Бег условно подразделяют на следующие фазы: старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование. <...> По команде «На старт!» бегун, сделав 2-3 глубоких вдоха и выдоха, становится впереди стартовых колодок, опускается на руки перед стартовой линией, ставит ноги на переднюю и заднюю колодки, опирается на колено сзади стоящей ноги (маховой) и ставит руки вплотную к стартовой линии. <...> Тяжесть тела равномерно распределяется между руками и впереди стоящей ногой (толчковой). <...> На 14-16 шаге стартовый разгон переходит в бег по дистанции. <...> Постановка ноги на грунт - очень сложная в координационном отношении часть бегового шага. <...> Маховая нога активно опускается вниз и выпрямляется в коленном суставе, встречая дорожку с передней части стопы. <...> После отрыва ноги от грунта начинается фаза полета и нога, бывшая опорной, становится маховой. <...> Чтобы быстрее коснутся линии финиша, бегун на последнем шаге делает резкий наклон туловища вперед с отведением рук назад. <...> Применяется и другой способ финиширования, когда бегун, наклоняясь вперед, одновременно поворачивается к финишной ленточке боком, чтобы коснутся ее боком. <...> Бег на средние и длинные дистанции Бег на средние и длинные дистанции, как и в спринте, условно подразделяется на три фазы: старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование. <...> Техника бега по дистанции Бег по дистанции. <...> В это время бедро маховой ноги, способствуя отталкиванию, энергично выводится вперед-вверх. <...> Пройдя момент вертикали, маховая нога активно выносится вперед-вверх, после чего опускается. <...> Вместе с выносом бедра маховой ноги и поворотом таза происходит поворот плеч навстречу движению таза. <...> Спортивная ходьба Ходьба – самый распространенный естественный способ передвижения человека. <...> Спортивная ходьба является одним из видов легкой атлетики и отличается от обычной ходьбы техникой выполнения. <...> Эстафетный бег Эстафетный бег - это эмоциональное, увлекательное соревнование. <...> Для бегунов трудность <...>
Методика_преподавания_видов_легкой_атлетики_в_высших_учебных_заведениях_физкультурного_профиля__учебное_пособие.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ВИДОВ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ
(Учебное пособие)
Коновалов И.Е., Мутаева И.Ш., Черняев А.А.
Набережные Челны - 2007
Стр.1
УДК 378.1
ББК 74.58+75.711
М 54
Методика преподавания видов легкой атлетики в высших учебных
заведениях физкультурного профиля: Учебное пособие. / Составители
И.Е. Коновалов, И.Ш. Мутаева, А.А. Черняев. - Набережные Челны: РИО
КамГИФК, 2007. - 71 с.: ил.
Печатается по рекомендации Учебно-методического совета
Камского государственного института физической культуры
Рецензенты:
Зотова Ф.Р. кандидат биологических наук, доцент.
Тазиев С.Ф. кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета
физической культуры ЕГПУ.
Редактор: Т.В. Деркач.
В данном учебном пособии авторы раскрывают практические аспекты
содержания предмета «Легкая атлетика» в высших учебных заведениях
физкультурного профиля. Оно включает в себя оптимальный уровень
информации, освоение которой позволяет целенаправленно решать
практические задачи, которые являются важным компонентом курса «Легкая
атлетика» в системе подготовки специалистов по физической культуре и
спорту.
Пособие адресовано студентам и преподавателям ИФК, а также учителям
физической культуры и тренерам-преподавателям по легкой атлетике.
© Коновалов И.Е., 2007,
© Мутаева И.Ш., Черняев А.А., 2007,
© КамГИФК, 2007.
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Глава 1. АНАЛИЗ ТЕХНИКИ ВИДОВ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ . . . . . . . . . . 5
1.1.Бег на короткие дистанции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2.Бег на средние и длинные дистанции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3.Спортивная ходьба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
1.4.Эстафетный бег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.5.Барьерный бег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1.6.Прыжки в длину с разбега . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.7.Прыжки в высоту с разбега . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
1.8.Метание гранаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1.9.Толкание ядра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Глава 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ВИДОВ ЛЕГКОЙ
АТЛЕТИКИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.1.Бег на короткие дистанции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.2.Бег на средние и длинные дистанции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
2.3.Спортивная ходьба . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
2.4.Эстафетный бег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
2.5.Барьерный бег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
2.6.Прыжок в длину с разбега . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
2.7.Прыжок в высоту с разбега . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .40
2.8.Метание гранаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
2.9.Толкание ядра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Глава 3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
3.1.Бег на короткие, средние и длинные дистанции . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
3.2.Эстафетный и барьерный бег . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
3.3.Прыжок в длину и в высоту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
3.4.Толкание ядра и метание гранаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
3.5.Правильные ответы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Глава 4. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ВИДОВ ЛЕГКОЙ
АТЛЕТИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
4.1.Подвижные игры с элементами ходьбы и бега . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
4.2.Подвижные игры с элементами прыжков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
4.3.Подвижные игры с элементами метаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Легкая атлетика – один из популярных и наиболее массовых видов
спорта, объединяющий в себе упражнения циклического и ациклического
характера, таких как ходьба, бег, прыжки и метания.
Легкая атлетика, являясь в институте физической культуры базовым видом
спорта, решает важную задачу воспитания высококвалифицированных
специалистов в области физической культуры и спорта.
Овладение на занятиях легкой атлетики определенными знаниями,
умениями и навыками позволит в дальнейшем качественно осваивать другие
виды спорта и эффективно развивать и совершенствовать физические
качества и двигательные способности, а также функциональные возможности
обучающихся.
В данном учебном пособии представлены четыре раздела, каждый из
которых решает не только частные задачи, но и последовательно направлены
на решение главной задачи – обретение студентами знаний и умений в
области легкоатлетического спорта.
В первой главе рассматривается техника легкоатлетических упражнений,
входящих в программу дисциплины «Легкая атлетика» на общем курсе
обучения.
Во второй главе предлагается методика обучения видам легкой атлетики,
предусмотренных учебной программой. Рассматриваются основные задачи и
средства обучения, даются методические рекомендации, а также
анализируются наиболее часто встречающиеся ошибки, их причины и
средства исправления.
В третьей главе предложен комплекс вопросов для самоконтроля по
разделам преподавания видов легкой атлетики, предусмотренных на курсе.
В четвертой главе предлагаются подвижные игры с элементами видов
легкой атлетики, которые решают задачи развития физических качеств и
двигательных способностей, а также формирования и совершенствования
умений и навыков в овладении не только простыми, но и сложнокоординационными
техническими
элементами
легкоатлетических
упражнений.
Данное
учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей
ИФК, а также учителей физической культуры и тренеров-преподавателей по
легкой атлетике. Материалы учебного пособия призваны способствовать
достижению цели формирования у молодых специалистов творческого
подхода и ценностного отношения к труду педагога.
4
Стр.4