А.Н. Утехина Иностранный язык в дошкольном возрасте Теория и практика Учебное пособие 3-е издание, исправленное Москва Издательство «ФлИнта» Издательство «наука» 2013 1 УДК 373.2(075.8) ББК 74.102я73 У84 н а у ч н ы й к о н с у л ь т а н т академик РаО, профессор Московского государственного педагогического университета, д-р пед. наук В.А. Сластёнин н а у ч н ы й р е д а к т о р завкафедрой немецкой филологии УдГУ, канд. филол. наук Н.М. Платоненко Р е ц е н з е н т ы: проф. <...> Ростовского государственного педагогического университета, канд. пед. наук В.М. Филатов Утехина А.Н. <...> ISBN 978-5-9765-1499-7 (ФлИнта) ISBN 978-5-02-037825-4 (наука) В данном учебном пособии раскрываются предпосылки раннего обучения иностранным языкам. на основе методологических, психолингвистических и дидактико-педагогических положений определяются цели, задачи, принципы обучения иностранным языкам в дошкольном возрасте. <...> Предлагается авторская методика формирования звуковой культуры речи, усвоения детьми значения слова, элементарного осознания грамматической стороны речи. <...> Игровая деятельность как условие осуществления усвоенного ребёнком предметного действия . <...> Речевая деятельность как способ установления взаимодействия со взрослыми и сверстниками . <...> 107 5.2. личностно ориентированное обучение и общение в условиях группового взаимодействия . <...> Элементарное осознание детьми грамматической стороны речи . <...> 183 4 от автора В последние годы заметно повысился интерес к проблеме раннего обучения иностранному языку как в России, так и за рубежом. тот факт, что обучение иностранному языку взрослых может оказаться малоэффективным, подтверждается многолетним опытом работы. <...> Поэтому мы пришли к идее создания системы непрерывного языкового образования начиная с дошкольного возраста. на протяжении многих лет в Институте иностранных языков и литературы (ИИЯл) работает детская школа «лингва» (научные руководители т. <...> Раннее языковое образование положительно влияет на целостное <...>
Иностранный_язык_в_дошкольником_возрасте_теория_и_практика.pdf
А.Н. Утехина
в дошкольном возрасте
Теория и практика
Иностранный язык
Учебное пособие
4-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФлИнта»
2017
1
Стр.1
УДК 373.2(075.8)
ББК 74.102я73
У84
н а у ч н ы й к о н с у л ь т а н т
академик РаО, профессор Московского государственного
педагогического университета, д-р пед. наук В.А. Сластёнин
н а у ч н ы й р е д а к т о р
завкафедрой немецкой филологии УдГУ, канд. филол. наук Н.М. Платоненко
Р е ц е н з е н т ы:
проф. Уральского государственного педагогического университета,
д-р филол. наук А.П. Чудинов;
проф. Ростовского государственного педагогического университета,
канд. пед. наук В.М. Филатов
Утехина А.Н.
У84
Иностранный язык в дошкольном возрасте : теория и практика
[Электронный ресурс] : учеб. пособие / а.н. Утехина. —
4-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2017. — 186 с.
ISBN 978-5-9765-1499-7
В данном учебном пособии раскрываются предпосылки раннего обучения
иностранным языкам. на основе методологических, психолингвистических
и дидактико-педагогических положений определяются цели, задачи,
принципы обучения иностранным языкам в дошкольном возрасте. Описаны
методы, формы обучения и способы оценивания результатов. Предлагается
авторская методика формирования звуковой культуры речи, усвоения детьми
значения слова, элементарного осознания грамматической стороны речи.
Для специалистов дошкольного и начального школьного образования,
педагогических колледжей и вузов, педагогических факультетов университетов,
для аспирантов и студентов.
УДК 373.2(075.8)
ББК 74.102я73
ISBN 978-5-9765-1499-7
© Утехина а.н., 2013
© Издательство «ФлИнта», 2013
2
Стр.2
оглавленИе
От автора ........................................................................................................ 5
Т.И. Зеленина
РАЗВИТИЕ РАННЕГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(из опыта ИИЯЛ УДГУ) ............................................................................... 6
Введение ........................................................................................................ 15
Раздел I. ОСОБЕННОСТИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .................... 24
1.1. Основные направления психического развития
в дошкольном детстве ...................................................... 24
1.2. Особенности детского восприятия ................................. 30
1.3. Способности ребенка к усвоению ИЯ ............................ 36
Раздел II. ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ................. 42
2.1. Психолингвистические концепции развития речи ........ 42
2.2. Роль окружения в усвоении языка .................................. 47
2.3. Развитие языковых структур ........................................... 51
Раздел III. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕБЕНКА ................................................................................. 59
3.1. Предметная деятельность ребенка ................................. 61
3.2. Игровая деятельность как условие осуществления
усвоенного ребенком предметного действия ................ 68
3.3. Речевая деятельность как способ установления
взаимодействия со взрослыми и сверстниками ............. 76
Раздел IV. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
ИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ .................................... 83
3
Стр.3
4.1. Дидактическая структура раннего обучения ИЯ ........... 83
4.2. Профессиональная компетенция учителя
иностранного языка для дошкольного возраста .......... 100
4.3. Работа с родителями ...................................................... 104
Раздел V. ПРИНЦИПЫ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИЯ ...................... 107
5.1. наглядное обеспечение сенсорного восприятия
детей ................................................................................ 107
5.2. личностно ориентированное обучение и общение
в условиях группового взаимодействия ....................... 118
5.3. Игровая организация обучения ИЯ .............................. 124
5.4. Музыкальное сопровождение занятий ......................... 136
Раздел VI. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ............................. 142
6.1. Психолого-педагогические
и психолингвистические особенности
усвоения детьми ИЯ ....................................................... 142
6.2. Формирование звуковой культуры речи ...................... 148
6.3. Усвоение значения слова ............................................... 157
6.4. Элементарное осознание детьми
грамматической стороны речи ...................................... 170
6.5. О построении Интегративной программы
«лингва» ......................................................................... 176
Заключение ................................................................................................. 180
Список рекомендуемой литературы ...................................................... 183
4
Стр.4