Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Грани русского символизма: В. Соловьев и Ф. Сологуб (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторМескин В. А.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц438
ID244444
АннотацияВ книге рассматривается творчество В. Соловьева, критика, по сути, теоретика «нового искусства», и Ф. Сологуба, одного из мэтров-законодателей этого искусства, в контексте культурного сознания порубежных десятилетий. В отдельных главах представлены творческие биографии той и другой личности. Автор обращается к сочинениям разных жанров, очерчивая взгляды философствующих художников на смысл творчества, «картину мира», человека. Характеристика духовного состояния эпохи и ее лидеров сочетается с обращением к авторитетным фигурам прошлого, влиявшим на убеждения и эстетические взгляды последующих поколений. Сопоставление идей, образов старшего и младшего современников помогает лучше понять своеобразие символизма и, в частности, наименее изученную страницу этого направления – философско-мифологические воззрения Ф. Сологуба. Автор стремился к тому, чтобы книга была информативна, интересна и доступна пониманию всех интересующихся искусством Серебряного века. Основной материал сопровождается развернутыми комментариями к затронутым проблемам, подробными объяснениями научных терминов и культурологических понятий. Значительная часть текста апробировалась в выступлениях на научных конференциях, в статьях, а также на университетских спецкурсах гуманитарных факультетов, подвергаясь корректировке в связи с возникавшими вопросами.
ISBN978-5-9765-1526-0
УДК821.161.1.0
ББК83.3(2Рос=Рус)6
Мескин, В.А. Грани русского символизма: В. Соловьев и Ф. Сологуб : монография / В.А. Мескин .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017 .— 438 с. — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-9765-1526-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/244444 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Сологуба, одного из мэтровзаконодателей этого искусства, в контексте культурного сознания порубежных десятилетий. <...> Автор обращается к сочинениям разных жанров, очерчивая взгляды философствующих художников на смысл творчества, “картину мира”, человека. <...> Сопоставление идей, образов старшего и младшего современников помогает лучше понять своеобразие символизма и, в частности, наименее изученную страницу этого направления – философско-мифологические воззрения Ф. <...> Эпилог и пролог к главе о поэтической философии художника ……131 Глава IV. <...> Ощутительная форма добра и истины‖: красота в теургической эстетике В.Соловьева <...> Сологуб был не вполне искренен, когда говорил, что, садясь к столу, он ―совершенно‖ не представляет, о чем будет писать: у него была замысловатая ―печка‖, от которой он танцевал, в смысле, писал, но которую, исходя из своих представлений об искусстве, скрывал. <...> Исчерпывающе постичь сологубовское творчество невозможно, а значит, чувство досады на себя не изжить. <...> Конец века “Развал бытия” Каждая эпоха отмечена набором своих отличительных, непременно противоречивых особенностей. <...> 10 Символисты осмыслили, теоретизировали это существование, и они были совершенно правы, рассуждая о своих старинных и разветвленных генеалогических корнях. <...> Г. О некоторых ―неомифологических‖ текстах в творчестве русских символистов // Минц З.Г. Поэтика русского символизма. <...> Элитарное сознание общества в этот порубежный период меняется, в обществе все шире распространяется экзистенциальное мироощущение, связанное с осмыслением человеком своего существования без исходного организующего начала (Абсолюта, Бога) соответственно в мире без причинно-следственных связей, иррациональном, аморальном. <...> . Он вопрошает себя: если жизнь – это страдания, за которыми следует уход в бесконечность, в ничто, то стоит ли она 17 Религиозно-философские сомнения, смущения и искания деятелей искусства порубежной эпохи питали <...>
Грани_русского_символизма_В._Соловьев_и_Ф._Сологуб.pdf
В.А. Мескин ГРАНИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА: В. СОЛОВЬЕВ И Ф. СОЛОГУБ Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2017
Стр.1
УДК 821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус)6 М53 Мескин В.А. М53 Грани русского символизма: В. Соловьев и Ф. Сологуб [Электронный ресурс] : монография / В.А. Мескин. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2017. — 439 с. ISBN 978-5-9765-1526-0 В книге рассматривается творчество В.Соловьева, критика, по сути, теоретика «нового искусства», и Ф.Сологуба, одного из мэтровзаконодателей этого искусства, в контексте культурного сознания порубежных десятилетий. В отдельных главах представлены творческие биографии той и другой личности. Автор обращается к сочинениям разных жанров, очерчивая взгляды философствующих художников на смысл творчества, “картину мира”, человека. Характеристика духовного состояния эпохи и ее лидеров сочетается с обращением к авторитетным фигурам прошлого, влиявшим на убеждения и эстетические взгляды последующих поколений. Сопоставление идей, образов старшего и младшего современников помогает лучше понять своеобразие символизма и, в частности, наименее изученную страницу этого направления – философско-мифологические воззрения Ф.Сологуба. Автор стремился к тому, чтобы книга была информативна, интересна и доступна пониманию всех интересующихся искусством Серебряного века. Основной материал комментариями к затронутым сопровождается проблемам, развернутыми подробными объяснениями научных терминов и культурологических понятий. Значительная часть текста апробировалась в выступлениях на научных конференциях, в статьях, а также на университетских спецкурсах гуманитарных факультетов, подвергаясь корректировке в связи с возникавшими вопросами. УДК 821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус)6 ISBN 978-5-9765-1526-0 © Мескин В.А., 2017 © Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
О Г Л А В Л Е Н И Е Обращение к читателю ……………………………...……….6 Глава I. Порубежная эпоха глазами художников, журналистов, ученых-гуманитариев. Творческие искания. Два соло в символистском хоре. ―Развал бытия‖. Осмысление истории. Реабилитация Средневековья. Изящная словесность накануне ―нового искусства‖. В поисках утраченного. Голосов перекличка …………………10 Глава II. Владимир Сергеевич Соловьев. Вехи биографии. Искания разума и прозрения интуиции. Личность светлая и загадочная. Становление характера, мировоззрения. Поиски истины. Победы и поражения. Осмысление истории, христианства, искусства. Подведение итогов. Эстетика, этика личной жизни …………………………………………………78 Глава III. Федор Кузьмич Сологуб. Вехи биографии. Школа отечественной классики, немецкого романтизма, французского символизма. Творческие искания. Первое имя в новой главе русской поэзии и прозы. Хмурое детство. Литературные пробы. В большой литературе. ―Безбарочная поэзия‖. Искания в жанре рассказа. Романное творчество. Театральные эксперименты. Последние годы. Эпилог и пролог к главе о поэтической философии художника ……131 Глава IV. Начало оригинальной русской философии. О системе В.Соловьева. Творчество в понимании мыслителя-поэта. Проза поэта, философия художника. Константы системы. Всеединство как идеал. Космогонические прозрения в художественных образах: как это было или могло быть. Любовь и свобода. От эволюции к истории. София и Душа мира. Корни и древо софийного идеализма. ―Ощутительная форма добра и истины‖: красота в
Стр.4
теургической эстетике В.Соловьева. Двуединство человека. Ответственность разума. Предсказания, предупреждения. Текст и подтекст …………………………………………..…194 Глава V. О поэтической философии Ф.Сологуба. Творчество в понимании поэта-мыслителя. Союз образов и понятий. Творчество как миропостижение. Мировая воля и воля человека. Космогония. Богомудрость веков. Смерть как наказание и спасение. Мир и миры. Преодоление нашего мира. Путь к Единому. Человек, человеческое. Оптимизм за границами истории. Философия ―Я‖. Индивидуализм как альтруизм. Личины. ―Я‖ и Лик. К вопросу о ―противоречиях‖. О взлетах и падениях классики. А.Пушкин и другие. Смелость ―принятия мира‖. Театральные грезы. Вопросы жизни бренной. Беды коллективизма …………...283 Глава VI. ―Бывают странные сближенья…”. ―Только отблеск, только тени…‖. Исключение из правил. ―Звезды трепетно мерцают…‖. ―В царстве мистических грез…‖. ―Смерть и Время царят на земле…‖. Софийные явления? Богооставленность. ―И тьмы не озарят науки строгой числа…‖ ……………………………………………………...386 Слово в заключение ……………………………………….433
Стр.5