В пособии подробно рассматриваются цель, задачи и основные понятия тренировки в легкой атлетике, раскрываются основные компоненты тренировки легкоатлета: физическая, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая и интегральная подготовка, а также вопросы периодизации, этапности, планирования и учета многолетнего процесса тренировки. <...> Основные компоненты тренировки в легкой атлетике . <...> Построение, этапность, планирование и учет многолетней тренировки в легкой атлетике . <...> Особенности построения многолетней тренировки в видах легкой атлетики . <...> Планирование и учет тренировочного процесса в легкой атлетике . <...> Спортивная тренировка – это педагогический процесс, направленный на управление подготовкой к спортивным соревнованиям через применение комплексной системы развития спортсмена. <...> Спортивная тренировка в легкой атлетике - это педагогический процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей легкоатлетов в условиях правильного гигиенического режима при тщательном врачебном и педагогическом контроле. <...> Главной целью спортивной тренировки в легкоатлетическом спорте является достижение максимально возможного успеха в избранном виде легкой атлетики. <...> Основные задачи, которые решаются в процессе тренировки: - освоение техники и тактики избранного вида легкой атлетики; - совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов; - воспитание морально-волевых качеств; - обеспечение необходимого уровня психологической подготовленности; - приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности. выражаются Комплексные результаты решения задач спортивной тренировки понятиями: «тренированность», «подготовленность», «спортивная форма <...>
Основы_тренировки_в_легкой_атлетике_учебное_пособие.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОСНОВЫ ТРЕНИРОВКИ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
(Учебное пособие)
Коновалов И.Е., Мутаева И.Ш.Черняев А.А.
Набережные Челны - 2007
Стр.1
УДК 7А2
ББК 75.711
О 75
Основы тренировки в легкой атлетике: Учебное пособие. / Составители
И.Е. Коновалов, И.Ш. Мутаева, А.А. Черняев. - Набережные Челны: РИО
КамГИФК, 2007. - 74 с.
Печатается по рекомендации Учебно-методического совета
Камского государственного института физической культуры
Рецензенты:
А.М. Имашев кандидат педагогических наук, доцент
С.А. Семенов кандидат педагогических наук, доцент кафедры ФВиС
ИНЭКА
Редактор: Т.В. Деркач.
В учебном пособии авторы предлагают свой взгляд на вопросы тренировки
в легкой атлетике, руководствуясь при этом мнением многих ведущих
специалистов в этой сфере деятельности.
В пособии подробно рассматриваются цель, задачи и основные понятия
тренировки в легкой атлетике, раскрываются основные компоненты
тренировки легкоатлета: физическая,
техническая,
тактическая,
психологическая, теоретическая и интегральная подготовка, а также вопросы
периодизации, этапности, планирования и учета многолетнего процесса
тренировки.
Учебное пособие адресовано студентам ИФК, а также учителям
физической культуры и тренерам-преподавателям по легкой атлетике.
© Коновалов И.Е., 2007,
© Мутаева И.Ш., Черняев А.А., 2007,
© КамГИФК, 2007.
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Основные понятия, цель и задачи спортивной тренировки в
легкой атлетике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1.Принципы тренировки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2.Средства и методы тренировки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава II. Основные компоненты тренировки в легкой атлетике . . . . . . . 10
2.1.Физическая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.1.1.Физические качества и двигательные способности. . . . . . . . . . . . . 12
2.1.2.Методика развития физических качеств в легкой атлетике . . . . . . 17
2.2.Техническая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..25
2.3.Тактическая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
2.4.Психологическая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
2.5.Теоретическая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
2.6.Интегральная подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Глава III. Построение, этапность, планирование и учет многолетней
тренировки в легкой атлетике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
3.1.Периодизация тренировки в легкой атлетике . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.2.Этапы многолетней тренировки в легкой атлетике. . . . . . . . . . . . . . .38
3.3.Особенности построения многолетней тренировки в видах легкой
атлетики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
3.4.Планирование и учет тренировочного процесса в легкой атлетике . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Спортивный терминологический словарь-справочник. . . . . . . . . . . . . . . .51
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .74
3
Стр.3