Тема: Основные порталы и сайты с информацией по филологии . <...> Вторую по степени важности задачу мы видим в пропаганде лингвистических знаний и совершенствовании информационно-коммуникационной компетентности филолога. <...> Одним из способов развития информационно-коммуникационной компетентности школьников в предметной области становятся элективные курсы для старшеклассников. <...> Прикладная лингвистика как отрасль гуманитарной науки, решающая практические задачи и отрабатывающая теоретические модели. <...> Первый урок тема: Прикладная лингвистика как область языкознания цель: знакомство с задачами и направлениями прикладной лингвистики. <...> Второй урок тема: Характеристика направлений прикладной лингвистики цель в предметной области: расширить представление о лингвистической науке; определить аспекты изучения языка в различных направлениях и важность практического владения языком для решения прикладных задач. цель в формировании информационно-коммуникационной компетентности: сформировать навыки проведения мультимедийных презентаций, отбора материала для презентации и комментария. <...> 16 Третий урок тема: Естественный язык как способ хранения, передачи и систематизации знаний: типы знаний цель в предметной области: установить различия в декларативных и процедурных знаниях и их специфике при изучении языков. цель в формировании информационно-коммуникационной компетентности: формирование процедурных знаний при решении лингвистических задач. <...> Дать представление об алгоритме решения лингвистических задач. формы: практическое занятие. приемы решения поставленных задач: 1. <...> Лингвистическая задача — особый тип упражнения по русскому языку, выполнение которого включает следующее: 1. <...> Обычно лингвистические задачи относят к самодостаточным задачам. <...> Самодостаточные задачи, в том числе и лингвистические, для своего решения требуют выстроить пошаговую программу, алгоритм. <...> Приведем выдержку с одного <...>
Информационно-коммуникационные_технологии_в_школьном_обучении_русскому_языку_и_подготовке_к_ЕГЭ.pdf
Е.В. Зырянова, И.Г. Овчинникова, А.Р. Чудинова
ИнфОРмАцИОннО-кОммунИкАцИОнныЕ
тЕхнОлОГИИ В шкОльнОм ОбуЧЕнИИ
РусскОму яЗыку И пОдГОтОВкЕ к ЕГЭ
Учебно-методическое пособие
2-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2016
1
Стр.1
УДК 811.161.1(072)
ББК 81.2Рус-9:74.268.1
З97
Зырянова Е.В.
З97
Информационно-коммуникационные технологии в школьном
обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭ [Электронный
ресурс]: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зырянова, И.Г. Овчинникова,
А.Р. Чудинова. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2016. — 288 с.
ISBN 978-5-9765-0851-4
В пособии предлагается система подготовки к ЕГЭ с использованием
информационно-коммуникационных технологий и определяются
основные понятия прикладной русистики. Авторы разработали программу
элективного курса для старшеклассников, выбравших гуманитарный про
филь. Учитель русского языка и литературы получает возможность
работать по предлагаемой программе, опираясь на приведенные авторами
планы уроков и материалы для самостоятельной работы.
Пособие предназначено для самостоятельной работы учащихся при
подготовке к ЕГЭ по русскому языку, для студентов педагогических вузов
специальности «Русский язык и литература» и учителей-словесников.
УДК 811.161.1(072)
ББК 81.2Рус-9:74.268.1
ISBN 978-5-9765-0851-4
© Зырянова Е.В., Овчинникова И.Г.,
Чудинова А.Р., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вступительные замечания .........................................................................................6
мАтЕРИАлы для уРОкОВ
ГлАВА I. филолог и компьютер: необходимое сотрудничество
Первый урок. Тема: Прикладная лингвистика
как область языкознания ....................................................................................8
Второй урок. Тема: Характеристика направлений
прикладной лингвистики .................................................................................15
Третий урок. Тема: Естественный язык как способ хранения,
передачи и систематизации знаний: типы знаний ...................................17
Четвертый урок. Тема: Естественный язык как способ хранения,
передачи и систематизации знаний: языковая
способность человека .........................................................................................25
Пятый урок. Тема: Естественный язык как способ хранения,
передачи и систематизации знаний: знание и информация .................30
Шестой урок. Тема: Подведение итогов обсуждения
прикладной лингвистики и естественного языка
как предмета лингвистической науки ..........................................................34
ГлАВА II. Информационно-коммуникационные технологии
в филологии
Первый урок. Тема: Основные ИКТ прикладной русистики ......................36
Второй урок. Тема: Основные ИКТ прикладной русистики: тезаурус ....38
Третий урок. Тема: Основные ИКТ прикладной русистики:
база данных ............................................................................................................41
Четвертый урок. Тема: Основные ИКТ прикладной русистики:
корпус данных и корпус текстов ....................................................................45
Пятый урок. Тема: Основные ИКТ прикладной русистики:
корпус текстов ......................................................................................................55
Шестой урок. Тема: Основные ИКТ прикладной русистики:
корпус текстов ......................................................................................................70
3
Стр.3
Седьмой урок. Тема: Основные ИКТ прикладной русистики:
базы знаний и экспертные системы ..............................................................79
Восьмой урок. Тема: Автоматический перевод как одна из ИКТ ..............80
Девятый урок. Тема: Программы обработки звучащей речи .......................83
ГлАВА III. Интернет-ресурсы по русскому языку
Первый урок. Тема: Сеть Интернет как информационнокоммуникационная
технология. Основные сервисы
глобальной сети Интернет. Компьютерные сети .....................................94
Второй урок. Тема: Способы доступа и поиска в Интернете .....................100
Третий урок. Тема: Технология гипертекст в Интернете ............................106
Четвертый урок. Тема: Основные порталы и сайты
с информацией по филологии ......................................................................111
Пятый урок. Тема: Сетевые словари ..................................................................148
Шестой урок. Тема: Сетевые лингвистические словари .............................167
Седьмой урок. Тема: Сетевые энциклопедические словари ......................168
Восьмой урок. Тема: Обсуждение тем индивидуальных проектов ..........169
ГлАВА IV. Использование интернет-ресурсов
для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Характеристика Единого окна доступа к образовательным
ресурсам ................................................................................................................172
Систематизация орфограмм и способов работы с ними
(на материале заданий ЕГЭ, часть А) .........................................................174
Место интернет-словарей и памяток в подготовке
к ЕГЭ по русскому языку ...............................................................................202
Морфемный и словообразовательный анализ слова.
Анализ заданий ЕГЭ частей А и В ...............................................................218
Обособление обстоятельств. Анализ заданий ЕГЭ .......................................234
Типы придаточных предложений. Анализ заданий ЕГЭ (часть В) .........238
Урок-исследование: Динамика лексической системы
литературного языка на примере внутренних заимствований .........250
4
Стр.4
ГлАВА V. Основное программное обеспечение
и компьютерные технологии для филологического образования
и научно-исследовательской деятельности
Первый урок. Тема: Автоматические обучающие системы
и экспертные системы по русскому языку ...............................................256
Второй урок. Тема: Проект «Вавилонская башня» .......................................258
Программа элективного курса «Информационнокоммуникационные
технологии в изучении русского языка» ..........264
Заключение .................................................................................................................268
Список полезных сайтов ........................................................................................285
Библиография ............................................................................................................288
5
Стр.5