ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Кафедра психологии Н.А.Скляр, Е.Н. Коскина КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Учебно-методическое пособие по комплексной психолого-педагогической практике для студентов, обучающихся по специальности 050706 – «Педагогика и психология» с дополнительной специальностью Великие Луки, 2010 1 ОГЛАВЛЕНИЕ I. <...> Концептуальные подходы изучения девиантного поведения в психологопедагогической литературе . <...> Блок диагностических методик для изучения девиантного поведения . <...> Блок диагностических методик для изучения развития самосознания ребенка . <...> Пояснительная записка Комплексная психолого-педагогическая практика представляет собой обязательный этап практического обучения студентов по избранной профессии. <...> Комплексная психолого-педагогическая практика представляет собой логическое продолжение усвоения практических психологических знаний и теоретических научных позиций, фундамент которых закладывается при изучении общих и специальных дисциплин. <...> Проведение одного занятия по выбору с использованием наглядного учебно-методического материала. контакты с разными людьми; владеет системой знаний о психологических закономерностях воспитания, обучения, развития личности во всех стадиях онтогенеза; создает условия, стимулирующие целенаправленное природосообразное и изменение обучающихся; владеет приемами социальной перцепции; умеет передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта; умеет излагать материал доступно, логично, выразительно. <...> Цель: составление и проведение комплексной коррекционноразвивающей программы по результатам психодиагности ческого исследования. <...> Во время проведения коррекционноразвивающей программы возможно осуществление текущего контроля: присутствие на занятиях однокурсников, экспертов, психологов, курирующих практику, использование <...>
Комплексная_психолого-педагогическая_практика.pdf
ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Кафедра психологии
Н.А.Скляр, Е.Н. Коскина
КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Учебно-методическое пособие
по комплексной психолого-педагогической практике
для студентов, обучающихся по специальности 050706 – «Педагогика и
психология» с дополнительной специальностью
Великие Луки, 2010
1
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ............................................................. 3
1.1. Пояснительная записка ...................................................................................................... 3
1.2. Цель комплексной психолого-педагогической практики .............................................. 5
1.3. Задачи практики: ................................................................................................................ 5
1.4. Руководство практикой ...................................................................................................... 6
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ .................................................................................................. 7
III. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ ..................................................... 9
IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИКИ .................................................................................... 11
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ ............................................ 13
5.1. Концептуальные подходы изучения девиантного поведения в психологопедагогической
литературе .................................................................................................... 13
5.1.1. Психолого-педагогическая характеристика девиантной личности ...................... 13
5.1.2. Факторы, способствующие возникновению девиантного поведения .................. 18
5.1.3. Коррекция девантного поведения ............................................................................ 19
5.2. Блок диагностических методик для изучения девиантного поведения ...................... 22
Диагностика игровой зависимости (игромании) .............................................................. 22
5.3. Самосознание в структуре личности .............................................................................. 65
5.3.1. Анализ проблемы психологической структуры и уровней самосознания в
психологической литературе .............................................................................................. 65
5.3.2.Развитие самосознания в дошкольном возрасте ..................................................... 68
5.4. Блок диагностических методик для изучения развития самосознания ребенка ........ 76
5.4.1. Диагностика основных показателей самосознания в младшем дошкольном и
старшем дошкольном возрасте .......................................................................................... 76
5.4.2. Методики сбора опосредованной информации об особенностях развития
самосознания в детском возрасте ...................................................................................... 84
5.4.3. Социальное окружение ребенка как информационный ресурс в диагностике
развития детского самосознания ........................................................................................ 98
5.5. Алгоритм составления психокоррекционной программы .......................................... 107
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................................... 110
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ .................................................................................................................. 114
2
Стр.2
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Комплексная психолого-педагогическая практика представляет собой
обязательный этап практического обучения студентов по избранной
профессии.
В процессе практики студенты должны отработать, закрепить на
практике профессионально важные знания, умения, навыки, которые они
приобрели за период обучения в вузе. Концептуальное решение практики
основывается на идеях системности и преемственности содержания практики
в каждом году обучения, а также на постепенном углублении освоения
деятельности педагога-психолога во всем многообразии его функций.
Комплексная психолого-педагогическая практика представляет собой
логическое продолжение усвоения практических психологических знаний и
теоретических научных позиций, фундамент которых закладывается при
изучении общих и специальных дисциплин. Принципы организации и
проведения практики определяются содержанием реальной практической
деятельности педагога-психолога и выполняемыми им функциями.
Содержание программы, методические рекомендации призваны
обеспечить качественную подготовку будущего педагога-психолога к
выполнению основных профессиональных функций. Программный материал
дает целостное представление о профессиональной деятельности.
Представленная программа, задания и методические рекомендации
отвечают государственному образовательному стандарту и позволяют
сформировать у будущих специалистов комплекс психолого-педагогических
умений:
коммуникативных, организаторских, исследовательских,
аналитических, рефлексивных.
Проектируемая система профессиональной психолого-педагогической
деятельности предполагает достижение главного результата – формирование
профессиональной компетентности будущего педагога-психолога.
3
Стр.3