Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635151)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Лексикология современного русского языка (200,00 руб.)

0   0
Первый авторПляскина Е. И.
АвторыЗабайкал. гос. ун-т
ИздательствоЗабГУ
Страниц187
ID238934
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлен теоретический материал курса «Лексикология современного русского языка», задания и упражнения для практических занятий и индивидуальной работы. Издание предназначено как для аудиторных, так и для самостоятельных занятий студентов, обучающихся по направлению «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература». Упражнения и задания направлены на формирование умений узнавать и интерпретировать языковые факты, оценивать и сознательно использовать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Пособие может представлять интерес также для студентов-журналистов, аспирантов и преподавателей русского языка.
ISBN978-5-9293-0904-5
УДК482–3(075.8)
ББКШ141.2–923+Ш141.2–3
Пляскина, Е. И. Лексикология современного русского языка : учеб.-метод. пособие / Забайкал. гос. ун-т; Е. И. Пляскина .— Чита : ЗабГУ, 2013 .— 187 с. — ISBN 978-5-9293-0904-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/238934 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кроме этого, пособие включает в себя задания для контрольной работы и образец их выполнения, порядок лексического разбора, комментарий к нему и образец выполнения; вопросы к экзамену и перечень необходимых для усвоения терминов. <...> Лексикология представляет собой раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка. <...> Лексикология изучает словарный состав языка или лексику, совокупность слов языка. <...> Этим термином обозначают также определенные пласты словарного состава языка (например, книжная лексика, диалектная лексика); словарный состав тех или иных произведений или авторов (например, лексика романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина). <...> Общая лексикология изучает лексику различных языков, выявляет общие закономерности лексической системы и её функционирования. <...> В задачи лексикологии входит систематизация лексики, изучение её с 4-х точек зрения: употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и с точки зрения экспрессивно-стилистических свойств (классификация и научное описание). <...> Семасиология изучает лексическую систему и слово как элемент этой системы прежде всего с точки зрения внутренних закономерностей, организующих эту систему. <...> Она исследует различные проявления системности лексики: семантические поля (СП), лексико-семантические группы (ЛСГ), многозначность, сочетаемость слов, лексические категории, а также слово – основную единицу лексической системы. <...> Задачи семасиологии: 1) определить слово, 2) выяснить связь значения слова с понятием, 3) определить лексическое значение слова, 4) рассмотреть типы лексических значений слова и 5) те отношения, в которые вступает слово. <...> Чёткого разграничения проблематики собственно лексикологической и семасиологической, по мнению учёных, нет и быть не может, 7 поскольку существование и развитие лексической системы языка определяется органическим единством внелингвистических и внутрилингвистических факторов. <...> По его мнению, слово характеризуется <...>
Лексикология_современного_русского_языка_учебно-методическое_пособие.pdf
ББК Ш 141.2 – 923 + Ш 141.2 – 3 УДК 482 – 3 (075.8) У 912 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного университета Ответственный за выпуск С. Е. Старостина, канд. пед. наук, доцент, проректор по учебной работе ЗабГУ Рецензенты Н. В. Орехова, канд. пед. наук, дир. Читинской краевой научной библиотеки им. А.С. Пушкина; Ю. В. Щурина, канд. филол. наук, доцент ЗабГУ У 912 Пляскина Е. И. Лексикология современного русского языка: учеб.-метод. пособие / Забайкал. гос. ун-т. – Изд. 2-е, испр. и дополн. – Чита, 2013. – 188 с. ISBN 978–5-9293–0904–5 В учебно-методическом пособии представлен теоретический материал курса «Лексикология современного русского языка», задания и упражнения для практических занятий и индивидуальной работы. Издание предназначено как для аудиторных, так и для самостоятельных занятий студентов, обучающихся по направлению «Филологическое образование», профиль «Русский язык и литература». Упражнения и задания направлены на формирование умений узнавать и интерпретировать языковые факты, оценивать и сознательно использовать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Пособие может представлять интерес также для студентов-журналистов, аспирантов и преподавателей русского языка. ББК Ш 141.2 – 923 + Ш 141.2 – 3 УДК 482 – 3 (075.8) ISBN 978–5-9293–0904–5 © ЗабГПУ, 2013
Стр.2
Содержание Предисловие ...............................................................................................5 Тема 1. Введение ........................................................................................6 Тема 2. Слово в лексической системе языка ............................................9 Тема 3. Лексико-семантическая система языка ......................................26 Тема 4. Синтагматические и парадигматические отношения в лексике 31 Тема 5. Полисемия ....................................................................................36 Тема 6. Омонимия .....................................................................................47 Тема 7. Синонимия ....................................................................................54 Тема 8. Антонимия ....................................................................................66 Тема 9. Конверсия ......................................................................................73 Тема 10. Лексика современного русского языка с точки зрения происхождения .................................................................76 Тема 11. Лексика сря с точки зрения употребления ...............................95 Тема 12. Лексика современного русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса или актуальности .......109 Тема 13. Лексика срля с точки зрения экспрессивно-стилистической 120 Тема 14. Фразеология ...............................................................................133 Тема 15. Изменения в лексике и фразеологии в xx веке .......................149 Вопросы к экзамену ................................................................................162 Примерные контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы ................................................................164 Лексический разбор слова .....................................................................169 План лексико-стилистического анализа текста ...............................172 Образец выполнения анализа текста ................................................174 Список обязательных для усвоения понятий ....................................181 Список литературы ................................................................................183 3
Стр.3