С.В. Юртаев ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учебное пособие •ФЛИНТА• С. В. Юртаев Языковое образование и речевое развитие младших школьников Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050708 – Педагогика и методика начального образования Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 Юртаев С. В. <...> УДК 42-087 ББК 81 Ю82 Рецензенты: Львов М. Р., Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», член-корреспондент РАО; Демин Н. Е., кандидат педагогических наук, доцент, директор НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия» (филиал в г. Орске) Ю82 Юртаев С. В. <...> Языковое образование и речевое развитие младших школьников [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С. В. Юртаев. <...> Языковое образование как лингвометодическая категория приобретает все более определенный статус. <...> Планирование, организация лингвометодического процесса во многом зависят от понимания его организатором того существенного, что влияет на качество этого процесса. <...> В лингвометодическом процессе значительное место занимают способы деятельности учителя и учащихся, которые могут быть общими для применения различных средств обучения. <...> Следовательно, при рассмотрении факторов языкового образования и речевого развития учащихся автор пособия учитывает структурно-системный, функциональный характер языка, дидактическую сущность лингвометодического процесса. <...> К началу двадцать первого столетия в лингвометодической науке сложилась система преподавания языковой теории. <...> Они связаны с разделами орфографии, пронизаны заданиями на развитие речи школьников, в основном, связной речи. <...> Кроме того, они ориентированы на развитие внимания к словообразовательному <...>
Языковое_образование_и_речевое_развитие_младших_школьников.pdf
Министерство образования и науки
российской Федерации
Фгбоу впо «оренбургский государственный
университет»
орский гуМанитарно-технологический институт
С.В. Юртаев
ЯзыкоВое образоВание
и речеВое разВитие
младших школьникоВ
учебное пособие
4-е издание, исправленное
Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки
педагогических кадров в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности 050708 —
Педагогика и методика начального образования
Москва
издательство «Флинта»
2019
1
Стр.1
удк 373.2(075.8)
ббк 74.102я73
Ю82
р е ц е н з е н т ы:
заслуженный деятель науки российской Федерации, д-р пед. наук,
проф. гоу впо «Московский педагогический государственный
университет», член-корреспондент рао М.Р. Львов;
канд. пед. наук, доцент, директор ноу впо «столичная финансовогуманитарная
академия» (филиал в г. орске) Н.Е. Демин
Юртаев С.В.
Ю82 языковое образование и речевое развитие младших школьников
[Электронный ресурс]: учеб. пособие / с.в. Юртаев. — 4-е
изд., испр. — М. : Флинта : наука, 2019. — 232 с.
ISBN 978-5-9765-1660-1
настоящее пособие содержит сведения о научных основах языкового
образования и речевого развития учащихся. оно знакомит
читателя с факторами этого педагогического процесса. кроме того,
аккумулирует в себе методические рекомендации по ин тел лек туально-речевому
развитию школьников.
Материалы пособия предназначены для тех, кто готовится стать
учителем начальной школы, кто уже преподает, специалистам-фило
логам.
удк 373.2(075.8)
ббк 74.102я73
ISBN 978-5-9765-1660-1
© Юртаев с.в., 2014
© издательство «Флинта», 2014
2
Стр.2
оГлаВление
предисловие ................................................................................................................... 5
введение ........................................................................................................................... 8
раздел 1. научные основы языкового образования
и речевого развития учащихся
Глава 1. теория дидактических факторов ..........................................................13
Вопросы и задания .......................................................................................................17
Литература ..................................................................................................................18
Глава 2. теория языка ................................................................................................18
§ 1. сущность языка ...........................................................................................18
§ 2. Функции языка ............................................................................................20
§ 3. свойства языка ............................................................................................22
§ 4. структурно-системный характер языка .............................................23
§ 5. единицы языка — речи ..............................................................................31
Вопросы и задания .......................................................................................................34
Литература ..................................................................................................................35
Глава 3. Факторы языкового образования и речевого развития ...............35
§ 1. содержание языкового образования. становление, структура,
детерминизация содержания языкового образования ...................35
§ 2. современное состояние содержания языкового образования ....44
§ 3. особенности усвоения учащимися языковых понятий ................52
§ 4. исходные теоретические положения ...................................................55
§ 5. Методы изучения языковой теории .....................................................75
§ 6. учебники как средства преподавания ..................................................86
§ 7. урок введения языкового понятия ......................................................103
§ 8. оптимизация учебного процесса .........................................................113
Вопросы и задания .....................................................................................................116
Литература ................................................................................................................118
раздел 2. интеллектуально-речевое развитие учащихся
Глава 1. усвоение лексического строя речи ....................................................120
§ 1. работа над прямым и переносным значениями слов ....................120
§ 2. работа над синонимами ..........................................................................125
§ 3. работа над омонимами ............................................................................127
§ 4. работа над антонимами ...........................................................................128
Вопросы и задания .....................................................................................................129
Литература ................................................................................................................129
3
Стр.3
Глава 2. овладение фонетико-графическим строем речи ..........................130
§ 1. значение и задачи работы ......................................................................130
§ 2. пропедевтическая работа .......................................................................131
§ 3. Формирование представлений о звуках и буквах
на уроках русского языка .......................................................................132
§ 4. логопедическая работа ............................................................................137
§ 5. работа по овладению нормами орфоэпии ........................................139
Вопросы и задания .....................................................................................................142
Литература ................................................................................................................142
Глава 3. изучение элементов морфемики и словообразования ...............142
§ 1. Формирование понятий морфемики ..................................................142
§ 2. речевое развитие школьников при изучении темы
«состав слова» ...........................................................................................149
Вопросы и задания .....................................................................................................154
Литература ................................................................................................................154
Глава 4. осмысление и совершенствование грамматического
строя речи .....................................................................................................155
§ 1. имя существительное ..............................................................................155
§ 2. имя прилагательное .................................................................................166
§ 3. Местоимение ...............................................................................................172
§ 4. глагол .............................................................................................................174
§ 5. предлог .........................................................................................................182
§ 6. словосочетание ..........................................................................................184
§ 7. предложение ...............................................................................................188
Вопросы и задания .....................................................................................................195
Литература ................................................................................................................195
раздел 3. диагностика речевого развития учащихся
Глава 1. аспекты изучения речевого развития: краткий исторический
очерк ......................................................................................................................197
Глава 2. о критериях речевого развития учащихся в науке ......................213
Глава 3. требования к оценке письменных творческих работ
учащихся .................................................................................................................... 217
Глава 4. Методы оценки речевого развития учащихся
на уроках русского языка ...............................................................................219
§ 1. учет речевых ошибок в сочинениях учащихся ...............................219
§ 2. языковые задания .....................................................................................221
§ 3. тесты ..............................................................................................................224
Вопросы и задания .....................................................................................................228
Литература ................................................................................................................229
4
Стр.4