Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Теория литературы (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторКрупчанов Л. М.
ИздательствоМ.: НАУКА
Страниц361
ID244375
АннотацияСодержание учебника определяется спецификой предмета — художественной литературы — как особого вида творческой деятельности. В учебнике дается толкование основных литературоведческих категорий и понятий, раскрываются вопросы нравственного, общественного значения литературы, ее специфики и эстетических свойств, приводятся материалы новейших достижений отечественных и зарубежных ученых, рассматриваются способы системного анализа литературного произведения на основе диалектического соотношения категорий формы и содержания.
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных вузов.
ISBN978-5-9765-1315-0 (ФЛИНТА)
УДК82.0(075.8)
ББК83я73
Крупчанов, Л. М. Теория литературы : учебник / Л. М. Крупчанов .— Москва : НАУКА : ФЛИНТА, 2012 .— 361 с. — ISBN 978-5-9765-1315-0 (ФЛИНТА) .— ISBN 978-5-02-037729-5 (Наука) .— URL: https://rucont.ru/efd/244375 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Становление и развитие литературоведческой науки в России . <...> ……………………… 54 Развитие литературоведческой науки в России XVIII в. <...> Литературно-художественное произведение как основной предмет научного анализа ……………………………………………… 241 Двуединство художественного произведения ……………………… 241 Художественное время и художественное пространство ………… 242 Глава 2. <...> Литературное направление ……………………………………… 294 Пути исследования проблемы литературного направления ………… 294 Глава 3. <...> Проблема народности в России в конце XIX–ХХ в. <...> В центре изучения истории литературоведческой науки — вопросы методологии (философии, эстетики, социологии). <...> Сложные вопросы специфики литературы и искусства, проблемы метода и стиля, поставленные в курсе «Введение в литературоведение», углубляются в курсе «Теория литературы». <...> Имеются в виду вопросы нравственного, общественного значения литературы, специфики литературы, ее эстетических свойств — проблем художественного образа, художественности, родовидовой специфики. <...> Здесь обращается особое внимание на такие сложные для понимания и усвоения категории, как «художественный метод», «литературное направление» и «течение» и «художественный стиль». <...> Так, не всегда можно подыскать литературное произведение с точной тематической или жанровой характеристикой. <...> Но как система научных теоретических принципов, опирающихся на общую теорию познания, философию, теория литературы формируется в работах А.С. Пушкина, в трудах революционных демократов, ученых академического направления. <...> Весь XVIII век и начало XIX столетия проходят в Европе под знаком просветительских идей. <...> В Германии 1770 — 1780-х годов выступает И.Г. Гердер, возглавив литературное движение «Буря и натиск» (названо так по одноименной драме Ф.М. Клингера). <...> Теоретическими предвестниками литературной науки в России явились некоторые течения и отдельные явления евро18 пейской общественной мысли (на рубеже <...>
Теория_литературы_(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Теория_литературы_(1).pdf
Л.М. Крупчанов Теория ЛиТераТуры Учебник Москва Издательство «ФЛИНТА» Издательство «Наука» 2012
Стр.1
УДК 82.0(075.8) ББК 83я73 К84 К84 Крупчанов Л.М. Теория литературы : учебник / Л.М. Крупчанов. — М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. — 360 с. ISBN 978-5-9765-1315-0 (Ôëèíòà) ISBN 978-5-02-037729-5 (íàóêà) Содержание учебника определяется спецификой предмета — художественной литературы — как особого вида творческой деятельности. В учебнике дается толкование основных литературоведческих категорий и понятий, раскрываются вопросы нравственного, общественного значения литературы, ее специфики и эстетических свойств, приводятся материалы новейших достижений отечественных и зарубежных ученых, рассматриваются способы системного анализа литературного произведения на основе диалектического соотношения категорий формы и содержания. Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных вузов. УДК 82.0(075.8) ББК 83я73 ISBN 978-5-9765-1315-0 (Ôëèíòà) ISBN 978-5-02-037729-5 (íàóêà) © Крупчанов Л.М., 2012 © Издательство «ФЛИНТА», 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………….…………………………....… 6 Состав и задачи учебника ……………………………………………… 6 Теория литературы как наука ………………………………………… 8 РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ………………………………… 11 Глава 1. Становление теории литературы в Европе ………………… 11 Первый этап. Античная наука Древней Греции …………………… 11 Второй этап. Средневековые теории (V–XIVвв.) …………………… 14 Третий этап. Эстетика Возрождения (Ренессанс) (XIV–XVI) …… 15 Четвертый этап. Литературно-эстетические направления в Европе в XVII – XVIII вв. (барокко, рококо, классицизм, Просвещение, энциклопедисты, предромантизм, сентиментализм, романтизм) …………… 16 Крупнейшие теоретики литературы в Европе в XVIII в. (Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Г. Лессинг, И. Гердер, Г. Гегель, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Н.И. Надеждин. Позитивизм и литературоведение: Э. Литтре, И. Тэн) ……………………………………………………… 18 Глава 2. Становление и развитие литературоведческой науки в России .. 54 Литературные теории в России до XVIII в. ……………………… 54 Развитие литературоведческой науки в России XVIII в. ………… 55 Направления исследований ………………………………………… 55 Труды ученых-литературоведов …………………………………… 59 Российская теория литературы в XVIII в. …………………………… 64 Теория литературы в России в начале XIX в. Проблемы специфики художественной литературы …………………………………………… 66 Проблемы периодизации художественной литературы …………… 73 Собирательство ………………………………………………………… 79 Контрольные вопросы ……………………………………………………… 81 Литература ……………………………………………………………… 81 РАЗДЕЛ II. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В ЕВРОПЕ И В РОССИИ В XIX–XX В. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ (МЕТОДЫ) …………………………………………………………………… 83 Глава 1. Академическое направление в литературоведении. Литературоведческие школы (методы) ………………………………………………… 83 Биографический метод (Ш.О. Сент-Бёв, Г. Брандес) ……………… 83 Филологическая школа (Г. Пауль, В.Н. Перетц) …………………… 89 Мифологическая школа (Я. Гримм, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев) ………………………………………………………… 91 Культурно-историческая школа (Н.С. Тихонравов, А.Н. Пыпин) … 97 3
Стр.3
Психологическая школа (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский) ………………………..……………… 104 Сравнительно-историческая школа (компаративизм) (А.Н. Веселовский) …………………………………………………… 112 Глава 2. Социологическое направление в литературоведении … 118 Радикально-демократическая школа (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев) ………………………..……………… 119 Народническая школа (Н.К. Михайловский) ……………………… 158 Социал-демократическая теория (Г.В. Плеханов) ………………… 172 Марксистская литературоведческая школа (В.И. Ленин) ………… 179 Объективно-социологический метод (В.Ф. Переверзев) …………… 180 Вульгарный социологизм (В.М. Шулятиков, В.М. Фриче) ……… 181 Глава 3. Философско-идеалистическое направление в литературоведении ………………………..……………………………… 184 Интуитивистская школа (А. Бергсон, Б. Кроче, Н.О. Лосский, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк) ……………..…………………………… 184 Психоаналитическая школа (З. Фрейд) ……...………………………… 192 «Формальная школа» (О. Вальцель, Г. Вёльфлин, В. Дибелиус, А. Белый, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум, Ю.Н. Тынянов, В.М. Жирмунский, Р.О. Якобсон, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.В. Томашевский) ……………………………………………………………………… 196 Структурализм (Ю.М. Лотман) ……………………………………… 214 Контрольные вопросы ………………………………………………… 217 Литература ……………………………………………………………… 217 РАЗДЕЛ III. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА ………………………………………………… 222 Глава 1. Художественный образ ……………………………………… 222 Художественный образ — центральная категория искусства … 222 Художественный образ и действительность ……………………… 226 Слово и образ …………………………………………………………… 227 Глава 2. Проблема художественности. Определение ……………… 230 Системы критериев художественности: краткий обзор …………… 230 Художественное и нравственное …………………………………… 235 Глава 3. Проблемы художественной типизации …………………… 236 Контрольные вопросы ………………………………………………… 238 Литература …………………………………………………………… 239 РАЗДЕЛ IV. ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ И СПОСОБЫ ЕГО АНАЛИЗА ………………………………………………… 241 Глава 1. Литературно-художественное произведение как основной предмет научного анализа ……………………………………………… 241 Двуединство художественного произведения ……………………… 241 Художественное время и художественное пространство ………… 242 Глава 2. Анализ литературно-художественного произведения (типы и виды анализа) ………………………………………………………………… 244 Типы анализа …………………………………………………………… 244 Виды анализа …………………………………………………………… 244 Анализ в системе поэтики …………………………………………… 245 4
Стр.4
Глава 3. Содержание литературно-художественного произведения … 247 Проблемы терминологии. Определение ……………………………… 247 Категории содержания .………………………………………………… 250 Глава 4. Форма литературно-художественного произведения ……… 261 Проблемы терминологии. Определение ……………………………… 261 Категории художественной формы. Принципы анализа произведения … 264 Теория сюжета ………………………………………………………… 271 Композиция .…………………………………….………………………… 279 Контрольные вопросы ……………………………..…………………… 285 Литература………………………………………….…………………… 285 РАЗДЕЛ V. ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ………………………………………………………… 288 Глава 1. Художественный метод ………………………………………… 288 Проблемы терминологии ………………………………………………… 288 Пути развития и изучения проблемы художественного метода в литературоведении ………………………………………………………………… 289 Глава 2. Литературное направление ……………………………………… 294 Пути исследования проблемы литературного направления ………… 294 Глава 3. Литературное течение …………………………………………… 296 Общее понятие литературного течения. Терминология ……………… 296 Идейное течение ………………………………………………………… 297 Глава 4. Художественный стиль ………………………………………… 297 «Лингвистическая» теория стиля …………………………………… 298 «Литературоведческая» теория стиля ………………………………… 301 Стиль и метод …………………………………………………………… 304 Глава 5. Проблемы художественного жанра …..……………………… 307 Общее понятие художественного жанра …………………………… 307 Терминология …………………………………………………………… 309 Контрольные вопросы ………………………………………………… 315 Литература ……………………………………………………………… 316 РАЗДЕЛ VI. ПРОБЛЕМА НАРОДНОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ ………… 321 Глава 1. Истоки концепции народности в Европе (Ж.Ж. Руссо, Г. Лессинг, И. Гердер, И. Тэн) …………………………………………………………… 321 Глава 2. Теория народности в России (собирательство, Н.А. Добролюбов, А.Н. Пыпин, русские писатели) …………………………………………… 327 Глава 3. Народность и проблема «чистого искусства» ………………… 336 Глава 4. Идея народности в славянофильстве ………………………… 347 Глава 5. Проблема народности в России в конце XIX–ХХ в. ………… 353 Контрольные вопросы ………………………………………………… 354 Литература ……………………………………………………………… 355
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.