Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. В 2 кн. Кн. 2. Строфика (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторФедотов О. И.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц486
ID244691
АннотацияКнига состоит из двух частей: первой, раскрывающей специфику стихотворной речи, ее релевантные признаки и коренные отличия от речи нестихотворной; и второй, посвященной метрике и ритмике, в которой выявляются и описываются фольклорные и литературные корни русской стиховой культуры, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая система стихосложения, верлибр и литературная стихопроза.
Кому рекомендованоПособие адресовано студентам и аспирантам филологических факультетов, учителям и учащимся педагогических училищ, лицеев и школ с гуманитарным уклоном, а также самому широкому кругу любителей поэзии.
ISBN978-5-89349-365-8
УДК820/83.0
ББК83.3
Федотов, О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. В 2 кн. Кн. 2. Строфика : [учеб. пособие] / О. И. Федотов .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022 .— 486 с. — ISBN 978-5-89349-365-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/244691 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О.И. Федотов ОСНОВЫ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ РУССКОГО СТИХА Книга 2 Строфика 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «Флинта» 2012 УДК 820/83.0 ББК 83.3 Ф34 Р е ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, проф. <...> Понятие строфы и ее типология 5 Г лава 1 ПОНЯТИЕ СТРОФЫ И ЕЕ ТИПОЛОГИЯ Горизонтально-вертикальное развертывание стихотворного текста осуществляется двумя противоположными способами: 1) либо речевой поток членится на более или менее соизмеримые группы стихов, 2)либо идет сплошняком, сохраняя естественную целостность со свободным, неупорядоченным чередованием строк. <...> Ритмическое движение строфического стиха можно сравнить с марширующими на параде одинаковыми колоннами, астрофический стих напоминает, скорее, непрерывное спонтанное шествие группирующихся в произвольные ассоциации демонстрантов. <...> Сам термин «строфа» греческого происхождения: strophe— кружение, поворот (свою внутреннюю форму термин «строфа» сохранил в польском языке — zwrotka) — так древние эллины называли порцию стихотворного текста, которую успевал пропеть хор трагедии или комедии, завершив один круг по орхестре; двигаясь по тому же кругу в обратном направлении, хор исполнял антистрофу; в совокупности они составляли систему. <...> Вопрос «где и когда впервые прозвучала строфа?» не имеет однозначного ответа. <...> В античной метрике строфа представляла собой комбинацию особым образом организованных стихов. <...> Иванова) В новое время, после крестовых походов (IХ–ХI вв.), Западная Европа познакомилась с рифмой, до этого эпизодически самопроизвольно появлявшейся в речевых жанрах фольклора и более или менее регулярно — в христианской лирике раннего средневековья (в так называемом леонинском стихе), и она стала, как и у арабов, совершенным инструментом необыкновенного разнообразия строфических форм в рыцарской лирике. <...> В дальнейшем сознательный отказ от рифмы воспринимается уже как минус-прием (Ю.М.Лотман), благодаря чему роль релевантного <...>
Основы_русского_стихосложения._Теория_и_история_русского_стиха._В_2_кн._Кн._2._Строфика.pdf
УДК 820/83.0 ББК 83.3 Ф34 Р е ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, проф. С.И. Кормилов; каф. рус. и зарубеж. лит. Ставропольского гос. ун-та Федотов О.И. Ф34 Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 2 : Строфика / Федотов О.И. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 486 с. — ISBN 978-5-89349-365-8. — Текст : электронный. Книга состоит из двух частей: первой, раскрывающей специфику стихотворной речи, ее релевантные признаки и коренные отличия от речи нестихотворной; и второй, посвященной метрике и ритмике, в которой выявляются и описываются фольклорные и литературные корни русской стиховой культуры, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая система стихосложения, верлибр и литературная стихопроза. Пособие адресовано студентам и аспирантам филологических факультетов, учителям и учащимся педагогических училищ, лицеев и школ с гуманитарным уклоном, а также самому широкому кругу любителей поэзии. УДК 820/83.0 ББК 83.3 ISBN 978-5-89349-365-8 © Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
Литература по темам 483 Содержание Часть III. ÑÒÐÎÔÈÊÀ............................................................. 3 Глава 1. ПОНЯТИЕ СТРОФЫ И ЕЕ ТИПОЛОГИЯ ............................ 4 Глава 2. МОНОСТИХ ............................................................................. 19 Глава 3. ДИСТИХ (ÄÂÓÑÒÈØÈÅ) ...................................................... 25 3.1. Элегический дистих .................................................................... 25 3.2. Газелла ......................................................................................... 40 3.3. Силлабическое двоестрочие ...................................................... 45 3.4. Александрийский стих ............................................................... 46 Глава 4. ТЕРЦЕТ (ÒÐÅÕÑÒÈØÈÅ) ..................................................... 65 4.1. Ритурнель .................................................................................... 74 4.2. Терцины ....................................................................................... 81 Глава 5. КАТРЕН (×ÅÒÂÅÐÎÑÒÈØÈÅ) ............................................. 127 5.1. Рубаи и их дериваты .................................................................. 158 5.2. Пантум ........................................................................................ 164 5.3 Рондо ........................................................................................... 166 Глава 6. ПЯТИСТИШИЕ ...................................................................... 167 Глава 7. ШЕСТИСТИШИЕ .................................................................. 178 7.1. Секстины .................................................................................... 202 Глава 8. СЕМИСТИШИЕ ..................................................................... 212 8.1. Бородинское семистишие ......................................................... 212 Глава 9. ВОСЬМИСТИШИЕ ................................................................ 220 9.1. Сицилиана .................................................................................. 224 9.2. Октава ......................................................................................... 225 9.3. Триолет ....................................................................................... 249 9.4. Балладное восьмистишие .......................................................... 255 Глава 10. ДЕВЯТИСТИШИЕ ............................................................... 269 10.1. Спенсерова строфа .................................................................... 269 10.2. Нона ............................................................................................ 272
Стр.483
Стр.484