Н.В. Вараева, Е.С. Минькова Особенности становления образа взрослого в сознании детей и подростков, находящихся в условиях социально-реабилитационного центра Монография •ФЛИНТА• Вараева Н.В., Минькова Е.С. социально-реабилитационного центра Монография подростков, находящихся в условиях Особенности становления образа взрослого в сознании детей и 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 364.043.4 ББК 65.272 В18 Рецензенты: Маркова С.М. — доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Волжского государственного инженерно-педагогического университета; Чиркова Т.И. — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Нижегородского государственного педагогического университета В18 Вараева Н.В. <...> Особенности становления образа взрослого в детей и подростков, находящихся в сознании условиях социальнореабилитационного центра [Электронный ресурс]: монография / Н.В. Вараева, Е.С. Минькова. <...> ISBN 978-5-9765-1709-7 Монография сознании детей и подростков, находящихся в условиях социальнореабилитационного центра. <...> Авторами посвящена проблеме становления образа взрослого в проведен теоретический анализ литературы по проблеме восприятия человека человеком, обозначены особенности социальной ситуации развития воспитанников социальнореабилитационных центров. <...> В монографии выделены особенности становления образа взрослого в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра, а также психолого-педагогические закономерности построения взаимодействия между ребенком и взрослым, способствующего оптимизации представлений о взрослом. <...> Образ взрослого в сознании детей и подростков, находящихся в условиях социально–реабилитационного центра. <...> Влияние социальной ситуации развития на становление образа взрослого в сознании детей и подростков. <...> Особенности развития представлений о взрослом у детей и подростков, лишенных родительского <...>
Особенности_становления_образа_взрослого_в_сознании_детей_и_подростков,_находящихся_в_условиях_социально-реабилитационного_центра_(1).pdf
Вараева Н.В., Минькова Е.С.
социально-реабилитационного центра
Монография
подростков, находящихся в условиях
Особенности становления образа
взрослого в сознании детей и
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК 364.043.4
ББК 65.272
В18
Рецензенты:
Маркова С.М. — доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и
инновационной деятельности Волжского государственного инженерно-педагогического
университета;
Чиркова Т.И. — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии
Нижегородского государственного педагогического университета
В18
Вараева Н.В.
Особенности становления образа взрослого в
детей и подростков, находящихся
в
сознании
условиях социальнореабилитационного
центра [Электронный ресурс]: монография /
Н.В. Вараева, Е.С. Минькова. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА,
2013. — 145 с.
ISBN 978-5-9765-1709-7
Монография
сознании детей и подростков, находящихся в условиях социальнореабилитационного
центра. Авторами
посвящена проблеме становления образа взрослого в
проведен
теоретический
анализ
литературы по проблеме восприятия человека человеком, обозначены
особенности социальной ситуации развития воспитанников социальнореабилитационных
центров.
В монографии выделены особенности становления образа взрослого
в сознании воспитанников социально-реабилитационного центра, а
также психолого-педагогические закономерности построения взаимодействия
между ребенком и взрослым, способствующего оптимизации представлений о
взрослом.
Предназначена для подготовки педагогов и психологов.
УДК 364.043.4
ББК 65.272
ISBN 978-5-9765-1709-7
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................................................................ 5
Глава 1. Образ взрослого в сознании детей и подростков, находящихся в
условиях социально–реабилитационного центра.
1.1. Образ и представление как компоненты сознания и деятельности
..................................................................................................... 8
1.2. Механизмы социальной перцепции и роль социально–
перцептивных образов в развитии самосознания и личности
детей и подростков ..................................................................... 15
1.3. Влияние социальной ситуации развития на становление образа
взрослого в сознании детей и подростков................................. 29
1.4. Особенности развития представлений о взрослом у детей и
подростков, лишенных родительского попечительства ............ 34
1.5. Особенности социальной ситуации развития ребенка в условиях
социально-реабилитационного центра ....................................... 38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование образа взрослого в
сознании детей и подростков из семьи и в условиях социальнореабилитационного
центра
2.1. Описание предмета, целей, задач и методов исследования ....... 45
2.2. Разработка диагностического инструментария для исследования
образа взрослого в сознании детей и подростков, находящихся в
условиях социально-реабилитационного центра для
несовершеннолетних ................................................................... 49
2.3. Организация констатирующего эксперимента ........................... 56
Глава 3. Особенности образа взрослого в сознании детей и подростков,
находящихся в условиях социально-реабилитационного центра для
несовершеннолетних
3
Стр.3
3.1. Гендерные особенности образа взрослого в сознании детей 5-7
лет, находящихся в условиях социально-реабилитационного
центра .......................................................................................... 62
3.2. Гендерные особенности образа взрослого в сознании детей
младшего школьно возраста, находящихся в условиях социальнореабилитационного
центра ......................................................... 76
3.3. Гендерные особенности образа взрослого в сознании подростков
11-15
лет, находящихся в условиях
социальнореабилитационного
центра ......................................................... 86
3.4. Возрастная динамика образа взрослого в сознании детей и
подростков, находящихся в условиях
реабилитационного центра ......................................................... 92
Глава 4. Пути оптимизации образа взрослого в сознании детей и подростков
через организацию психолого–педагогической деятельности в условиях
центров социальной реабилитации для несовершеннолетних
4.1. Особенности образа взрослого в сознании педагогов социальнореабилитационного
центра для несовершеннолетних................ 96
4.2. Психолого-педагогические закономерности и роль педагога и
психолога в становлении образа взрослого в сознании детей и
подростков в условиях социально-реабилитационного центра
................................................................................................... 103
4.3. Описание программы оптимизации образа взрослого в сознании
детей и подростков в условиях социально-реабилитационного
центра ........................................................................................ 105
Заключение ................................................................................................ 108
Список литературы ................................................................................... 110
Глоссарий ................................................................................................... 126
Приложения ................................................................................................ 129
социально4
Стр.4