ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Методические рекомендации для студентов и учителей Учебное пособие 3-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2016 ББК 74.00 П76 А в т о р - с о с т а в и т е л ь Т. Ф. Орехова – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии начального образования МаГУ Р е ц е н з е н т ы: Т. В. Кружилина – доктор педагогических наук, профессор МаГУ; Т. Г. Неретина – кандидат педагогических наук, доцент МаГУ Принципы здоровьетворящего образования и их реаП76 лизация в условиях педагогического процесса школы. <...> Внедрение этих принципов в практику организации педагогического процесса в общеобразовательной школе, а также в любом другом образовательном учреждении обеспечит не только сохранение, но и укрепление, «наращивание» здоровья всех субъектов образовательного процесса, как учащихся, так и учителей. <...> Объективные «болезнетворные» факторы педагогического процесса связаны собственно с системой его организации, определяемой различными нормативными документами (учебными планами, программами, реальной организацией учебного дня учащихся, преобладающими организационными формами и методиками обучения и т.п.), субъективные – же факторы связаны с системой субъектных отношений двух типов: 1) Я – Я, то есть отношение субъекта к себе (ученика к себе, учителя к себе), и 2) Я – другой («учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-родитель», «ученик-родитель», «учитель-администрация», «ученик-администрация», «родитель-администрация» и т.д.) <...> . Наиболее значимыми для сохранения здоровья учащихся в учебном процессе являются отношения между учителем, учеником и его родителями. <...> Содержание субъектных отношений в системе «Учитель – Ученик – Родители» можно раскрыть при помощи матрицы, состоящей их девяти клеточек. <...> По горизонтали и по вертикали в этой матрице расположены позиции «учитель <...>
Принципы_здоровьетворящего_образования_и_их_реализация_в_условиях_педагогического_процесса_современной_школы.pdf
УДК 37.06
ББК 74.00
П76
А в т о р - с о с т а в и т е л ь
Т. Ф. Орехова – доктор педагогических наук, профессор кафедры
педагогики и психологии начального образования МаГУ
Р е ц е н з е н т ы:
Т. В. Кружилина – доктор педагогических наук, профессор МаГУ;
Т. Г. Неретина – кандидат педагогических наук, доцент МаГУ
Принципы здоровьетворящего образования и их реализация
в условиях педагогического процесса школы.
Методические указания для студентов и учителей [Электронный
ресурс] : учеб. пособие / сост. Т.Ф. Орехова. – 4-е изд., стереотип.
– М. : ФЛИНТА, 2021. – 43 с.
ISBN 978-5-9765-1209-2
В предлагаемых вниманию студентов и учителей методических
рекомендациях дается анализ принципов здоровьетворящего
образования. Внедрение этих принципов в практику организации
педагогического процесса в общеобразовательной школе, а также
в любом другом образовательном учреждении обеспечит не только
сохранение, но и укрепление, «наращивание» здоровья всех
субъектов образовательного процесса, как учащихся, так и учителей.
УДК
37.06
ББК 74.00
ISBN 978-5-9765-1209-2
© Орехова Т. Ф., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 4
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗДОРОВЬЕОРИНТИРОВАННОГО (ВАЛЕОГЕННОГО)
СОЗНАНИЯ.............................................................................................. 6
1. Принцип самодеятельности......................................................... 7
2. Принцип последовательности ..................................................... 7
3. Принцип взаимозависимости..................................................... 10
4. Принцип взаимообусловленности ............................................ 13
5. Принцип автономности................................................................ 14
6. Принцип постепенности и систематичности .......................... 17
ПРИНИЦПЫ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВЬЕТВОРЯЩЕГО
(ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО) ПОВЕДЕНИЯ .......................................... 18
1. Принцип взаимообозрения......................................................... 19
2. Принцип одобрения...................................................................... 23
3. Принцип согласия ......................................................................... 29
4. Принцип позитивной речевой установки................................. 32
5. Принцип личностного обращения............................................. 33
6. Принцип взаиморазвития............................................................ 34
7. Принцип безусловной любви ..................................................... 35
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................ 42
3
Стр.3