ISBN 978-5-9765-1429-4 (ФЛИНТА) ISBN 978-5-02-037782-0 (Наука) Монография посвящена исследованию ключевых концептов «Жизнь» и «Смерть» как элементов художественной картины мира русского прозаика второй половины XX – начала XXI в. <...> Концепт «Жизнь» как элемент русской языковой картины мира и художественной картины мира В. П. Астафьева. <...> Образные вербализаторы концептов «Жизнь» и «Смерть» в творчестве В. П. Астафьева. <...> В результате исследования функционирования различных вербализаторов концептов «Жизнь» и «Смерть» в творчестве В. П. Астафьева устанавливаются индивидуально-авторские особенности этих концептов в ХКМ писателя. <...> В художественном тексте данная картина мира репрезентируется определенными вербализаторами, объективирующими те или иные концепты. <...> В. П. Астафьев, по общепринятому мнению, стал виднейшим представителем той прозы, которую долгое время условно именовали «деревенской». <...> Деревенская проза В. П. Астафьева – это реализм и по методу, и по стилю. <...> Критики отмечали народность как одну из основных черт и писателя, и его творчества: «Народность Виктора Астафьева – в нем самом, его судьбе, в его родословной, в его речах – и только после этого – в его книгах <…> Виктор Астафьев самобытен и в своих суждениях, в своих привычках, без какого-л. стереотипа, столь излюбленного в наши времена» [см. Смолин 2007: 12]. <...> Литературоведы отмечают, что В. П. Астафьев прошел большую школу литературного мастерства. <...> С недавнего времени ученые Перми и Красноярска традиционно проводят конференции «Астафьевские чтения», по материалам которых выходят сборники статей (состоялось пять конференций). <...> Тем не менее, вышло два лексикографических труда, выполненных на материале творчества писателя: в 2007 г. – «Словарь фразеологизмов, паремий и иных устойчивых сочетаний в произведениях В. П. Астафьева» [Шароглазова 2007], а в 2008 г. – «Словарь внелитературной лексики в “Царь-рыбе” В. П. Астафьева» [Падерина, Самотик 2008]. <...> 2007] и др.), причем изыскания <...>
Концепты_«Жизнь»_и_«Смерть»_в_художественной_картине_мира_В.П._Астафьева.pdf
А. А. Осипова
КОНЦЕПТЫ «ЖИЗНЬ» И «СМЕРТЬ»
В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЕ МИРА
В. П. АСТАФЬЕВА
Монография
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2017
Стр.1
УДК 81’42
ББК 81.2Рус-5
О-74
Печатается по рекомендации кафедры общего языкознания и истории языка
Магнитогорского государственного университета
Р е ц е н з е н т:
д-р филол. наук, проф. МаГУ (г. Магнитогорск)
С. Г. Шулежкова
Осипова А. А.
О-74
Концепты «Жизнь» и «Смерть» в художественной картине мира В. П.
Астафьева [Электронный ресурс] : монография / А. А. Осипова. — 2-е изд., стер. —
М. : ФЛИНТА, 2017. — 200 с.
ISBN 978-5-9765-1429-4 (ФЛИНТА)
ISBN 978-5-02-037782-0 (Наука)
Монография посвящена исследованию ключевых концептов «Жизнь» и
«Смерть» как элементов художественной картины мира русского прозаика второй
половины XX – начала XXI в. В. П. Астафьева – виднейшего представителя той прозы,
которую долгое время условно именовали «деревенской». Автор книги показывает, что
в произведениях писателя органично сочетаются философичность, социальный пафос,
углубленный психологизм, отражаются наиболее важные слагаемые современного
тантамнародно-национального бытия. Особое внимание в книге уделяется образным репрезенконцептов
«Жизнь» и «Смерть».
Монография адресована лингвистам, литературоведам, студентам и всем, кто
интересуется творчеством В. П. Астафьева.
УДК 81’42
ББК 81.2Рус-5
ISBN 978-5-9765-1429-4 (ФЛИНТА)
ISBN 978-5-02-037782-0 (Наука)
2
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
© Осипова А.А., 2017
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 4
ГЛАВА I. Концепт «Жизнь» как элемент русской языковой картины
мира и художественной картины мира В. П. Астафьева ........................ 16
1.1. Концепт «Жизнь» в языковой картине мира (по лексикографическим
данным) ...................................................................................... 16
1.2. Концепт «Жизнь» в художественной картине мира
В. П. Астафьева ....................................................................................... 23
1.2.1. Ядерная зона........................................................................ 24
1.2.2. Околоядерная зона.............................................................. 39
1.2.3. Периферийная зона............................................................. 57
ГЛАВА II. Концепт «Смерть» как элемент русской языковой картины
мира и художественной картины мира В. П. Астафьева ........................ 68
2.1. Концепт «Смерть» в языковой картине мира (по лексикографическим
данным) ....................................................................................... 68
2.2. Концепт «Смерть» в художественной картине мира
В. П. Астафьева ....................................................................................... 72
2.2.1. Ядерная зона........................................................................ 74
2.2.2. Околоядерная зона.............................................................. 88
2.2.3. Периферийная зона............................................................. 128
ГЛАВА III. Образные вербализаторы концептов
«Жизнь» и «Смерть» в творчестве В. П. Астафьева................................ 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................... 180
ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................. 183
3
Стр.3