Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Вопросы литературы  / №6 2009

«Гений меры». Тургенев в русской культуре (66,00 руб.)

0   0
АвторыРЕБЕЛЬ Г.
Страниц44
ID239042
Аннотация.
«Гений меры». Тургенев в русской культуре / Г. РЕБЕЛЬ // Вопросы литературы .— 2009 .— №6 .— URL: https://rucont.ru/efd/239042 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История русской литературы Галина РЕБЕЛЬ «ГЕНИЙ МЕРЫ»: ТУРГЕНЕВ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Определение «гений меры», принадлежащее Д. <...> Ме режковскому, прозвучало в следующем контексте: «В России, стране всяческого, революционного и религиоз ного, максимализма, стране самосожжений, стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва ли не единст венный, после Пушкина, гений меры и, следовательно, ге ний культуры. <...> Формула Мережковского отражает все стороны лич ности и творчества И. Тургенева <...> Попробуем развернуть ее, обозначив те параметрынаправления, которые позво ляют не просто увидеть тургеневскую «мерность», но и Мережковский Д. С. <...> Разносторонняя и при этом глубокая образованность, уникальный художественный дар, масштабность лично сти, интеллектуальная мощь, социальная интуиция, про светительская энергия при содействии судьбы, опреде лившей преимущественным местом жительства писателя Западную Европу,— все это обеспечило Тургеневу осо бое — срединное, стержневое — место в культурной жиз ни эпохи. <...> Самый модный, самый читаемый писа тель своего времени, он был при этом великим художни ком, проторявшим свой собственный путь не только в русской, но и в мировой литературе, — сочетание уни кальное, ибо «модный», как правило, — не вершинный, не совершенный, а усредненнозавлекательный, «суррогат ный» и потому востребованный большинством, в данном же случае «модный» — одновременно элитарный, изы сканный, недосягаемо совершенный. <...> Ощущение неуловимой и в то же время несомненной эталонности тургеневского письма сформулировала в 1874 году, по прочтении рассказа «Живые мощи», Жорж Санд: «Tous nous devons aller а l’еcole chez vous»: «Мы все должны идти к вам на выучку». <...> О том же, но с другим, раздражительным, оттенком говорит от лица собратьев по перу герой Чехова: «И так до гробовой доски все будет только мило и талантливо, мило и талантливо — больше ничего, а как умру, знакомые, проходя мимо могилы <...>