Диссертация выполнена на кафедре теории и методики спортивных игр
Набережночелнинский филиал ФГОУ ВПО «Поволжская государственная
академия физической культуры, спорта и туризма»
Научный руководитель
доктор педагогических наук, профессор
Драндров Герольд Леонидович (ФГБОУ
ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я.Яковлева»)
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Лалаков Геннадий Сергеевич (ФГБОУ ВПО
«Сибирский государственный университет
физической культуры и спорта»)
доктор педагогических наук, профессор
Петров Павел Карпович (ФГБОУ ВПО
«Удмуртский государственный университет»)
Ведущая
организация
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
университет физической культуры»
г. Челябинск
Защита диссертации состоится «03» ноября 2011 года в 12 часов на заседании
диссертационного совета ДМ 311.015.01 при ФГОУ ВПО «Поволжская государственная
академия физической культуры, спорта и туризма» по адресу:
423807, г. Набережные Челны, ул. Е.Н Батенчука, д. 21, ауд. 313
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Поволжская
государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГОУ
ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма».
Режим доступа: http://www.kamgifk.ru/avtoreferats.htm
Автореферат диссертации разослан «3» октября 2011 года.
Учёный секретарь
диссертационного совета
2
А.А. Черняев
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. Россия получила право организации и проведения
чемпионата мира по футболу 2018 года. Это важное для нашей многомиллионной
армии любителей футбола решение ФИФА должно стать мощным стимулом развития
футбола в нашей стране , и прежде всего системы подготовки спортивного резерва
для сборной команды России образца 2018 года.
Экстремальность условий соревновательной борьбы в современном футболе
обусловлена большим разнообразием и динамичностью игровых ситуаций, трудностью
их восприятия и распознавания, недостаточностью информации для принятия
решений, пространственно-временными ограничениями игровых действий, необходимостью
согласования индивидуальных действий при решении групповых задач
(М. Хоутка, 1962; А. Чанади, 1981; Г. А. Голденко, 1984; Г. М. Гаджиев 1984; В. В.
Лобановский, 1989 и др.).
Поэтому ученые и специалисты считают, что решающее значение в футболе
приобретает рациональная организация деятельности игроков и команды в целом,
более совершенная тактика (А. Вайтерс, 1968; А. Чанади, 1981; Ваксес Леонард,
1983; Г. М. Гаджиев, Л. Качани, 1984; Г. Д. Качалин, 1986;
А. В. Петухов,
1990; А. П. Золотарев, 1993; Р. Хюсси, 1997 и др.).
Выдающийся отечественный тренер В. В. Лобановский (1989) писал по этому
поводу: «Самое пристальное внимание тренеры должны сосредоточить на тактике.
Именно в ней скрыты те дополнительные резервы, которые позволяют усилить игровую
мощь, поднять класс. В самом деле, многие команды добились высоких достижений
в физической подготовке, заметно выросло техническое умение, постигаются
– когда успешно, когда нет – тайны психологической настройки, волевой закалки,
а вот тактическая бедность и однообразие набили оскомину» (с. 149).
Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная эффективность
обучения юных футболистов тактике футбола (H. Studener, 1968; А. Чанади,
1981; Басим Фадиль Абас, 1984; C. B. Голомазов, Б. Г. Чирва, 1997, 1998; М. Кук,
2009 и др.). Ошибки, допущенные на начальных этапах подготовки футболистов,
могут сказаться отрицательно и через много лет, во взрослом возрасте (В.В. Суворов,
1996; А. П. Золотарев, 1997). Так, один из ведущих отечественных тренеров Ю.
П. Семин (1996) отмечает, что выпускники ДЮСШ и СДЮШОР по футболу приходят
в команды мастеров с низким уровнем технико-тактической подготовленности.
В сложившейся ситуации одним из приоритетных направлений совершенствования
спортивного мастерства юных футболистов должна выступать техникотактическая
подготовка (А. А. Сучилин, 1997). При этом во главу угла должна ставиться
не столько количественная, сколько качественная содержательная сторона
тренировочных упражнений, их адекватность тем задачам, которые решаются отдельными
футболистами, группами игроков и командой в целом во время соревновательного
поединка (Т. Т. Иманалиев, 1993; М. А. Годик, 1983, 1995; О. К. Садыков,
1995; В.В. Суворов, 1996 и др.).
Анализ и обобщение научно-методической литературы свидетельствует о том,
что в настоящее время остаются недостаточно исследованными вопросы повышения
эффективности технико-тактической подготовки футболистов посредством
применения игровых упражнений, моделирующих различные стороны соревнова3
Стр.3