. 7 Раздел 2. вклад врачей-физиологов и психиатров в становление психологической науки . <...> м55 история отечественной психологии конца XIX — начала XX в. : учеб. пособие / н.н. мехтиханова. — м. <...> ISBN 978-5-9765-0346-5 (Флинта) ISBN 978-5-9770-0515-9 (ноу впо «мпси») настоящее учебное пособие знакомит с именами выдающихся отечественных ученых конца XIX — начала XX в., чьи труды до последнего времени были малодоступны по идеологическим причинам. однако эти труды в истории психологии представляют особую ценность. в пособии показаны вклад врачей-физиологов в становление психологической науки (и.м. сеченов, в.м. бехтерев, и.п. павлов, и.а.сикорский и др.), а также развитие психолого-педагогических знаний в трудах таких ученых, как к.д. ушинский, п. <...> 29 и.а. сикорский: комплексный подход к изучению и развитию ребенка . <...> Ф. лесгафт: концепция об умственном и физическом развитии личности . <...> 187 введение интерес к истории отечественной психологии возрастает с каждым годом, появляются новые имена, намеренно забытые официальной наукой, издаются ранее запрещенные работы. история психологии, как никакая другая отрасль психологической науки, была в нашей стране долгое время чрезвычайно сильно идеологизирована. в последнее десятилетие появилось много работ, в которых по-новому, объективно и полно раскрываются проблемы, этапы большого исторического пути российской психологии, иначе рас ставляются акценты. все это, несомненно, важно для понимания настоящего состояния науки и прогнозирования ее будущего. курс «история психологии» является одним из самых объемных при подготовке психологов-профессионалов, его изучают практически во всех вузах, готовящих специалистов разных отраслей психологии. изучение курса оказывается важным систематизирующим звеном в научной подготовке психологов, при этом решается ряд задач — воспитательная, мотивирующая, систематизирующая и др. главными целями преподавания курса являются не просто освоение знаний, а развитие <...>
История_отечественной_психологии_конца_XIX_-_начала_ХХ_веков.pdf
Н.Н. МехтихаНова
история отечественной психологии
конца XIX — начала XX в.
учебное пособие
2-е издание, стереотипное
Рекомендовано Редакционноиздательским Советом
Российской академии образования
к использованию в качестве учебного пособия
москва
издательство «Флинта»
2016
1
Стр.1
удк 159.9(075.8)
ббк 88.1я73
м55
главный редактор д-р псих. н., проф., акад. Рао д.и. Фельдштейн
зам. главного редактора д-р псих. н., проф., акад. Рао с.к. бондырева
Члены редакционной коллегии:
д-р псих. н., проф., акад. Рао Ш.а. амонашвили; д-р пед. н., член-корр.
Рао в.а. болотов; д-р псих. н., проф., акад. Рао а.а. деркач;
д-р псих. н., проф., акад. Рао а.и. донцов; д-р псих. н., проф., акад. Рао
и.в. дубровина; д-р псих. н., проф. в.п. зинченко; д-р филол. н., проф.,
акад. Рао в.г. костомаров; д-р пед. н., проф., акад. Рао н.н. малофеев;
д-р физ.-мат. н., проф., акад. Рао в.л. матросов; д-р пед. н., проф.,
акад. Рао н.д. никандров; д-р псих. н., проф., акад. Рао в.в. Рубцов;
д-р пед. н., проф., акад. Рао м.в. Рыжаков; д-р ист. н., проф. Э.в. сайко
Мехтиханова Н.Н.
м55 история отечественной психологии конца XIX — начала
XX в. [Электронный ресурс] : учеб. пособие / н.н. мехтиханова.
— 2-е изд., стер. — м. : Флинта, 2016. — 190 с.
ISBN 978-5-9765-0346-5
настоящее учебное пособие знакомит с именами выдающихся
отечественных ученых конца XIX — начала XX в., чьи труды до
последнего времени были малодоступны по идеологическим причинам.
однако эти труды в истории психологии представляют особую ценность.
в пособии показаны вклад врачей-физиологов в становление
психологической науки (и.м. сеченов, в.м. бехтерев, и.п. павлов,
и.а.сикорский и др.), а также развитие психолого-педагогических
знаний в трудах таких ученых, как к.д. ушинский, п.Ф. каптерев,
в.в. зеньковский и др.
для студентов, обучающихся по специальности 020400
психология.
удк 159.9(075.8)
ббк 88.1я73
ISBN 978-5-9765-0346-5
© мехтиханова н.н., 2016
© издательство «Флинта», 2016
2
Стр.2
оглавление
введение .....................................................................................................5
Раздел 1. общая характеристика состояния
отечественной психологии конца хIх — начала хх в. .......... 7
Раздел 2. вклад врачей-физиологов и психиатров
в становление психологической науки .................................... 13
и.м. сеченов: основание экспериментального подхода
в психологии ................................................................................... 13
в.м . бехтерев: рефлексология, концепция
психического здоровья нации ..................................................... 20
и.п. павлов: роль психофизиологических работ
в развитии психологии ................................................................. 29
и.а. сикорский: комплексный подход к изучению
и развитию ребенка ....................................................................... 41
а.а. ухтомский: теория доминанты, гуманистическое
учение о человеке .......................................................................... 67
а.Ф. лазурский: характерология, типология личности .......... 75
п.Ф. лесгафт: концепция об умственном и физическом
развитии личности ......................................................................... 87
п.б. ганнушкин: разработка концепции
пограничных состояний ............................................................... 99
в.п. кащенко: создание коррекционной психологии
и педагогики .................................................................................. 103
Р а з д е л 3. Развитие психолого-педагогических знаний ........ 109
к.д. ушинский: концепция нравственного воспитания
личности ........................................................................................ 109
п.Ф. каптерев: основание педагогической психологии ...... 125
3
Стр.3
а.п. нечаев: основание экспериментальной
педагогической психологии ....................................................... 150
м.м. Рубинштейн: концепция гармоничного развития
личности ........................................................................................ 166
в.в. зеньковский: религиозно-педагогическая
концепция воспитания ............................................................... 173
заклюЧение ...................................................................................... 186
литеРатуРа ......................................................................................... 187
4
Стр.4