Будучи собственно эстетическим явлением, художественные константы позволяют обнаруживать закономерности, существующие внутри самого литературного процесса, сквозные линии его развития. <...> Вместе с тем эти константы имеют ментальную природу, т.е. связаны с глубинными особенностями мировосприятия, сознания человека, культурно-исторически и этнически обусловлены. <...> Изучение литературных констант с учетом их ментальной сущности может осуществляться не только как литературоведческое, но и как междисциплинарное исследование, методология которого все более отчетливо вырисовывается в парадигме современной научной мысли в связи с тяготением ее к интегрированию смежных научных дисциплин, разных областей знания. <...> Абеляр, Г. Порретанский, Фома Аквинский и др.), однако именно в конце XX в. наметилась их очевидная актуализация. <...> В «Новейшем философском словаре» (Минск, 2003) концепт определяется как «содержание понятия, его смысловая наполненность в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения»6 . <...> По мнению академика Н.Ю. Шведовой, «концепт – это содержательная сторона словесного знака. за которой стоит понятие (т.е. идея, фиксирующая существенные «умопостигаемые» свойства реалий и явлений, а также отношения между ними), принадлежащее умственной, духовной или жизненно важной материальной сфере существования человека, выработанное и закрепленное общественным опытом народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально и субъективно осмысляемое и – через ступень такого осмысления – соотносимое с другими понятиями, ближайше с ним связанными или, во многих случаях, ему противопоставляемыми»18 . <...> В лингвистических определениях принципиальными становятся идеи вербальной выраженности концепта, обобщения с его помощью явлений одного ряда, общекультурной значимости, а также ментальной природы данной константы. <...> «Кратком словаре когнитивных терминов» под редакцией Е.С. Кубряковой читаем: «Концепт <...>
Концепты,_универсалии,_стереотипы_в_сфере_литературоведения_.pdf
Н.В. Володина
КОНЦЕПТЫ,
УНИВЕРСАЛИИ, СТЕРЕОТИПЫ
В СФЕРЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Монография
5-е издание, стереотипное
Москва
Издательство «ФЛИНТА»
2021
Стр.1
УДК 821.161.1‘18’
ББК 83.3(2Рос=Рус)1
В68
Р ецензенты:
д-р филол. наук, проф. (ГОУ ВПО ВГПУ, г. Вологда) Ю.В. Бабичева;
канд. филол. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ) З.В. Лукичева
Научный ре дак т ор:
д-р филол. наук, проф. Л.Ф. Луцевич
(Ин-т русистики Варшавского ун-та, Варшава, Польша)
В68
Володина Н.В.
Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения
[Электронный ресурс] : монография / Н.В. Володина.
– 5-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2021. – 256 с.
ISBN 978-5-9765-0998-6
Монография включает в себя цикл статей, рассматривающих
проблему литературных констант (концептов, универсалий, стереотипов) в
теоретическом и историко-литературном аспектах.
Для специалистов-филологов, аспирантов, студентов гуманитарных
специальностей.
УДК 821.161.1‘18’
ББК 83.3(2Рос=Рус)1
ISBN 978-5-9765-0998-6
© Володина Н.В., 2016
© Издательство «ФЛИНТА», 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Определение понятий . ......................................................................................3
Концепты национальной культуры в критике Н.А. Добролюбова ..............40
Концепт «новые люди» и его литературное бытие ......................................49
«Купец»: концепт vs стереотип . .....................................................................82
Русская женщина на rendez-vous и гендерные стереотипы . .....................111
Представление о законе и законности в истории русской литературы ....133
Категория «эгоизм» в русском литературном процессе: от концепта
к универсалии . .........................................................................................149
«Русский европеец» в творчестве И.С. Тургенева .....................................175
«Русский путешественник» как синоним «русского европейца»
(«Парижские письма» П.В. Анненкова) ................................................198
«Средний европеец» как кризисное явление
(Индивидуально-авторский концепт в публицистике К.Н. Леонтьева) ....212
«Русский европеец» в документальной прозе Б.К. Зайцева («Дни») .......226
Стереотип еврея в рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» ..............237
Стр.249