполнения комплексных упражнений. Роль примерной «схемы-оценки» в совершенствовании профессионального слуха и дикторского мастерства. Наблюдение за работой в эфире дикторов, ведущих, журналистов российских телевизионных и радиоканалов, а также местных студий телевидения и радио с последующим анализом звучащей речи Результаты обучения 17
Стр.17
2. УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 2.1. Путеводитель по литературе для изучения теоретического раздела курса Развитие ораторских способностей, речевая культура, методы подготовки различных видов публичных выступлений рассматриваются Л. А. Введенской и Л. Г. Павловой в учебном пособии «Риторика и культура речи». Большое внимание голосу и его совершенствованию, дикции и способам ее отработки уделяют авторы пособия «Звучащая речь и ее особенности». Сведения о строении речевого аппарата, об особенностях фонационного дыхания, а также упражнения для его тренировки содержатся в разделе IV. Отдельная глава пособия посвящена интонации как самому сильному средству воздействия на слушателей (зрителей). Подробно описаны акустические компоненты интонации, а также интонационные конструкции и их назначение в речи. Даны задания для самостоятельной работы, выполнение которых поможет усовершенствовать технику речи и интонационную выразительность. В учебном пособии «Мастерство эфирного выступления» авторы Б. Д. Гаймакова, С. К. Макарова, В. И. Новикова, М. Н. Оссовская рассматривают теоретические аспекты телевизионной работы. Пособие включает в себя наиболее полный материал для обучения речевым навыкам, совершенствованию техники и культуры устной речи. Особое внимание следует обратить на главу 3 «Стилистика и культура речи в эфире» (с. 138–171), главу 5 «Орфоэпические нормы современного русского языка» (с. 183–209), главу 7 «Логика речи». Наряду с теоретическим материалом в перечисленных главах пособия есть практические задания и рекомендации. Учебник «Сценическая речь» под редакцией И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой является теоретическим и практическим руководством по овладению техникой и культурой речи, освоению авторского текста, изучению особенностей стихотворной речи. Особое внимание следует уделить изучению части II «Стихотворная речь», так как поэтические произведения – это разновидность дикторского текста: главы «Теория стиха» (ритмообразующие элементы, содержательность стихотворной формы, 18
Стр.18
ритмические законы стиха) и «Практическое освоение особенностей стихотворной речи». Часть IV «Постановка речевого голоса» содержит краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата и много полезных советов и упражнений для самостоятельной тренировки по совершенствованию речевого дыхания и свободного звучания голоса. Кроме предложенных основных источников, можно обратиться к дополнительной литературе. 1. М. М. Лукина «Технология интервью». Это учебное пособие представляет интерес, так как в нем рассматриваются виды интервью, подготовка к нему, разновидности вопросов, поведение ведущего во время проведения интервью. Все это поможет глубже изучить тему «Интервью в работе диктора». 2. Б. П. Ляшенко «Хочу к микрофону. Профессиональные советы». Автор книги собрал словарь наиболее распространенных в эфире ошибок. Книга знакомит с правилами, методами работы у микрофона, а также включает специальные тренировочные тексты и упражнения. 3. С. А. Муратов «Телевизионное общение в кадре и за кадром». В учебном пособии можно найти информацию об экранном образе диктора (ведущего). В разделе «Активные методы обучения в телевизионной журналистике» есть сборник упражнений, позволяющий овладеть практическими навыками в «разговорной» сфере вещания (монолог, интервью, беседа, дискуссия, репортаж). 4. «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Н. М. Новинской. К нему необходимо обращаться для уточнения постановки ударения в словах и произношения отдельных сочетаний, которые не совпадают с написанием. Словарь содержит нормы произношения современного литературного языка. 5. Поль Сопер «Основы искусства речи». Автор книги особое внимание уделяет принципам искусства речи, доводам оратора и реакции слушателей. Он подробно останавливается на процессе подготовки речи и выступления с ней в аудитории. Очень полезны советы о том, как развить уверенность в себе. В книге содержатся рекомендации по подготовке разных видов речей (информационной, агитационной, убеждающей), а также отдельный раздел «Речь по микрофону». Приводится схема для анализа владения голосом, артикуляцией, произношением. 19
Стр.19
6. Учебник «Русский язык и культура речи» под редакцией В. И. Максимова и А. В. Голубевой. Главным профессиональным качеством диктора является высокий уровень речевой культуры. Учебник поможет расширить знания наиболее распространенных стилистических приемов усиливающих смысловое и эмоциональное воздействие на слушателей (зрителей). Большое внимание авторы уделяют речевому мастерству: особенностям ораторской речи, ее композиции и форме, логике, этике и эстетике речи. Изучение этого материала имеет практическую направленность, так как любое выступление перед камерой – это разновидность ораторского искусства. Об особенностях общения с аудиторией радио- и телевещания, основных принципах организации радио и телевизионной речи, о правилах поведения перед микрофоном и телекамерой рассказано в главе III (с. 249–272). 7. К. С. Станиславский «Работа актера над собой». В книге последовательно раскрывается содержание системы К. С. Станиславского и ее практический смысл, даются обоснования ее основным принципам (жизненная правда, стремление к главному – сверхзадаче, активное действие и принцип органической природы). Все эти принципы необходимы и в работе диктора, которая включает в себя основы ораторского, журналистского и актерского мастерства. Элементы театральной педагогики составляют теоретическую основу формирования профессионального подхода к искусству звучащего слова. 3. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 3.1. Описание практических занятий Тема 1.2. Эфирное выступление – разновидность ораторского искусства Цель занятия: развитие выразительности голоса и речи. Ход работы:  Голосоречевые тренинги.  Выполнение упражнений для развития фонационного дыхания голоса, артикуляции и дикции. 20
Стр.20
 Освобождение голоса и речи от скованности.  Расширение голосового диапазона и акустических возможностей голоса.  Развитие выразительности голоса и речи.  Интонационное моделирование голоса и речи.  Овладение приемами переключения внимания. Тема 1.5. Законы речевого общения и законы логики сценической речи Цель занятия: освоение авторского текста. Ход работы:  Голосоречевые тренинги.  Выбор и утверждение текста (регламент 1–2 мин.).  Пересказ текста своими словами с опорой на видения.  Освоение авторского текста.  Проверка на групповых практических занятиях.  Выступление на групповом занятии с чтением фрагмента публицистической статьи (регламент 1–2 мин.).  Чтение газетной хроники. Тема 1.7. Техника микрофонного чтения Цель занятия: отработка навыков владения микрофоном. Ход работы:  Голосоречевые тренинги.  Подготовка 4–5 сообщений разных по содержанию: новости из международной жизни, политики, экономики, культуры, спорта.  Отработка навыков владения микрофоном.  Анонс предстоящих сообщений выпуска новостей.  Работа в кадре на среднем плане.  Видеозапись выпуска новостей. Тема 1.8. Невербальный канал общения Цель занятия: освоение языка жестов. Ход работы:  Голосоречевые тренинги. 21
Стр.21
 Освоение языка жестов, поз и мимических выражений.  Выступление в аудитории с рассказом из скороговорок.  Овладение компонентами интонации.  Работа над видениями и подтекстом. Тема 1.9. Риторические умения и навыки диктора (ведущего) Цель занятия: отработка навыков говорения и чтения текстов с разными уровнями интенсивности звучания и темпоритмом. Ход работы:  Выступление с информационной речью.  Владение невербальным каналом общения.  Отработка навыков говорения и чтения текстов с разными уровнями интенсивности звучания и темпоритмом. Тема 1.10. Интервью в работе диктора Цель занятия: подготовка и проведение интервью. Ход работы:  Виды вопросов и речевые приемы в интервью.  Составление прогноза интервью.  Проведение интервью: раскрытие темы через вопросно-ответные формулы.  Анализ результатов проведенного интервью. Тема 1.11. Стихотворные произведения как разновидность дикторского текста Цель занятия: отработка приемов стихотворной речи. Ход работы:  Изучение ритмообразующих элементов стихотворной речи (стопа, строка, рифма, клаузула, графика стиха).  Работа с раздаточным материалом.  Освоение ритмических законов.  Чтение стихов В. Маяковского и свободных стихов (верлибра). 22
Стр.22
Тема 2.1. Принципы организации и культура радиотелевизионной речи Цель занятия: отработка приемов радиотелевизионной речи. Ход работы:  Голосоречевые тренинги.  Сообщение о важном событии недели (регламент 2–3 минуты).  Видеозапись сообщения на групповом занятии.  Подготовка информационной речи (регламент 1–2 минуты) и выступление на групповом занятии, анализ с участием студентов.  Выступление с одним из трех разножанровых текстов (видеозапись, просмотр и самоанализ). Тема 2.2. Логические и интонационно-мелодические закономерности устной речи Цель занятия: работа над текстом, отработка приемов устной речи. Ход работы:  Голосоречевые тренинги.  Анализ типичных недостатков в устной речи.  Работа над текстом: расстановка пауз, выделение ударных слов во фразе, логическая перспектива фразы, всего текста.  Актуальное членение предложения в определении смысловой точности фразы.  Овладение различными способами выделения ударных слов во фразе. Тема 2.5. Речевое (фонационное) дыхание и голос, их совершенствование Цель занятия: развитие выразительности голоса и речи. Ход работы: Голосоречевые тренинги:  Выполнение упражнений для развития фонационного дыхания, голоса, артикуляции и дикции. 23
Стр.23
 Освобождение голоса и речи от скованности.  Расширение голосового диапазона и акустических возможностей голоса.  Развитие выразительности голоса и речи.  Интонационное моделирование голоса и речи. Тема 2.6. Голос, его свойства и профессиональные качества Цель занятия: развитие профессиональных качеств голоса. Ход работы:  Постановка голоса.  Резонирование голоса.  Атаки звука.  «Опора» голоса.  Работа с резонаторными и мышечными ощущениями при нахождении центра голоса.  Вибрационный массаж.  Переключение дыхания в соответствии с видами речи.  Упражнения для развития профессиональных качеств голоса. Тема 2.7. Артикуляция и дикция в эстетике звучащего слова Цель занятия: выявление и исправление дикционных недостатков в произношении. Ход работы:  Анализ характерных дикционных недостатков в произношении.  Артикуляционная гимнастика.  Упражнения для укрепления и развития подвижности мышц речевого аппарата и нижней челюсти.  Работа над скороговорками.  Работа со специальными тренировочными текстами.  Исправление дикционных недостатков. 24
Стр.24
Тема 2.8. Интонационная выразительность речи Цель занятия: достижение интонационной выразительности речи. Ход работы:  Работа с компонентами интонации: сила голоса, темп и ритм, мелодика речи, логическое ударение, тембральная окраска голоса.  Интонирование знаков препинания. Тема 2.9. Речевой профессиональный слух в совершенствовании дикторского мастерства Цель занятия: развитие профессионального слуха. Ход работы:  Упражнения по технике речи для развития профессиональных качеств голоса.  Анализ конкретных ситуаций (точность выполнения упражнений, отклонения в звучании, исправление недостатков).  Выполнение специальных упражнений для тембрирования голоса и развития тонального слуха. 3.2. Задания для индивидуальных занятий 3 семестр 1 занятие Утверждение текстов для закадрового чтения (аудиозаписи): публицистики, лирики, сатиры. Подготовка к микрофонному чтению: идейно-действенный анализ каждого текста. 2 занятие Прослушивание аудиозаписи публицистического текста. Анализ чтения. Чтение отдельных фрагментов текста с учетом отмеченных недостатков. Упражнения по технике речи (дыхание, голос, дикция). 3 занятие Прослушивание чтения публицистики (повторная аудиозапись). Самоанализ результатов работы по предложенной схеме. 25
Стр.25
Прослушивание аудиозаписи чтения лирики и сатиры. Анализ выполненной работы. Чтение текстов с уточнением смысловых центров фразы, тональности чтения в соответствии с жанром произведения. 4 занятие Работа над текстами к видеозаписи «Выпуска новостей». Комплекс упражнений по технике речи (упражнения по дыханию, вибрационный массаж, артикуляционная гимнастика, работа со скороговорками). 4 семестр 1 занятие Комплекс упражнений для развития профессиональных качеств голоса. Овладение ритмами русских классических стихов. Разбор подобранных студентами примеров из стихотворений. Работа с раздаточным материалом. 2 занятие Утверждение стихотворения для экзаменационной практической работы. Подготовка к видеозаписи информационной речи. Освоение комплекса упражнений для развития профессиональных качеств голоса. 3 занятие Редактирование текста слова об авторе стихотворения, выбранного к экзамену. Идейно-действенный и стихоритмический анализ поэтического текста. Утверждение материала для видеозаписи задания «События недели». Проверка освоения комплекса упражнений по технике речи. 4 занятие Подготовка к видеозаписи экзаменационной работы. Овладение текстом вступительного слова об авторе. Чтение стихотворения с выполнением требований: соблюдение ритмических законов, сохранение ритмомелодики автора. Владение художественной целостностью произведения. 26
Стр.26
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 4.1. Методические указания по изучению дисциплины Для будущих руководителей фото-, видеостудий высокий уровень речевой культуры – профессиональное требование. Культура речи предполагает: знание норм современного литературного языка и их соблюдение, богатство личного словаря, умение формулировать свои мысли в виде тезисов, суждений, целесообразное использование языковых средств с учетом ситуации общения и своего собеседника. Высокая речевая культура требует сознательного отношения к языку и собственной речевой деятельности. Недостатки в речевой культуре диктора создают барьеры: - зрительского интереса; - доверия; - полноты восприятия информации. Следует обратить внимание на то что, среди типичных недостатков, которые отвлекают внимание зрителей и мешают восприятию сказанного, чаще всего встречаются: - непоследовательность, нечеткость в выражении мыслей; - многословие; - нарушение норм современного русского литературного языка (произносительных, грамматических, лексических); - языковая «бедность»; - обилие речевых штампов; - интонационная невыразительность; - нечеткое произношение отдельных звуков и даже слогов; - многоударность в речи; - нарушение смысловой точности; - отсутствие навыков работы у микрофона; - неудачная импровизация. Будущий руководитель фото- и видеостудии должен быть интеллигентным, образованным, творческим человеком. Творчество в данном контексте рассматривается как активный процесс развития личности путем максимальной реализации способностей с целью совершенствования окружающей действительности. 27
Стр.27
В процессе изучения предмета «Дикторское мастерство» студенту следует выработать такие речевые умения и навыки, которые необходимы в различных ситуациях общения, а не только при выполнении учебнотворческих заданий. Студенту нужно уметь (умения – способность сознательно и эффективно выполнять какие-либо действия на основе усвоенных знаний и опыта): - организовывать речь, композиционно выстраивая ее; - творчески, сознательно выбирать языковые средства; - ясно, четко, последовательно выражать мысли; - следить за правильностью речи (не допускать ошибок в произношении, постановки ударения, употребления слов и их согласовании); - использовать параязык (поза, мимика, жесты) для поддержания контакта с собеседником; - контролировать и совершенствовать речь в процессе общения (выступления); - четко формулировать вопросы; - следить за тональностью общения; - управлять своим эмоциональным состоянием. В процессе выполнения учебных заданий студенты приобретают следующие речевые навыки (это усвоенные сложные действия, выполняемые без особого напряжения памяти, воли, внимания): - перехода от обыденной речи к публичной; - опережающего мышления; - управления речевым (фонационным) дыханием; - свободного владения голосом и четкой артикуляцией; - использования всех компонентов интонации как индивидуальных выразительных средств речи (сила голоса, темп и ритм речи, мелодика, логическое ударение, тембральная окраска голоса, передающая смену чувств, оценок, отношения говорящего). Студенту необходимо помнить, что звучащее слово обладает большой силой психологического воздействия. Его эффективность зависит от цели, мыслей, идей, которые стремится выразить диктор, от точности их словесного оформления, от «исполнительских» способностей и обаяния. Речь – это средство самовыражения человека, потребности, свойственной каждому. Речь индивидуальна и характеризует человека как личность. Вы28
Стр.28
сокий уровень речевой культуры диктора будет способствовать его профессиональной самореализации и формированию индивидуального стиля. 4.2. Описание образовательных технологий В процессе обучения используется комплексный подход к методам обучения: упражнения, основанные на прямом воздействии, метод проблемного воспитания и обучения, побуждающий студентов к самостоятельному поиску решений для выполнения творческих заданий. При формировании тренингов учитывается принцип диалогичности, преемственности, эмоциональности, интеграции, координации. Преобладающими формами занятий являются: практическая, мелкогрупповая и индивидуальная. При освоении курса, помимо традиционных технологий, ориентированных на формирование суммы теоретических знаний и практических умений, широко используются развивающие – проблемно-поисковые – технологии: проблемное изложение лекционного материала с помощью лекций-презентаций, придающих изложению материала визуально-диагностируемую динамичность, убедительность и эмоциональность, обеспечивающие многоканальность восприятия. Для выполнения практических заданий и организации занятий используются: анализ конкретных ситуаций, просмотр и анализ видеозаписей практических работ, дикторского текста, подготовленных студентами, голосоречевой и логико-интонационный тренинги. В процессе реализации учебного курса целесообразно использование интерактивных форм обучения, составляющих 30 % от общего количества аудиторных занятий в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Интерактивные формы обучения:  лекции с обратной связью и обсуждением проблем режиссуры;  круглый стол;  творческие задания диалогического характера;  метод малых групп;  творческие задания с коллективным обсуждением. 29
Стр.29
Учебно-методическое и информационное обеспечение предполагает использование учебно-методического и справочного материала, размещенного в электронной образовательной среде КемГУКИ (Moodle). Для диагностики компетенций применяются следующие формы контроля: отчеты о выполнении практических работ, прослушивание аудиозаписей чтения студентами разножанровых текстов (публицистика, лирика, сатира), проверка самостоятельно подготовленных интервью, самоанализ чтения текста аудиозаписи по предложенным схемам, экзамен. Голосоречевые тренинги включают упражнения для развития фонационного дыхания, совершенствования артикуляции, дикции, профессиональных качеств голоса, необходимых в технике микрофонного чтения и выступлении в кадре. Логико-интонационные тренинги включают чтение текстов, выполнение специальных упражнений, цель которых: - освоить основные закономерности устной речи; - овладеть объемностью звучащих слов в зависимости от их смысловой значимости во фразе; - развить все компоненты речевого профессионального слуха. Аудиозаписи чтения разножанровых текстов (публицистика, лирика в прозе, сатира) с последующим самоанализом по предложенной в лекции схеме. Цели: - освоить технику микрофонного чтения; - научиться находить тональность чтения, соответствующую жанру материала; - овладеть навыками самоанализа звучащей речи. Видеозаписи выступлений в кадре с последующим анализом и самоанализом результатов (выпуск новостей, рассказ о важном событии недели, информационная речь, интервью, слово об авторе поэтического произведения, выбранного для практической работе на экзамене). 4.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для изучения дисциплины необходима мультимедийная техника: видеокамеры DV (DVCAM, HDV), микрофоны, персональные компьютеры, интегрированные в Интернет; оборудованные аудитории. 30
Стр.30
5. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 5.1. Вопросы к экзамену 1. Проблемы дикторского мастерства и пути их решения. 2. Экранный образ диктора (ведущего) и его роль в восприятии информации. 3. Особенности общения с телевизионной аудиторией и принципы организации ТВ речи. 4. Подготовка к микрофонному чтению текста. 5. Словесное (речевое) действие – основа выразительности дикторского чтения. 6. Техника микрофонного чтения и самоанализ результатов. 7. Интонация и ее компоненты как индивидуальные средства выразительности речи. 8. Речевой профессиональный слух и его роль в совершенствовании дикторского мастерства. 9. Логические и интонационно-мелодические закономерности устной речи. 10. Законы речевого общения и законы логики сценической речи. 11. Видения, подтекст и их роль в интонационной выразительности речи. 12. Интервью в работе диктора. 13. Эфирное выступление – разновидность ораторского искусства. 14. Поэтическое слово – разновидность дикторского текста; ритмы русской классической поэзии. 15. Ритмообразующие элементы стихотворной речи. 16. Ритмы современной поэзии. 17. Параязык в условиях телевизионного общения. 18. Техника речи в дикторском мастерстве и ее совершенствование. 19. Ритмические законы стихотворной речи. 20. Индивидуальный стиль диктора (ведущего) и его составляющие. 31
Стр.31
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6.1. Список литературы Основная литература 1. Введенская, Л. А., Павлова, Л. Г. Риторика и культура речи [Текст]: учеб. пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 538 с. 2. Гаймакова, Б. Д., Макарова, С. К., Новикова, В. И., Оссовская, М. П. Мастерство эфирного выступления [Текст]: учеб. пособие / Б. Д. Гаймакова, С. К. Макарова и др. – Москва: Аспект Пресс, 2007. – 283 с.: ил. 3. Сценическая речь [Текст]: учеб. пособие / под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. – 4 изд., испр. – Москва: ГИТИС, 2006. – 536 с.: ил. Дополнительная литература 1. Лукина, М. М. Технология интервью [Текст]: учеб. пособие / М. М. Лукина. – Москва: Аспект Пресс, 2012. – 192 с.: ил. 2. Муратов, С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром [Текст]: учеб. пособие / С. А. Муратов. – Москва: Аспект Пресс, 2003. – 206 с.: ил. 3. Орфоэпический словарь русского языка [Текст] / под ред. Н. М. Новинской. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 303 с. 4. Поберезникова, Е. В. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. В. Поберезникова. – Москва: Аспект Пресс, 2004. – 220, [2] с. – (Телевизионный мастеркласс). 5. Поль Сопер. Основы искусства речи [Текст]: учеб. пособие для вузов / Поль Сопер. – Ростов-на-Дону, 1995. – 215 с. 6. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. В. И. Максимова и А. В. Голубевой. – Москва: Высшее образование, 2007. – 368 с. 7. Станиславский, К. С. Работа актера над собой [Текст]: учеб. пособие для вузов / К. С. Станиславский. – Москва: Искусство, 1989. – 586 с.: ил. 32
Стр.32
Электронные ресурсы 1. Ефимова, Н. Н. Звук в эфире [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. Н. Ефимова. – Москва: Аспект Пресс, 2005. – 142 с. – Кемеровский государственный университет культуры и искусств online. – Режим доступа: http://www.library.kemguki.ru/phpopac/elcat.phphttp. – с экрана. Загл. 2. Зарва, М. В. О языке и стиле радиопередач. Произношение в радиои телевизионной речи [Электронный ресурс]: справочное пособие / М. В. Зарва. – Москва: Флинта, 2011. – 376 с. – Кемеровский государственный университет культуры и искусств online. – Режим доступа: http://www.library.kemguki.ru/phpopac/elcat.phphttp. – Загл. с экрана. 3. Коренева, А. В. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. В. Коренева. – Москва: Флинта, 2012. – 221 с. – Кемеровский государственный университет культуры и искусств online. – Режим доступа: http://www.library.kemguki.ru/phpopac/elcat.phphttp – Загл. с экрана. 4. Лукина, М. М. Технология интервью [Электронный ресурс]: учеб. пособие / М. М. Лукина. – Москва: Аспект Пресс, 2005. – 192 с. – Кемеровский государственный университет культуры и искусств online. – Режим доступа: http://www.library.kemguki.ru/phpopac/elcat. phphttp. – Загл. с экрана. 5. Ляшенко, Б. П. Хочу к микрофону: Профессиональные советы диктору [Электронный ресурс] / Б. П. Ляшенко. – Москва: Аспект Пресс, 2007. – 126 с. – Кемеровский государственный университет культуры и искусств online. – Режим доступа: http://www.library.kemguki.ru/phpopac/elcat. phphttp. – Загл. с экрана. 33
Стр.33
7. УЧЕБНО-СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 7.1. Перечень ключевых слов Амфибрахий Анапест Анафора Артикуляция Атака звука Богатство речи Видения Выразительность речи Градация Дактиль Действие речевое (словесное) Диапазон голоса Диафрагма Дикция Дыхание фонационное Жесты Законы логики сценической речи Идея произведения Импровизация Инверсия Интонация Качества речи коммуникативные Композиция текста Клаузула Культура речи Логичность речи Мелодика русской речи Мимика Многоударность в речи Норма литературная (языковая) Оратор Орфоэпия Параязык Парцелляция Перспективы речи Подтекст Полетность голоса Правильность речи Психотехника Речь Ритм речи Рифма Сверхзадача Сила голоса Скорость речи Слух речевой профессиональный Стихосложение Стопа Тавтология Тема Техника речи Точность речи Уместность речи Устойчивость голоса Хорей Цезура Центр голоса Чистота речи Штамп речевой Язык Язык литературный Ямб 34
Стр.34
СОДЕРЖАНИЕ Введение....................................................................................................... 3 1. Структура и содержание дисциплины................................................. 5 1.1. Структура дисциплины........................................................................ 5 1.2. Содержание дисциплины..................................................................... 8 2. Учебно-теоретические материалы......................................................... 18 2.1. Путеводитель по литературе для изучения теоретического раздела курса................................................................................................... 18 3. Учебно-практические материалы........................................................... 20 3.1. Описание практических занятий......................................................... 20 3.2. Задания для индивидуальных занятий............................................... 25 4. Методические материалы....................................................................... 27 4.1. Методические указания по изучению дисциплины.......................... 27 4.2. Описание образовательных технологий............................................. 29 4.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины....................... 30 5. Контрольно-измерительные материалы............................................... 31 5.1. Вопросы к экзамену.............................................................................. 31 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины............................................................................................................ 32 6.1. Список литературы............................................................................... 32 7. Учебно-справочные материалы.............................................................. 34 7.1. Перечень ключевых слов..................................................................... 34 35
Стр.35