Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Язык с позиции философии, психологии, математики (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторТимофеева М. К.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц176
ID244657
АннотацияУчебное пособие содержит базовые сведения, необходимые для междисциплинарных исследований языка, проводимых на стыке лингвистики с философией, психологией, математикой. Рассматривается вклад философии, психологии, математики в познание природы языка, специфика их целей и интересов, особенности терминологии.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов-филологов, а также для тех, кто интересуется проблемами междисциплинарных исследований языка.
ISBN978-5-9765-0774-6
УДК81’23’32:1(075.8)
ББК81.2-923
Тимофеева, М.К. Язык с позиции философии, психологии, математики : учеб. пособие / М.К. Тимофеева .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019 .— 176 с. : ил. — Загл. обл.: Язык с позиций философии, психологии, математики .— ISBN 978-5-9765-0774-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/244657 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Не случайно одновре менно с появлением компьютеров в середине ХХ в. стал разви ваться целый ряд направлений, синтезировавших в себе разные дисциплины, например математическая лингвистика, когнитив ная наука (немного позже — когнитивная лингвистика). <...> Теорети ческие перевороты и методологический мятеж в лингвистике ХХ века // Вопр. языкознания. <...> Такие глубоко укоренившиеся привычные поло жения имеются и в исследующих язык науках, в частности в линг вистике. <...> Однако традиция исследования «языка в празд ности» имеет очень длинную предысторию, именно она в значи тельной степени предопределила то концептуальное простран ство, которое традиционно принято использовать при обсужде нии языка. <...> Эта убежденность, в свою очередь, восходила к ар хаическому, мифологическому мышлению, для которого «имя не раздельно связано с вещью, является носителем ее свойств, маги ческим заместителем»2 . <...> Приверженцы первого мнения именовались аналогистами, приверженцы второго — аномалистами. <...> Лагерь аномалистов возглавлял стоик Кратет из Малла (II в. до н.э.), ла герь аналогистов — Аристарх Самофракийский (ок. <...> Вместе с тем античные логики, занимавшиеся исследованием логического устройства текстов и анализом парадоксов, внесли ог ромный вклад в развитие семантики и прагматики. <...> Возможно, традиция не связывать эти результаты античных логиков со становлением лингвистики, точнее двух ее разделов — семантики и прагматики, объясняется тем, что эти разделы языко знания оформились значительно позже, чем грамматика, — лишь во второй половине XIX в. <...> Термин «прагма тика» появился также в конце XIX в., его использовал один из осно воположников семиотики логик и философ Ч.С. Пирс. <...> Язык начинает осознаваться не просто как средство создания словес ных отчетов о реально имевшихся фактах, но и как средство обсуж дения ситуаций, никогда не существовавших, придуманных, пред ставленных только своим словесным <...>
Язык_с_позиций_философии,_психологии,_математики_.pdf
М. К. Тимофеева ЯЗЫК С ПОЗИЦИИ ФИЛОСОФИИ, ПСИХОЛОГИИ, МАТЕМАТИКИ Учебное пособие 3-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2019 1
Стр.1
УДК 81’23’32:1(075.8) ББК 81.2923 Т41 Р е ц е н з е н т: др филол. наук, проф. Н.А. Лукьянова Т41 Тимофеева М.К. Язык с позиций философии, психологии, математики [Электронный ресурс]: учеб. пособие / М.К. Тимофеева. — 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2019. — 176 с. ISBN 9785976507746 Учебное пособие содержит базовые сведения, необходимые для междис циплинарных исследований языка, проводимых на стыке лингвистики с фи лософией, психологией, математикой. Рассматривается вклад философии, психологии, математики в познание природы языка, специфика их целей и интересов, особенности терминологии. Предназначено для студентовфилологов, а также для тех, кто интересуется проблемами междисциплинарных исследований языка. УДК 81’23’32:1(075.8) ББК 81.2923 ISBN 9785976507746 © М.К. Тимофеева, 2013 © Издательство «ФЛИНТА», 2013 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Введение . ........................................................................................................ 5 2. Язык с позиции философии .......................................................................... 10 2.1. ПАРАДОКСЫ ..................................................................................... 12 2.1.1. Нечеткие понятия . .................................................................. 17 2.1.2. Неполнота знания ................................................................... 20 2.1.3. Самоотрицание . ...................................................................... 21 2.1.4. Невозможность референции . ................................................. 25 2.1.5. Парадоксы и язык повседневного общения . ......................... 28 2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА И СМЫСЛ ТЕКСТА . ............................. 31 2.2.1. Язык — номенклатура идей . ................................................... 35 2.2.2. Язык — система ....................................................................... 36 2.2.3. Язык — последовательность выражений ................................ 40 2.2.4. «Лингвистический солипсизм» . ............................................. 51 2.3. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК .............................................................. 54 2.4. ЯЗЫК И РЕАЛЬНОСТЬ .................................................................... 63 3. Язык с позиции психологии .......................................................................... 74 3.1. ПСИХОЛОГИЯ + ЛИНГВИСТИКА → ПСИХОЛИНГВИСТИКА ............................................................................................................... 74 3.1.1. Ассоцианистское направление . .............................................. 77 3.1.2. Трансформационистское направление .................................. 82 3.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........................................................... 88 3.2.1. Детская речь . ........................................................................... 89 3.2.2. Патология речи . ...................................................................... 94 4. Язык с позиции математики .......................................................................... 99 4.1. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА ....................................... 100 4.1.1. Немного об истории . ............................................................ 104 3
Стр.3
4.1.2. Функциональные модели языка .......................................... 108 4.1.3. О некоторых терминах и догмах ......................................... 114 4.1.4. Поиски универсальности в языке ........................................ 125 4.1.5. Функциональное моделирование как создание новых языков ....................................................................... 132 4.1.6. Синтаксические структуры ................................................. 135 4.2. ЛОГИКА КАК СРЕДСТВО ОПИСАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА .............................................................. 151 4.3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ................................................... 165 5. Заключение .............................................................................................. 169 Рекомендуемая литература .......................................................................... 172 4
Стр.4