Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. В 2 кн. Кн. 1. Метрика и ритмика (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторФедотов О. И.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц360
ID244690
АннотацияКнига состоит из двух частей: первой, раскрывающей специфику стихотворной речи, ее релевантные признаки и коренные отличия от речи нестихотворной; и второй, посвященной метрике и ритмике, в которой выявляются и описываются фольклорные и литературные корни русской стиховой культуры, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая система стихосложения, верлибр и литературная стихопроза.
Кому рекомендованоПособие адресовано студентам и аспирантам филологических факультетов, учителям и учащимся педагогических училищ, лицеев и школ с гуманитарным уклоном, а также самому широкому кругу любителей поэзии.
ISBN978-5-89349-311-5
УДК820/83.0
ББК83.3
Федотов, О. И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. В 2 кн. Кн. 1. Метрика и ритмика : [учеб. пособие] / О. И. Федотов .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022 .— 360 с. — ISBN 978-5-89349-311-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/244690 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О.И. Федотов ОСНОВЫ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ РУССКОГО СТИХА Книга 1 Метрика и ритмика 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «Флинта» 2012 УДК 820/83.0 ББК 83.3 Ф34 Р е ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, проф. <...> Теория и история русского стиха : в 2-х кн. <...> ISBN 978-5-89349-311-5 Книга состоит из двух частей: первой, раскрывающей специфику стихотворной речи, ее релевантные признаки и коренные отличия от речи нестихотворной; и второй, посвященной метрике и ритмике, в которой выявляются и описываются фольклорные и литературные корни русской стиховой культуры, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая система стихосложения, верлибр и литературная стихопроза. <...> Русское стихосложение»), А.А.Илюшина («Русское стихосложение»), П.А.Руднева («Введение в науку о русском стихе»), Е.Г.Эткинда («Разговор о стихах», «Материя стиха»), к сожалению, или труднодоступны, или затрагивают лишь отдельные проблемы стиховедения. <...> Данная книга представляет собой историко-типологический очерк одной из самых совершенных и богатых версификационных систем в европейской и мировой поэзии — русской стиховой культуры. <...> Особое внимание уделяется проблемам специфики стихотворной речи, взаимодействию стиха и прозы, происхождению национального стихосложения в устной и письменной традиции и его исторической эволюции, которая предстает в виде закономерной последовательности досиллабического стиха, силлабики, силлаботоники, тоники, верлибра и разнообразных стихопрозаических форм, а также параллельного их сосуществования. <...> Среди проблем, имеющих первостепенное значение и требующих первоочередного решения, выделяются следующие: 1) проблема специфики стихотворной речи, 2) проблема происхождения и исторической эволюции отечественной стиховой культуры, 3) проблема типологии стиховых форм и, наконец, 4) проблема содержательности стиха в целом, а также на уровне метрики, ритмики, строфики, рифмы и звуковой организации. <...> Некоторое время <...>
Основы_русского_стихосложения._Теория_и_история_русского_стиха._В_2_кн._Кн._1._Метрика_и_ритмика.pdf
УДК 820/83.0 ББК 83.3 Ф34 Р е ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, проф. С.И. Кормилов; каф. рус. и зарубеж. лит. Ставропольского гос. ун-та Федотов О.И. Ф34 Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 1 : Метрика и ритмика / Федотов О.И. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 360 с. — ISBN 978-5-89349-311-5. — Текст : электронный. Книга состоит из двух частей: первой, раскрывающей специфику стихотворной речи, ее релевантные признаки и коренные отличия от речи нестихотворной; и второй, посвященной метрике и ритмике, в которой выявляются и описываются фольклорные и литературные корни русской стиховой культуры, силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая система стихосложения, верлибр и литературная стихопроза. Пособие адресовано студентам и аспирантам филологических факультетов, учителям и учащимся педагогических училищ, лицеев и школ с гуманитарным уклоном, а также самому широкому кругу любителей поэзии. УДК 820/83.0 ББК 83.3 ISBN 978-5-89349-311-5 © Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
Литература по темам 357 Содержание От автора ................................................................................................... 3 Введение ...................................................................................................... 6 Часть I . СТИХ И ПРОЗА. ПРОБЛЕМА СПЕЦИФИКИ СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ ..........................................9 Глава 1. ПОНЯТИЯ «ÑÒÈÕ», «ÏÎÝÇÈß», «ÏÐÎÇÀ ............................ 10 Глава 2. РИФМА В СТИХЕ И ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ ....................... 14 Глава 3. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ РИТМА .............................................. 27 Глава 4. МЕТР: АБСОЛЮТНЫЙ ИЛИ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ÑÒÈÕÀ? ................................................................. 30 Глава 5. СЕГМЕНТАЦИЯ РЕЧЕВОГО ПОТОКА НА СТИХИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ............................................................ 36 Часть II. МЕТРИКА И РИТМИКА. ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ ................................................ 39 Глава 1. МЕТРИЧЕСКАЯ (АНТИЧНАЯ) СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ ............................................................................. 40 1.1. Слагаемые стихового ряда в античной метрике ...................... 40 1.2. Основные античные метры ....................................................... 44 Глава 2. ФОЛЬКЛОРНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОРНИ РУССКОГО ÑÒÈÕÀ....................................................................................... 53 2.1. Эмбриональная стихопроза в памятниках устного народного творчества .................................................................................... 53 2.2. Опыт старших иноязычных версификаций и становление русского литературного ñòèõà. .................................................. 73 2.2.1. Оппозиция «ñòèõ—ïðîçà» в античной риторике ......... 73 2.2.2. Формы стиха в византийской поэзии ........................... 76 2.2.3. О первых опытах славянского стихотворства ............... 79 2.3. Эмбриональная стихопроза в памятниках древнерусской довиршевой литературы ............................................................. 91 2.3.1. Развитие эмбриональных элементов музыкальноречевого стиха в памятниках древнерусской гимнографии .................................................................... 91
Стр.357
358 Содержание 2.3.2. Развитие эмбриональных элементов речевого стиха в русской средневековой литературе монументального стиля ................................................................................. 100 2.3.3. Развитие эмбриональных элементов речевого стиха в стиле «ïëåòåíèÿ ñëîâåñ».............................................. 117 2.3.4. Эмбриональные элементы народно-речевого стиха в памятниках древнерусской литературы демократического направления ..................................... 126 2.4. Становление русского литературного стиха и его òeopeòè÷åñêîå осознание к концу XVI — началу XVII â. ...... 139 2.4.1. Польская силлабика и ее влияние на восточнославянские ëèòåðàòóðû................................................... 139 2.4.2. Досиллабические вирши Герасима Ñìîòðèöêîãî....... 144 2.4.3. Силлабические вирши Андрея Рымши ........................ 147 2.4.4. Становление стиха в московской литературе (Ïîâåñòè Смутного âðåìåíè) ........................................ 149 Глава 3. РУССКИЙ СИЛЛАБИЧЕСКИЙ СТИХ ................................ 158 3.1. Общие понятия о силлабике .................................................... 158 3.2. Становление русской силлабики (досиллабические или неравносложные вирши). Диалектика теории и практики ... 161 3.3. Силлабические вирши ............................................................... 172 3.4. Эволюция русской силлабики .................................................. 181 Глава 4. РЕФОРМА РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ В XVIII ВЕКЕ ........................................................................... 186 4.1. Первая ëàñòî÷êà, которая не делает весны ............................ 186 4.2. Василий Тредиаковский как инициатор реформы ................ 191 4.3. Письмо студента ........................................................................ 196 4.4. Ктo такой Харитон Макентин и о чем он писал своему ïðèÿòåëþ? ................................................................................... 200 4.5. Уникальное соревнование ........................................................ 203 4.6. Завершение реформы и ее интерпретация в современном литературоведении ..................................................................... 205 Глава 5. СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ .............................................................. 212 5.1. Метрические определители силлабо-тонического стиха ....... 212 5.2. Ритмические определители силлабо-тонического стиха ....... 218
Стр.358
Содержание 359 5.2.1. Игра на отступлениях от идеальной метрической схемы ................................................................................ 219 5.2.2. Противоположность двусложников и трехсложников .... 234 5.2.3. Длина стиха ....................................................................... 235 5.2.4. Цезура ................................................................................ 237 5.2.5. Ðàâíî- и неравностопность (âîëüíûé ñòèõ) .................. 239 5.2.6. Соотношение стиховых окончаний (клаузулы и каталектика) ................................................................. 244 5.2.7. Переносы (enjambements) ................................................ 249 Глава 6. ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ ............... 275 6.1. Из истории теоретического осознания русского тонического стиха ...................................................................... 275 6.2. Дольники .................................................................................... 282 6.3. Тактовик ..................................................................................... 288 6.4. Акцентный (÷èñòî-òîíè÷åñêèé) стих ..................................... 293 6.5. Полиметрические композиции ................................................ 296 Глава 7. МЕЖДУ СТИХОМ И ПРОЗОЙ ............................................. 303 7.1. «Ñ верлибром у нас отношения ñëîæíûå» .............................. 303 7.2. Литературная стихопроза нового времени .............................. 312 7.3. Ритм прозы ................................................................................. 326 7.4. Принцип системности и типологическая схема развития русской стиховой культуры ...................................................... 331 Контрольные вопросы и задания ............................................................. 340 Литература по темама ........................................................................... 347
Стр.359