Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Учебное пособие высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540300 (050300) — Филологическое образование Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов М.А. ЧЕРНЯК МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА 4-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2013 УДК 821.161.1(075) ББК 83.3(2Рос=Рус)6 Ч49 Р ец ен з е н т ы: д-р филол. наук, проф. д-р филол. наук, проф. <...> ISBN 978-5-9765-0052-5 Пособие посвящено одному из дискуссионных и малоизученных явлений современной культуры — российской массовой литературе ХХ в., процессам ее становления от популярных произведений начала века (романов А. Вербицкой <...> и др.) и авантюрного романа 1920-х гг. до формирования отечественного детектива, мелодрамы, исторического романа и других жанров в конце ХХ в. <...> 26 Ранняя проза А.П. Чехова в контексте литературной иерархии рубежа XX–XXI веков . <...> 50 Пути развития массовой литературы начала ХХ века: от Ната Пинкертона к А. Вербицкой <...> . 61 «Красный Пинкертон» и развитие авантюрного романа 1920-х годов. <...> 85 Тема путешествия в авантюрном романе 1920-х годов. <...> 106 Мистификация и пародия в авантюрном романе 1920-х годов. <...> «Жанры» как этап в развитии современной беллетристики . <...> 307 Трансформация классического художественного текста как феномен современной массовой литературы. <...> Термин достаточно условен и обозначает не столько широту распространения того или иного издания1 , , сколько определенную жанровую парадигму, в которую входят детектив, фантастика, фэнтези, мелодрама и др. <...> , «исследование реальной истории художественной литературы уступило место обстоятельному описанию хороших книг, <…> наука о литературе превратилась в “Жизнь замечательных людей”, а из литературоведения ушел вопросительный знак» [Белинков, 2002: 509], социология литературы как дисциплина не разрабатывалась. <...> Социология литературы в современном ее понимании, безусловно, расходится и в целях <...>
Массовая_литература_ХХ_века.pdf
Допущено Учебно-методическим объединением
по направлениям педагогического образования
Учебное пособие
высших учебных заведений, обучающихся по направлению
540300 (050300) — Филологическое образование
Министерства образования и науки РФ
в качестве учебного пособия для студентов
М.А. ЧЕРНЯК
МАССОВАЯ
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ÔЛИНТА»
2013
Стр.1
УДК 821.161.1(075)
ББК 83.3(2Ðîñ=Ðóñ)6
×49
Р ец ен з е н т û:
ä-ð ôèëîë. íàóê, ïðîô.
ä-ð ôèëîë. íàóê, ïðîô.
×49
;
Черняк М.А.
Массовая литература XX века [Электронный ресурс]: ó÷åá.
пособие / Ì.À. ×åðíÿê. — 4-е изд., стер. — Ì. : ÔЛИНТА,
2013. — 432 ñ.
ISBN 978-5-9765-0052-5
Пособие посвящено одному из дискуссионных и малоизученных
явлений современной культуры — российской массовой литературе
ХХ в., процессам ее становления от популярных произведений начала
века (романов А. Вербицкой, М. Арцыбашева и др.) и авантюрного
романа 1920-х гг. до формирования отечественного детектива,
мелодрамы, исторического романа и других жанров в конце ХХ в.
(À. Ìàðèíèíà, Á. Àêóíèí, Ä. Донцова и äð.). Становление
массовой литературы ХХ в. рассматривается в широком контексте
социокультурных проблем.
Для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных факультетов
вузов, специалистов-филологов.
УДК 821.161.1(075)
ББК 83.3(2Ðîñ=Ðóñ)6
ISBN 978-5-9765-0052-5
© Издательство «ÔЛИНТА», 2013
Блюм À.Â.
Тимина С.И.
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Массовая литература ХХ века в условиях
индустриального общества ................................................... 5
«Переходные ýïîõè» и феномен массовой ëèòåðàòóðû........... 26
Ранняя проза А.П. Чехова в контексте литературной
иерархии рубежа XX–XXI веков ......................................... 50
Пути развития массовой литературы начала ХХ века:
от Ната Пинкертона к А. Вербицкой,
Ì. Арцыбашеву и äð. ........................................................... 61
«Красный Пинкертон» и развитие авантюрного романа
1920-õ ãîäîâ......................................................................... 85
Тема путешествия в авантюрном романе 1920-õ ãîäîâ....106
Мистификация и пародия в авантюрном романе
1920-õ ãîäîâ...............................................................112
Авантюрный роман 1920-õ годов и ãàçåòà......................117
Кинематографичность авантюрного романа
1920-õ ãîäîâ...............................................................122
Беллетристика как «ñðåäèííîå» поле литературы ..................140
Путь от авантюрного романа к беллетристике
как стратегия развития творчества писателей ...........141
Феномен женской беллетристики .................................156
«Мидл-литература» в контексте современного
литературного процесса ............................................171
Проект Б. Акунина «Жанры» как этап в развитии
современной беллетристики ..............................................190
Поэтика современной отечественной массовой
литературы .........................................................................204
Массовый писатель и массовый читатель в условиях
новой социокультурной ситуации ............................204
Образ читателя как организующая доминанта массовой
литературы ................................................................214
Категория «àâòîðà» в массовой литературе ............................230
Женский детектив: творчество А. Марининой
и векторы развития жанра ..................................................259
3
Стр.3
Поэтика повседневности современной массовой литературы...284
Типологические черты любовного романа
рубежа ÕÕ–ÕÕI веков ........................................................307
Трансформация классического художественного текста как
феномен современной массовой ëèòåðàòóðû.....................335
Поэтика заглавия в массовой литературе ...............................369
Лексико-стилистическое своеобразие современной
массовой ëèòåðàòóðû..........................................................386
Çàêëþ÷åíèå.............................................................................397
Áèáëèîãðàôèÿ.........................................................................411
Стр.4