Функциональная стилистика, лексикологическая стилистика, теория образов, стилистический анализ на уровне фонетики и морфологии — таков далеко не полный перечень вопросов, рас сматриваемых в книге. анализ выразительных и изобразительных средств осуществляется на лингвистической базе, что позволяет студентам совершенствовать знание языка. теоретический материал пособия иллюстрирован примерами из произведений оригинальной литературы. <...> «Стилистика современного английского языка» действительно не просто «описывает, квалифицирует и объясняет взаимоотношения, связи и взаимодействия разных соотносительных частных систем форм, слов и конструкций внутри единой структуры языка как «системы систем»*, как определил задачи стилистики В.В. Виноградов. <...> На их важность указывает уже подзаголовок — «Стилистика декодирования», предполагающий изучение текста, учитывающее активную деятельности читателя. <...> Стилистика декодирования» привлекает к себе внимание непрерывно расширяющегося круга филологов — не только англистов и германистов, но и славистов, в частности русистов. <...> Стилистический разбор и толкование текстов на уроках иностранного языка — давно известный и оправдавший себя на практике методический прием, а современный уровень развития лингвистики позволяет поставить его на прочную научную базу и таким образом сделать более эффективным. <...> Стилистический анализ сводился к определению всякого рода стилистических приемов, к некой инвентаризации метафор, эпитетов, параллельных конструкций и т.д. <...> Стилистический анализ не является в учебном процессе самоцелью. <...> Предмет и задачи стилистики Стилистикой называется отрасль лингвистики, исследующая принципы и эффект выбора и использования лексических, грамматических, фонетических и вообще языковых средств для передачи мысли и эмоции в разных условиях общения. <...> В этой главе будут рассмотрены различные принципы подразделения этой обширной <...>
Стилистика._Современный_английский_язык.pdf
И.В. А р н о л ь д
СтилиСтика
Современный
английСкий язык
Учебникдлявузов
14-е издание, стереотипное
научныйредакторП.Е.БУхаркИн
Допущено Министерством образования РФ
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по
специальности 033200 — «Английский язык»
Москва
Издательство«ФлИнта»
2021
Стр.1
УДК 811.111Э'38(075.8)
ББК 81.2àíãë-5-923
à84
à84
Арнольд И.В.
Стилистика. Современный английский язык [Электронный
ресурс] : у÷åáíèê для вузов /И.В.арнольд. —
14-å èçä., стер. — Ì.: ÔëÈíòà, 2021. — 384 ñ.
ISBN 978-5-89349-363-4
Основная задача книги — научить сознательно подходить к художественному
тексту как целому, рассматривая его в единстве формы и идейного
содержания. Все аспекты стилистики, изучаемые современными учеными,
нашли свое отражение в данной книге. Функциональная стилистика, лексикологическая
стилистика, теория образов, стилистический анализ на уровне
фонетики и морфологии — таков далеко не полный перечень вопросов,
рас сматриваемых в книге. анализ выразительных и изобразительных средств
осуществляется на лингвистической базе, что позволяет студентам совершенствовать
знание языка. теоретический материал пособия иллюстрирован
примерами из произведений оригинальной литературы. Особое место
в пособии отведено общим проблемам стилистики в ее связи с другими
дис циплинами.
Для студентов педагогических институтов по специальности «Иностранный
ÿçûê».
УДК 811.111Э'38(075.8)
ББК 81.2àíãë-5-923
ISBN 978-5-89349-363-4
© Арнольд È.Â., 2016
© Из да тель ство «ÔëÈíòà», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА
381
От редактора …………........................................................................................................ 3
Предисловие .............................................................................................. 7
Глава I. Общие вопросы .............................................................. 13
§ 1. Предмет и задачи стилистики ................................................................... 13
§ 2. Лингвостилистика и литературоведческая стилистика.
Уровни анализа ............................................................................................ 18
§ 3. Стилистика от автора и стилистика восприятия ……....................................... 26…
§ 4. Стилистика восприятия как стилистика декодирования.
О применении теории информации к проблемам стилистики ................ 35
§ 5. Квантование …….................................................................................................. 45
§ 6. Текст как предмет изучения стилистики .................................................... 54
§ 7. Способы анализа художественного òåêñòà. Контекст ................................ 63
§ 8. Интертекстуальность ……..................................................................................... 71
§ 9. Стилистическая функция ............................................................................. 81
§ 10. Выразительные средства языка и стилистические приемы.
Норма и отклонение от нормы ................................................................. 88
§ 11. Типы выдвижения ....................................................................................... 98
§ 12. Теория образов ............................................................................................ 113
§ 13. Тропы ........................................................................................................... 123
§ 14. Эпитет ......................................................................................................... 130
§ 15. Полуотмеченные структуры ...................................................................... 136
§ 16. Текстовая импликация ............................................................................... 147
Глава II. Лексическая стилистика .......................................... 150
§ 1. Слово и его значение ................................................................................. 150
§ 2. Денотативное и коннотативное значение. Эмоциональная, оценочная,
экспрессивная и стилистическая составляющие коннотации ….................. 153
Стр.381
382
О Г Л А В Л Е Н И Е
Г л а в а VII
§ 3. Совмещение эмоциональной, экспрессивной, оценочной и
стилистической коннотаций ....................................................................... 162
§ 4. Экспрессивность на уровне словообразования .......................................... 165
§ 5. Семантическая структура слова и взаимодействие прямых и
переносных значений как фактор стиля ................................................... 170
§ 6. Использование многозначности слова в сочетании с повтором .............. 175
§ 7. Синонимический и частичный повтор ....................................................... 180
§ 8. Декодирование художественного текста при помощи лексического
àíàëèçà. Тематическая сетка ........................................................................ 182
Глава III. Стилистический анализ
на уровне морфологии ................................................................. 191
§ 1. Транспозиция разрядов существительного ................................................. 191
§ 2. Стилистический потенциал форм генитива и множественного числа ..... 195
§ 3. Стилистические функции артикля .............................................................. 198
§ 4. Противопоставления в системе местоимений как фактор стиля ............. 202
§ 5. Разные способы усиления прилагательных ................................................ 208
§ 6. Стилистические возможности глагольных категорий ................................ 210
§ 7. Наречия и их стилистическая функция ...................................................... 214
Глава IV. Синтаксическая стилистика ................................. 217
§ 1. Общие замечания ......................................................................................... 217
§ 2. Необычное размещение элементов предложения — инверсия ................. 219
§ 3. Переосмысление, или транспозиция, синтаксических структур .............. 223
§ 4. Транспозиция синтаксических структур с ограниченными
возможностями лексического и морфологического варьирования .......... 228
§ 5. Экспрессивность отрицания ......................................................................... 233
§ 6. Средства синтаксической связи ................................................................... 237
§ 7. Виды и функции повторов .......................................................................... 244
§ 8. Синтаксические способы компрессии (пропуск логически
необходимых элементов высказывания) ................................................... 250
§ 9. Синтаксическая конвергенция ..................................................................... 256
§ 10. Актуальное членение предложения ........................................................... 262
§ 11. Текстовой óðîâåíü. План рассказчика и план персонажа ....................... 265
§ 12. Текстовой óðîâåíü. Сверхфразовое единство и абзац ............................. 269
Стр.382
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА
О Г Л А В Л Е Н И Е
383
383
Глава V. Фонетическая стилистика ....................................... 275
§ 1. Исполнительские фонетические средства .................................................. 275
§ 2. Авторские фонетические стилистические средства .................................... 276
§ 3. Аллитерация и ассонанс .............................................................................. 282
§ 4. Рифма ............................................................................................................ 285
§ 5. Ритм ............................................................................................................... 292
Глава VI. Стилистический анализ графики ...................... 296
§ 1. Взаимодействие графики и çâó÷àíèÿ. Пунктуация ..................................... 296
§ 2. Отсутствие знаков препинания ................................................................... 305
§ 3. Заглавные áóêâû. Особенности шрифта ..................................................... 308
§ 4. Графическая образность ............................................................................... 311
Глава VII. Функциональная стилистика ............................... 316
§ 1. Языковая ñèñòåìà, функциональные стили и индивидуальная ðå÷ü… ....... 316
§ 2. Основные противопоставления на уровне нормы ..................................... 322
§ 3. Торжественно-возвышенная лексика и поэтический стиль ...................... 326
§ 4. Научный стиль .............................................................................................. 335
§ 5. Газетный стиль .............................................................................................. 342
§ 6. Разговорный стиль ..................................................................................... 351
§ 7. Взаимодействие стилистической окраски слова с контекстом ................. 359
§ 8. Использование функционально окрашенной лексики
в художественной литературе …........................…............................................. 363
§ 9. Использование просторечия и диалекта ..................................................... 368
Заключение .......................................................................................................... 371
Предметный óêàçàòåëü…… ........................................................................................ 374
Список рекомендованной ëèòåðàòóðû…………................................................................ 377
Стр.383