Сабиров В учебном пособии представлены основные положения программы по дисциплине «Теория и организация адаптивной физической культуры». <...> Цели освоения дисциплины Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования (ОПОП СПО) по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по данной специальности. <...> В области воспитания целью ОПОП специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» является: развитие у студентов личностных качеств, способствующих их творческой активности, общекультурному росту и социальной мобильности: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим ценностям, экологической толерантности, настойчивости в достижении цели, выносливости. <...> В области обучения целью ОПОП СПО по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» является формирование общекультурных (универсальных): социально-личностных, общенаучных, инструментальных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и быть конкурентноспособным на рынке труда. <...> Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) ориентирована на реализацию следующих принципов: деятельностный и практико-ориентированнный характер учебной деятельности в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы; приоритет самостоятельной деятельности студентов; ориентация <...>
Общие_основы_теории_и_организации_адаптивной_физической_культуры_учебное_пособие_для_студентов_специальности_Физическая_культура_для_лиц_с_отклонениями_в_состоянии_здоровья_(адаптивная_физическая_культура).pdf
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
Колледж физической культуры
Павлова С.В.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Учебное пособие для студентов, обучающихся по
специальности 050142 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в
состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
Набережные Челны – 2013
Стр.1
ББК
К
Общие основы теории и организации адаптивной физической культуры: учебное
пособие для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура для лиц с
отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» / С.В. Павлова. –
Набережные Челны : Изд-во НФ «Поволжская ГАФКСиТ», 2013. – 89 с.
Печатается по рекомендации учебно-методического Совета НФ «Поволжская
государственная академия физической культуры, спорта и туризма».
Рецензенты:
к.м.н., доцент НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская ГАФКСиТ» А.Г. Сафина
к.п.н., директор представительства КГМУ Р.Б. Сабиров
В учебном пособии представлены основные положения программы по дисциплине
«Теория и организация адаптивной физической культуры».
Учебное пособие раскрывает содержание лекционных и практических занятий по
изучаемому предмету, в котором рассматриваются основные понятия и термины
адаптивной физической культуры; предмет, цель, приоритетные задачи, функции и
принципы адаптивной физической культуры; содержание и особенности деятельности
педагога по адаптивной физической культуре; история адаптивной физической культуры;
содержание практических занятий, вопросы и тестовые задания для итогового контроля
знаний студентов, список рекомендуемой литературы. В приложениях дан наглядный
материал, рекомендуемый к использованию на практических занятиях.
Учебное пособие предназначено для студентов колледжа физической культуры, а
также для преподавателей по специальности «Физическая культура для лиц с
отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».
Павлова С.В., Герасимова И.Г., 2013
Издательство Набережночелнинского филиала
ФГБОУ ВПО Поволжская ГАФКСиТ, 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение_______________________________________________________________
1.
2.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины _____________________________________________________
Содержание разделов учебной дисциплины___________________________
Раздел I. Общие вопросы теории адаптивной физической культуры___________
1.1.
Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального
образования______________________________________________________
Раздел II. Основные понятия и термины адаптивной физической культуры___
2.1.
Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая
культура»________________________________________________________
2.2.
3
4
6
7
7
8
8
Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, её
роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями
в состоянии здоровья и инвалидов___________________________________ 10
Раздел III. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры___ 11
3.1.
Раздел IV. Содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной
физической культуры____________________________________________________
4.1.
4.2.
Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры_________ 11
13
13
Требования к профессиональным качествам специалистов по адаптивной
физической культуре______________________________________________
Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре
15
Раздел V. История адаптивной физической культуры________________________ 19
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
5.7.
Роль, место и значение лечебной физической культуры в физкультурнооздоровительном
и спортивном движении инвалидов с поражениями
опорно-двигательного аппарата_____________________________________
Развитие адаптивной физической культуры за рубежом_________________ 22
Паралимпийское движение в мировой практике_______________________
История развития адаптивной физической культуры в нашей стране______
История адаптивного спорта для лиц с поражение слуха________________
19
24
29
36
История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для
лиц с поражение зрения___________________________________________
История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для
лиц с поражение интеллекта________________________________________
Раздел VI. Методологические аспекты адаптивной физической культуры_____
6.1.
6.2.
6.3.
39
40
44
Воспитание личности в процессе занятий адаптивной физической
культурой________________________________________________________ 44
Функции адаптивной физической культуры___________________________ 52
Принципы адаптивной физической культуры__________________________ 59
Зачетные требования для студентов__________________________________________ 67
Зачетные вопросы для оценки качества освоения дисциплины___________________
67
Тестовые задания для оценки качества освоения дисциплины____________________ 69
Бально-рейтинговая система оценки знаний студентов__________________________ 75
Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины__________
Материально-техническое обеспечение дисциплины ___________________________ 77
Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины______
Глоссарий, применяемый для изучения дисциплины___________________________
76
77
80
Приложение 1____________________________________________________________ 83
Приложение 2____________________________________________________________ 84
Приложение 3____________________________________________________________ 85
Приложение 4____________________________________________________________ 88
Оглавление_______________________________________________________________ 89
89
Стр.89