Становление и развитие литературоведческой науки в России . <...> ……………………… 54 Развитие литературоведческой науки в России XVIII в. <...> Литературно-художественное произведение как основной предмет научного анализа ……………………………………………… 241 Двуединство художественного произведения ……………………… 241 Художественное время и художественное пространство ………… 242 Глава 2. <...> Литературное направление ……………………………………… 294 Пути исследования проблемы литературного направления ………… 294 Глава 3. <...> Проблема народности в России в конце XIX–ХХ в. <...> В центре изучения истории литературоведческой науки — вопросы методологии (философии, эстетики, социологии). <...> Сложные вопросы специфики литературы и искусства, проблемы метода и стиля, поставленные в курсе «Введение в литературоведение», углубляются в курсе «Теория литературы». <...> Имеются в виду вопросы нравственного, общественного значения литературы, специфики литературы, ее эстетических свойств — проблем художественного образа, художественности, родовидовой специфики. <...> Здесь обращается особое внимание на такие сложные для понимания и усвоения категории, как «художественный метод», «литературное направление» и «течение» и «художественный стиль». <...> Так, не всегда можно подыскать литературное произведение с точной тематической или жанровой характеристикой. <...> Но как система научных теоретических принципов, опирающихся на общую теорию познания, философию, теория литературы формируется в работах А.С. Пушкина, в трудах революционных демократов, ученых академического направления. <...> Весь XVIII век и начало XIX столетия проходят в Европе под знаком просветительских идей. <...> В Германии 1770 — 1780-х годов выступает И.Г. Гердер, возглавив литературное движение «Буря и натиск» (названо так по одноименной драме Ф.М. Клингера). <...> Теоретическими предвестниками литературной науки в России явились некоторые течения и отдельные явления евро18 пейской общественной мысли (на рубеже <...>
Теория_литературы_(1).pdf
Л.М. Крупчанов
Теория
ЛиТераТуры
Учебник
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
Издательство «Наука»
2012
Стр.1
УДК 82.0(075.8)
ББК 83я73
К84
К84
Крупчанов Л.М.
Теория литературы : учебник / Л.М. Крупчанов. — М. :
ФЛИНТА : Наука, 2012. — 360 с.
ISBN 978-5-9765-1315-0 (Ôëèíòà)
ISBN 978-5-02-037729-5 (íàóêà)
Содержание учебника определяется спецификой предмета — художественной
литературы — как особого вида творческой деятельности. В учебнике
дается толкование основных литературоведческих категорий и понятий,
раскрываются вопросы нравственного, общественного значения литературы,
ее специфики и эстетических свойств, приводятся материалы новейших достижений
отечественных и зарубежных ученых, рассматриваются способы
системного анализа литературного произведения на основе диалектического
соотношения категорий формы и содержания.
Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных вузов.
УДК 82.0(075.8)
ББК 83я73
ISBN 978-5-9765-1315-0 (Ôëèíòà)
ISBN 978-5-02-037729-5 (íàóêà)
© Крупчанов Л.М., 2012
© Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………….…………………………....… 6
Состав и задачи учебника ……………………………………………… 6
Теория литературы как наука ………………………………………… 8
РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ
О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ………………………………… 11
Глава 1. Становление теории литературы в Европе ………………… 11
Первый этап. Античная наука Древней Греции …………………… 11
Второй этап. Средневековые теории (V–XIVвв.) …………………… 14
Третий этап. Эстетика Возрождения (Ренессанс) (XIV–XVI) …… 15
Четвертый этап. Литературно-эстетические направления в Европе
в XVII – XVIII вв. (барокко, рококо, классицизм, Просвещение, энциклопедисты,
предромантизм, сентиментализм, романтизм) …………… 16
Крупнейшие теоретики литературы в Европе
в XVIII
в.
(Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Г. Лессинг, И. Гердер, Г. Гегель, И. Фихте,
Ф. Шеллинг, Н.И. Надеждин. Позитивизм и литературоведение:
Э. Литтре, И. Тэн) ……………………………………………………… 18
Глава 2. Становление и развитие литературоведческой науки в России .. 54
Литературные теории в России до XVIII в. ……………………… 54
Развитие литературоведческой науки в России XVIII в. ………… 55
Направления исследований ………………………………………… 55
Труды ученых-литературоведов …………………………………… 59
Российская теория литературы в XVIII в. …………………………… 64
Теория литературы в России в начале XIX в. Проблемы специфики
художественной литературы …………………………………………… 66
Проблемы периодизации художественной литературы …………… 73
Собирательство ………………………………………………………… 79
Контрольные вопросы ……………………………………………………… 81
Литература ……………………………………………………………… 81
РАЗДЕЛ II. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В ЕВРОПЕ
И В РОССИИ В XIX–XX В. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
(МЕТОДЫ) …………………………………………………………………… 83
Глава 1. Академическое направление в литературоведении. Литературоведческие
школы (методы) ………………………………………………… 83
Биографический метод (Ш.О. Сент-Бёв, Г. Брандес) ……………… 83
Филологическая школа (Г. Пауль, В.Н. Перетц) …………………… 89
Мифологическая школа (Я. Гримм, Ф.И. Буслаев,
А.Н. Афанасьев) ………………………………………………………… 91
Культурно-историческая школа (Н.С. Тихонравов, А.Н. Пыпин) … 97
3
Стр.3
Психологическая школа (А.А. Потебня,
Д.Н. Овсянико-Куликовский) ………………………..……………… 104
Сравнительно-историческая школа (компаративизм)
(А.Н. Веселовский) …………………………………………………… 112
Глава 2. Социологическое направление в литературоведении … 118
Радикально-демократическая школа (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский,
Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев) ………………………..……………… 119
Народническая школа (Н.К. Михайловский) ……………………… 158
Социал-демократическая теория (Г.В. Плеханов) ………………… 172
Марксистская литературоведческая школа (В.И. Ленин) ………… 179
Объективно-социологический метод (В.Ф. Переверзев) …………… 180
Вульгарный социологизм (В.М. Шулятиков, В.М. Фриче) ……… 181
Глава 3. Философско-идеалистическое направление
в литературоведении ………………………..……………………………… 184
Интуитивистская школа (А. Бергсон, Б. Кроче, Н.О. Лосский,
Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк) ……………..…………………………… 184
Психоаналитическая школа (З. Фрейд) ……...………………………… 192
«Формальная школа» (О. Вальцель, Г. Вёльфлин, В. Дибелиус, А. Белый,
В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум, Ю.Н. Тынянов, В.М. Жирмунский,
Р.О. Якобсон, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.В. Томашевский)
……………………………………………………………………… 196
Структурализм (Ю.М. Лотман) ……………………………………… 214
Контрольные вопросы ………………………………………………… 217
Литература ……………………………………………………………… 217
РАЗДЕЛ III. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
КАК ВИД ИСКУССТВА ………………………………………………… 222
Глава 1. Художественный образ ……………………………………… 222
Художественный образ — центральная категория искусства … 222
Художественный образ и действительность ……………………… 226
Слово и образ …………………………………………………………… 227
Глава 2. Проблема художественности. Определение ……………… 230
Системы критериев художественности: краткий обзор …………… 230
Художественное и нравственное …………………………………… 235
Глава 3. Проблемы художественной типизации …………………… 236
Контрольные вопросы ………………………………………………… 238
Литература …………………………………………………………… 239
РАЗДЕЛ IV. ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ И
СПОСОБЫ ЕГО АНАЛИЗА ………………………………………………… 241
Глава 1. Литературно-художественное произведение как основной
предмет научного анализа ……………………………………………… 241
Двуединство художественного произведения ……………………… 241
Художественное время и художественное пространство ………… 242
Глава 2. Анализ литературно-художественного произведения (типы и
виды анализа) ………………………………………………………………… 244
Типы анализа …………………………………………………………… 244
Виды анализа …………………………………………………………… 244
Анализ в системе поэтики …………………………………………… 245
4
Стр.4
Глава 3. Содержание литературно-художественного произведения … 247
Проблемы терминологии. Определение ……………………………… 247
Категории содержания .………………………………………………… 250
Глава 4. Форма литературно-художественного произведения ……… 261
Проблемы терминологии. Определение ……………………………… 261
Категории художественной формы. Принципы анализа произведения … 264
Теория сюжета ………………………………………………………… 271
Композиция .…………………………………….………………………… 279
Контрольные вопросы ……………………………..…………………… 285
Литература………………………………………….…………………… 285
РАЗДЕЛ V. ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЛИТЕРАТУРНОГО
ПРОЦЕССА ………………………………………………………… 288
Глава 1. Художественный метод ………………………………………… 288
Проблемы терминологии ………………………………………………… 288
Пути развития и изучения проблемы художественного метода в литературоведении
………………………………………………………………… 289
Глава 2. Литературное направление ……………………………………… 294
Пути исследования проблемы литературного направления ………… 294
Глава 3. Литературное течение …………………………………………… 296
Общее понятие литературного течения. Терминология ……………… 296
Идейное течение ………………………………………………………… 297
Глава 4. Художественный стиль ………………………………………… 297
«Лингвистическая» теория стиля …………………………………… 298
«Литературоведческая» теория стиля ………………………………… 301
Стиль и метод …………………………………………………………… 304
Глава 5. Проблемы художественного жанра …..……………………… 307
Общее понятие художественного жанра …………………………… 307
Терминология …………………………………………………………… 309
Контрольные вопросы ………………………………………………… 315
Литература ……………………………………………………………… 316
РАЗДЕЛ VI. ПРОБЛЕМА НАРОДНОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ ………… 321
Глава 1. Истоки концепции народности в Европе (Ж.Ж. Руссо, Г. Лессинг,
И. Гердер, И. Тэн) …………………………………………………………… 321
Глава 2. Теория народности в России (собирательство, Н.А. Добролюбов,
А.Н. Пыпин, русские писатели) …………………………………………… 327
Глава 3. Народность и проблема «чистого искусства» ………………… 336
Глава 4. Идея народности в славянофильстве ………………………… 347
Глава 5. Проблема народности в России в конце XIX–ХХ в. ………… 353
Контрольные вопросы ………………………………………………… 354
Литература ……………………………………………………………… 355
Стр.5