Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Учебное-методическое пособие по написанию курсовой работы по дисциплине: "Методология и методика социологического исследования" (110,00 руб.)

0   0
АвторыВерецкая Алла Ивановна, Матюшина Юлия Борисовна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц20
ID239274
АннотацияВ методическом пособии даются рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине «Методология и методика социологического исследования». Цель методического пособия – ознакомить студентов с правилами и процедурами выполнения курсовой работы по итогам изучения курса «Методология и методика социологического исследования».
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 3-курса для специальности – Социология
Учебное-методическое пособие по написанию курсовой работы по дисциплине: "Методология и методика социологического исследования" / А. И. Верецкая, Ю. Б. Матюшина .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012 .— 20 с. — 19 с. — URL: https://rucont.ru/efd/239274 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» Составители: А.И. Верецкая, Ю.Б. Матюшина Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012 1 Утверждено научно-методическим советом исторического факультета 3 июля 2012 г., протокол № 15 Рецензент канд. социолог. наук, доцент А.Б. Довейко Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социологии и политологии исторического факультета Воронежского государственного университета. <...> В методическом пособии даются рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» студентам 3-курса. <...> Курсовая работа представляет собой исследовательский вид учебной работы студента и выполняется по утвержденной на заседании кафедры теме, в рамках той или иной дисциплины учебного плана. <...> По своему содержанию и форме она должна соответствовать правилам написания традиционных научных работ. <...> Цель методического пособия – ознакомить студентов с правилами и процедурами выполнения курсовой работы по итогам изучения курса «Методология и методика социологического исследования». <...> В методическом пособии обращено внимание на следующие вопросы: • роль и особенности написания курсовой работы по дисциплине «Методология и методика социологического исследования»; • этапы написания курсовой работы; • методика выполнения курсовой работы; • оформление курсовой работы; • представление и защита курсовой работы. <...> Роль и особенности написания курсовой работы по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» Курсовая работа по дисциплине «Методология и методика социологического исследования <...>
Учебное-методическое_пособие_по_написанию_курсовой_работы_по_дисциплине_Методология_и_методика_социологического_исследования.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» Составители: А.И. Верецкая, Ю.Б. Матюшина Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012 1
Стр.1
Курсовая работа является неотъемлемой частью подготовки специалистов. Она завершает изучение студентами того или иного учебного курса и является способом контроля усвоения ими знаний, выработки навыков проведения самостоятельного исследования по избранной проблеме. Курсовая работа носит индивидуальный, творческий характер. Она должна выполняться в соответствии с требованиями действующих стандартов, предъявляемыми к учебным научно-исследовательским работам. Курсовая работа представляет собой исследовательский вид учебной работы студента и выполняется по утвержденной на заседании кафедры теме, в рамках той или иной дисциплины учебного плана. По своему содержанию и форме она должна соответствовать правилам написания традиционных научных работ. Цель методического пособия – ознакомить студентов с правилами и процедурами выполнения курсовой работы по итогам изучения курса «Методология и методика социологического исследования». В методическом пособии обращено внимание на следующие вопросы: • роль и особенности написания курсовой работы по дисциплине «Методология и методика социологического исследования»; • этапы написания курсовой работы; • методика выполнения курсовой работы; • оформление курсовой работы; • представление и защита курсовой работы. 1. Роль и особенности написания курсовой работы по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» Курсовая работа по дисциплине «Методология и методика социологического исследования» в соответствии с учебным планом подготовки студентов на отделении «Социология» выполняется в 5 семестре. В этой курсовой работе должны найти отражение не только теоретические знания, но и практические умения, которые были приобретены и освоены студентами в ходе изучения дисциплины «Методология и методика социологического исследования». Необходимо помнить, что курсовая работа, выполняемая на третьем курсе, является важным этапом подготовки выпускной квалификационной работы. Логика выполнения студентами-социологами выпускной квалификационной работы включает в себя следующие моменты. 1. Подготовка выпускной квалификационной работы должна начинаться с первого курса, когда студент выбирает интересующую его социальную проблему в рамках изучения дисциплины «Общая социология». 2. По итогам второго года обучения в рамках учебного курса «История социологии» студентом выполняется курсовая работа, в которой может рас3
Стр.3
циальной проблеме. Это означает: студент-выпускник, определяя тему своей выпускной квалификационной работы, анализирует социальную проблему, описывает ее на теоретическом и практическом уровнях. А затем поэтапно выполняет все действия, связанные с разработкой программы социологического исследования, как теоретической (определение проблемы, объекта и предмета исследования, построение совокупности показателей, выдвижение гипотез), так и практической ее части (характеристика методов получения, обработки, анализа, обобщения полученных данных и их представления). На первом году обучения сложно выбрать такую тему исследования, интерес к которой проявлялся бы у студента все пять лет. Но стремиться к этому необходимо. Написание ВКР, в силу сложности и необходимости выполнения большого объема как теоретической, так и практической исследовательской работы, не может быть отнесено только на последний год обучения в вузе. По сути, получается, что работа по написанию выпускной квалификационной работы должна быть равномерно распределена на все пять лет обучения. Однако так бывает не всегда. Часто встречается ситуация, когда студент по разным причинам начинает работать над выпускной квалификационной работой только с третьего курса. В этом случае тема курсовой работы на третьем курсе может отражать любой раздел курса по методологии и методике социологического исследования. Во-первых, курсовая работа может быть посвящена методологическим вопросам выполнения выпускного квалификационного исследования: • описание актуальности и разработанности социальной проблемы; • определение объекта и предмета исследования; • разработка системы показателей и совокупности факторов, определяющих то или иное изучаемое явление. Во-вторых, курсовая работа может быть посвящена методическим вопросам выполнения выпускного квалификационного исследования: • описание методики получения социологической информации; • описание конкретных методов получения информации; • обоснование необходимости применения выборочной процедуры и описание ее вида. 2. Определение этапов написания курсовой работы Предполагается, что к третьему курсу студенты уже приобрели опыт выполнения курсовых работ и овладели рядом навыков и умений: 6
Стр.6
во-первых, они научились тщательно и аккуратно составлять библиографию и в соответствии с библиографическими требованиями оформлять ссылки (сноски) и списки использованной литературы; во-вторых, они умеют творчески перерабатывать используемый материал; в-третьих, самостоятельно и грамотно применяют понятийный аппарат социологии; в-четвертых, приобрели навыки формулирования выводов. Поскольку курсовая работа, выполняемая студентами на третьем году обучения, опирается на структуру курса «Методология и методика социологических исследований», то это означает, что она должна быть выполнена в рамках того или иного раздела изучаемой дисциплины. Представим, что в качестве важной социальной проблемы был выбран образ жизни, и на первом году обучения на эту тему была написана курсовая работа. Затем на 2 курсе выполнялась работа, в которой исследовались аспекты, связанные с историей разработки этой проблематики в истории социологической мысли. Тогда на третьем курсе курсовые работы могут выполняться по следующим темам. 1. Образ жизни современного российского студенчества как социальная проблема. 2. Образ жизни современного российского студенчества: определение объекта социологического исследования. 3. Теоретико-методологические основы изучения образа жизни современного российского студенчества. 4. Факторы формирования образа жизни современного российского студенчества. 5. Методика исследования образа жизни современного российского студенчества. Каждая из представленных тем имеет свои этапы выполнения. Так, описывая образ жизни студенчества как социальную проблему, необходимо показать: а) значимость этой проблемы в формировании и становлении современной вузовской молодежи; б) опираясь на теоретические и прикладные исследования, проводимые в прошлые годы по этой проблематике, показать особенности и границы этой проблемы в настоящее время. Курсовая работа, целью которой является определение социальной проблемы, предполагает глубокий анализ справочной литературы, монографий, публикаций в различных социологических журналах, в том числе результатов социологических исследований, по выбранной или сходной с ней теме. На этой основе на теоретическом уровне описывается сама про7
Стр.7
блема и проблемная ситуация, социальное противоречие, которое лежит в ее основе; анализируются ее границы. Выполняя курсовую работу на тему, связанную с определением объекта в исследованиях образа жизни, необходимо помнить: объект – носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности. Выделение объекта осуществляется на основе анализа социальной проблемы. Объектом социологического исследования всегда выступает носитель той или иной социальной проблемы (люди, разные социальные группы). В данном примере объектом исследования является студенчество. Освещая этот вопрос, необходимо, во-первых, определить понятие «студенчество», то есть выявить все точки зрения, существующие в социологической литературе в настоящее время, выбрать наиболее подходящее понятие (согласиться с авторами или сформулировать рабочее определение на основе ряда изученных понятий). Во-вторых, определить объект конкретного социологического исследования. В нашем случае – воронежское студенчество. Здесь необходимо воспользоваться имеющейся статистикой о составе студенческих контингентов воронежских вузов (определение общего количества студентов в воронежских вузах, их распределение по вузам, в том числе и коммерческим, распределение по профилю обучения, специальностям, факультетам, курсам) и дать их полное описание. Развернутое определение объекта социологического исследования выливается в построение его эмпирической схемы. Определение предмета в исследованиях образа жизни воронежского студенчества является наиболее сложным этапом работы над выбранной темой. Опираясь на теоретическую часть курса «Методология и методика социологических исследований», прежде всего на тот раздел, в котором рассматривается программа социологического исследования, необходимо в общем виде определить предмет в нашем исследовании. В нашем примере это будут теоретические основы изучения образа жизни современного российского студенчества. Здесь необходимо выполнить сложную работу, связанную с подробным описанием предмета социологического исследования. Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней социальное противоречие) и подлежат изучению. По сути, предмет социологического исследования – наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых важно для решения проблемы исследования. Это – центральный вопрос при решении поставленной проблемы. Предполагается, что студент, выполнив курсовую работу на первом году обучения на тему, указанную в нашем примере, освоил некоторую часть теоретических знаний и представлений об образе жизни в целом. Опираясь на эти знания и представления о программе социологического ис8
Стр.8