ISBN 978-5-9765-0806-4 (Флинта) ISBN 978-5-02-034791-5 (Наука) Монография представляет собой результат попытки авторов осмыслить и представить свое видение вечных категорий времени и пространства в текстовом поле Марины Цветаевой и Зинаиды Гиппиус – поэтов, которых, с одной стороны, сближает не только женское начало, но и эпоха, и субъективно-поэтическое видение непростой действительности; а с другой – разъединяет в определенном смысле литературное направление (школа) и соответственно поэтическая картина мира, выразившаяся в первую очередь в особенностях языкового структурирования, лексического обрамления важных для этих поэтов концептов. <...> Привлекаются исследования современных авторов, изучающих темпоральность и локативность как философско-языковые категории и текстовое пространство в целом, а также лингвистов-цветаеведов. <...> Категория пространства как предмет научного знания . <...> Время и темпоральные лексемы в текстовом поле М.И. Цветаевой . <...> Концепция времени и способы ее репрезентации в поэзии З.Н. Гиппиус . <...> 94 Структурно-композиционная организация текстов как способ актуализации поэтического времени . <...> Категория пространства в поэзии М.И. Цветаевой и З.Н. Гиппиус . <...> Специфика авторской модели пространства в поэтическом дискурсе З.Н. Гиппиус . <...> 144 Мотив круга как основа авторской модели пространства . <...> 145 Концепция двоемирия: семантика небесного и земного полей . <...> Выступая как репрезентат личностного смысла, темпоральные и локативные лексемы становятся маркерами концептуально значимой информации текста, что позволяет им стать в тексте своего рода субстратом смысла, стимулирующим рефлексию читателя, запускающим через оценку и интерпретацию образа (символа), лежащего в ее основе. <...> Ритмика, цвет, знаки препинания, концепты, интертекстуальность в ее стихах – вот лишь небольшой перечень тем, которые в наибольшей степени исследованы в преломлении к текстам Марины Цветаевой. <...> Наша работа – попытка осмыслить и представить <...>
Время_и_пространство_как_категория_текста_теория_и_опыт_исследования_(на_материале_поэзии_М.И._Цветаевой_и_З.Н._Гиппиус)_.pdf
Д.А. Салимова, Ю.Ю. Данилова
ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
КАК КАТЕГОРИИ ТЕКСТА:
ТЕОРИЯ И ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ
(на материале поэзии М.И. Цветаевой и З.Н. Гиппиус)
МОНОГРАФИЯ
3-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2021
Стр.1
УДК 81
ББК 80.9
С16
Научный редактор: профессор Т.Ф. Каратыгина (г. Москва)
Рецензенты: профессор Е.М. Шастина (г. Елабуга)
доцент А.М. Тарасов (г. Набережные Челны)
С16
Салимова Д.А.
Время и пространство как категории текста: теория и опыт
исследования (на материале поэзии М.И. Цветаевой и З.Н.
Гиппиус) [Электронный р есурс] : м онография / Д .А. С алимова,
Ю.Ю. Данилова. — 3-е и зд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2021. —199 с.
ISBN 978-5-9765-0806-4
Монография представляет собой результат попытки авторов
осмыслить и представить свое видение вечных категорий времени и
пространства в текстовом поле Марины Цветаевой и Зинаиды Гиппиус –
поэтов, которых, с одной стороны, сближает не только женское начало, но и
эпоха, и субъективно-поэтическое видение непростой действительности; а с
другой – разъединяет в определенном смысле литературное направление
(школа) и соответственно поэтическая картина мира, выразившаяся в
первую очередь в особенностях языкового структурирования, лексического
обрамления важных для этих поэтов концептов. Привлекаются исследования
современных авторов, изучающих темпоральность и локативность как
философско-языковые категории и текстовое пространство в целом, а также
лингвистов-цветаеведов.
Книга предназначена для студентов-филологов,
преподавателей-русистов, учителей-словесников.
аспирантов,
УДК 81
ББК 80.9
ISBN 978-5-9765-0806-4
© Салимова Д.А., Данилова Ю.Ю., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .......................................................................................................... 5
ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................................10
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования вопроса ...........................13
Общие сведения .............................................................................................................13
1.1. Время: философско-исторический аспект проблемы ...............................14
1.2. Категория пространства как предмет научного знания ............................20
1.3. Пространственно-временная организация текста и ее осмысление
в современной лингвистической науке ..........................................................25
Выводы по главе 1 ........................................................................................................33
ГЛАВА 2. Категория времени в поэзии М.И. Цветаевой
и З.Н. Гиппиус .......................................................................................................35
Общие сведения .............................................................................................................35
2.1. Время и темпоральные лексемы в текстовом поле М.И. Цветаевой ......37
Минута и час в цветаевских текстах ...............................................................39
День как номинатор категории темпоральности .........................................47
Век как маркер века поэта ...................................................................................52
Полифония временных лексем в текстовой партитуре автора ..............58
Идейно-композиционные особенности в использовании
темпоральных лексем ...........................................................................................64
Выводы по разделу 2.1 ...............................................................................................70
2.2. Концепция времени и способы ее репрезентации
в поэзии З.Н. Гиппиус ..........................................................................................71
Поэтическая модель времени: семантика настоящего,
прошедшего и будущего .......................................................................................75
Лексические средства выражения темпоральности ..................................87
Роль грамматических средств в организации темпорального поля .....94
Структурно-композиционная организация текстов как способ
актуализации поэтического времени ........................................................... 100
Выводы по разделу 2.2 ............................................................................................ 107
ГЛАВА 3. Категория пространства в поэзии М.И. Цветаевой
и З.Н. Гиппиус ................................................................................................... 110
Общие сведения .......................................................................................................... 110
3.1. Пространство в поэзии М.И. Цветаевой и языковые способы его
актуализации ........................................................................................................ 112
3
Стр.3
Пространство и место как концепт и лексемы ....................................... 114
Наречные конструкции как основные экспликаторы локативных
отношений ............................................................................................................. 117
Имена как номинаторы локативных типов значений ............................ 126
Пересечение пространственных и временных планов ........................... 138
Выводы по разделу 3.1 ............................................................................................ 142
3.2. Специфика авторской модели пространства в поэтическом
дискурсе З.Н. Гиппиус ...................................................................................... 144
Мотив круга как основа авторской модели пространства .................... 145
Концепция двоемирия: семантика небесного и земного полей ............ 152
Онимы как средство пространственной номинации .............................. 166
Структура и композиция как способ моделирования пространства ... 172
Выводы по разделу 3.2 ............................................................................................ 181
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................ 184
ЛИТЕРАТУРА ........................................................................................................... 189
Стр.4