М.И. Шилова, О.Н. Тютюкова Гуманитарная основа формирования черт характера подростков Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей, учителей гуманитарных предметов, организаторов воспитательного процесса, классных руководителей общеобразовательных школ 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 37.013(075.8) ББК 74 Ш 59 Рецензенты: Гафурова Н.В., доктор педагогических наук, профессор Халимова Н.М., доктор педагогических наук, профессор Шилова М.И. <...> Ш 59 Гуманитарная основа формирования черт характера подростков: учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей, учителей гуманитарных предметов, организаторов воспитательного процесса, классных руководителей общеобразовательных школ [Электронный ресурс] / М.И. Шилова, О.Н. Тютюкова. <...> : «ФЛИНТА», 2014 ISBN 978-5-9765-1874-2 В пособии раскрыта сущность и структура характера человека, описаны условия и факторы его формирования, представлена организация педагогической деятельности по формированию характера школьника, предложена диагностика изучения уровней проявления формирующихся черт характера подростков. <...> В Федеральной целевой программе развития российского образования в качестве социального требования обозначена необходимость в «современно образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны»2 . воспитания Таким образом, перед системой российского образования ставятся задачи духовно-нравственной и деятельно-волевой личности, соответствующих черт характера нового поколения российских граждан. <...> Сензитивным периодом для развития деятельно-волевой сферы, по мнению психологов, является подростковый возраст. <...> Обращение к проблеме формирования у подростков нравственных <...>
Гуманитарная_основа_формирования_черт_характера_подростков.pdf
М.И. Шилова, О.Н. Тютюкова
Гуманитарная основа формирования
черт характера подростков
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей,
учителей гуманитарных предметов, организаторов воспитательного процесса,
классных руководителей общеобразовательных школ
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2019
Стр.1
УДК 37.013(075.8)
ББК 74
Ш 59
доктор педагогических наук, профессор
Халимова Н.М.,
Рецензенты:
Гафурова Н.В.,
доктор педагогических наук, профессор
Ш 59
Шилова М.И.
Гуманитарная основа формирования черт характера подростков: учебно-методическое
пособие для студентов педагогических специальностей, учителей гуманитарных
предметов, организаторов воспитательного процесса, классных руководителей
общеобразовательных школ [Электронный ресурс] / М.И. Шилова, О.Н. Тютюков. —
3 е - изд., стер. – М.: «ФЛИНТА», 2019. — 178 с.
ISBN 978-5-9765-1874-2
В пособии раскрыта сущность и структура характера человека, описаны условия и
факторы его формирования, представлена организация педагогической деятельности по
формированию характера школьника, предложена диагностика изучения уровней
проявления формирующихся черт характера подростков.
Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам
третьего поколения в рамках психолого-педагогической подготовки будущего учителя
является учебно-методическим пособием для курса по выбору «Формирование
нравственных деятельно-волевых черт характера школьников на гуманитарной основе».
УДК 37.013(075.8)
ББК 74
ISBN 978-5-9765-1894-0
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие .......................................................................................................... 3
Раздел 1 Ценность характера в контексте современных проблем его
формирования ................................................................................................ 7
1.1 Характер, его сущность и структура .............................................................. 7
1.2 Условия и факторы формирования характера................................................. 24
1.3 Изучение и анализ сформированности черт характера подростков ................ 54
Раздел 2. Учителю и классному руководителю о гуманитарных основах
формирования нравственных деятельно-волевых черт характера
подростков............................................................................................................ 67
2.1. Дидактический материал по русскому языку как знаниевая основа
формирования черт характера подростков ............................................................ 67
2.2. Анализ поступков литературных героев как средство формирования
характера подростков ............................................................................................ 87
2.3.Формирование черт характера подростков в процессе их гуманитарного
творчества .............................................................................................................. 106
2.4. Классному руководителю о воспитании характера подростков в социально
значимой деятельности .......................................................................................... 128
Рекомендательный библиографический список .............................................. 139
Приложения.......................................................................................................... 147
Анкета для определения уровня развития волевых привычек школьников .......... 147
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней
проявления формирующихся черт характера подростков..................................... 149
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения
проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников .............. 156
Экран проявлений активности школьников во внеурочной деятельности ............ 159
Сочинения – былины на историко-героическую тему. Загадки ............................ 161
Сценарий семейного фольклорного праздника «Посиделки с пирогами» ............ 163
Этический словарик (значение черт характера) ..................................................... 173
177
Стр.177