Учебное пособие по коррекционной педагогике Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ Учебное пособие по коррекционной педагогике 4-е издание, стереотипное Под общей редакцией Т.Г. Неретиной Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 1 УДК 37.013.8(075.8) ББК 74.3я73 И88 Реценз ент: д-р. пед. наук, проф. <...> Троицкого пед. колледжа: Е.Е. Угринова, Н.Н. Кирилюк, Л.Ю. Суфлян, Н.М. Заякина; физинструктор, педагог 1 категории МДОУ «Детский сад № 5 (г. Троицк) Е.Н. Болотова; директор МОУ «Детский дом» (г. Троицк) Н.А. Еремеева; директор МБОУ СПО «Троицкий государственный университет» В.О. Королева Использование артпедагогических технологий в коррекциИ88 онной работе [Электронный ресурс]: учеб. пособие / сост. <...> Коррекционная работа с «трудными детьми» и детьми «группы риска» . <...> Использование нетрадиционных техник рисования в процессе коррекционно-развивающего обучения детей . <...> Использование элементов пластилинографии в работе с детьми дошкольного возраста . <...> Система занятий по изотворчеству для старших дошкольников с задержкой психического развития . <...> Система занятий по коррекции девиантного поведения у младших школьников в учебном процессе . <...> Программа по бисероплетению для младших школьников «Ступеньки мастерства» . <...> Система занятий по ознакомлению старших дошкольников с мозаикой с целью развития мелкой моторики рук . <...> Цель предлагаемого материала — помочь студентам, будущим профессиональным педагогам на основе активной самостоятельной работы систематизировать, уточнить и расширить теоретические знания основ коррекционной педагогики, познакомиться с практическими аспектами коррекционной работы с проблемными детьми средствами артпедагогики, ориентировать на углубленное изучение методической литературы. <...> Проблемные дети — это особые дети, им нужно уделять особое внимание и в большей степени, т.е. чуть больше терпения, 7 любви, внимания <...>
Использование_артпедагогических_технологий_в_коррекционной_работе_(1).pdf
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
АРТПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
Учебное пособие
по коррекционной педагогике
6-е издание, стереотипное
Под общей редакцией Т.Г. Неретиной
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
1
Стр.1
УДК 37.013.8(075.8)
ББК 74.3я73
И88
Р е ц е н з е н т:
д-р. пед. наук, проф. МаГУ Т.Ф. Орехова
С о с т а в и т е л и:
канд. пед. наук, доц. каф. ППД МаГУ Т.Г. Неретина;
ст. преп. каф. ППД МаГУ С.В. Клевесенкова;
преп. Троицкого пед. колледжа: Е.Е. Угринова, Н.Н. Кирилюк,
Л.Ю. Суфлян, Н.М. Заякина; физинструктор, педагог 1 категории
МДОУ «Детский сад № 5 (г. Троицк) Е.Н. Болотова;
директор МОУ «Детский дом» (г. Троицк) Н.А. Еремеева;
директор МБОУ СПО «Троицкий государственный университет»
В.О. Королева
И 88
Использование артпедагогических технологий в коррекционной
работе[Электронный ресурс]: учеб. пособие / сост. Т.Г. Неретина,
С.В. Клевесенкова, Е.Е. Угринова, Н.Н. Кирилюк, Е.Н. Болотова,
Н.М. Заякина, Л.Ю. Суфлян, Н.А. Еремеева, В.О. Королева; под общ.
ред. Т.Г. Неретиной. — 6-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2019. — 276 с.
ISBN 978-5-9765-1416-4
В пособии раскрыты основные теоретические и практические вопросы
коррекционной педагогики и артпедагогики. Особое внимание
уделено практическим аспектам использования артпедагогических
техник в коррекционной работе с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой
и поведенческой сферах как в условиях образовательного
учреждения, так и в условиях семьи.
Для студентов заочного и дневного отделений педагогических
вузов, а также для педагогов общеобразовательных и специальных
(коррекционных) образовательных учреждений, родителей, воспитателей
ДОУ, психологов, дефектологов, логопедов и других специалистов.
УДК
37.013.8(075.8)
ББК 74.3я73
ISBN 978-5-9765-1416-4
2
© Колл. составителей, 2013
© Издательство «ФЛИНТА», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ................................................................................................................... 5
Блок 1. ТЕОРЕЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ .......................................................................................................... 7
1.1. Профессиональная деятельность и личность педагога
системы специального образования .................................................... 7
1.2. Сущность и содержание коррекционной работы ..........................13
1.3. Лечебно-педагогические методы коррекции ..................................22
1.4. Коррекционная работа с «трудными детьми» и детьми
«группы риска» ..........................................................................................29
1.5. Психологическая устойчивость педагога .........................................50
Блок 2. ТЕХНОЛОГИИ АРТПЕДАГОГИКИ ................................................53
2.1. Теоретические основы артпедагогики ...............................................53
2.2. Танцетерапия (танцетворчество) ........................................................62
2.3. Музыкотерапия .........................................................................................67
2.4. Изотерапия (изотворчество) ................................................................72
2.5. Использование нетрадиционных техник рисования
в процессе коррекционно-развивающего обучения детей .........76
2.6. Бумагопластика .........................................................................................95
2.7. Использование элементов клоунтерапии в работе
с детьми дошкольного возраста .........................................................100
2.8. Использование элементов пластилинографии в работе
с детьми дошкольного возраста .........................................................103
2.9. Сказкотерапия .........................................................................................108
2.10. Куклотерапия ...........................................................................................113
2.11. Библиотерапия ........................................................................................116
2.12. Игротерапия .............................................................................................117
2.13. Педагогическая игра «Здравствуйте» .............................................125
2.14. Использование рефлексии в коррекционной работе .................127
2.15. Технология развивающейся кооперации (ТРК) ..........................131
2.16. Семейные и коллективные игры на развитие внимания,
памяти, наблюдательности ..................................................................132
Блок 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ
АРТПЕДАГОГИКИ ................................................................................138
3.1. Система занятий по изотворчеству для старших
дошкольников с задержкой психического развития ..................138
3.2. Система занятий по коррекции девиантного поведения
у младших школьников в учебном процессе .................................157
3
Стр.3
3.3. Использование мозаики при работе с дошкольнкиами
с нарушениями речи ..............................................................................199
3.4. Программа по бисероплетению для младших школьников
«Ступеньки мастерства» ......................................................................203
3.5. Использование игротерапии в коррекционно-развивающей
работе ..........................................................................................................213
3.6. Комплекс коррекционно-развивающих игр для детей
с особыми образовательными потребностями .............................222
3.7. Система занятий по ознакомлению старших дошкольников
с мозаикой с целью развития мелкой моторики рук ..................246
3.8. Занятия, направленные на коррекцию межличностных
отношений младших школьников с нарушениями
познавательной деятельности на уроках общения .....................252
3.9. Тексты притч ............................................................................................264
Заключение .................................................................................................................267
Приложение ................................................................................................................269
Литература ..................................................................................................................270
4
Стр.4