БАКУНИН О ВРАГАХ СВОБОДЫ В истории России были периоды, когда либеральные реформы, проводимые властью, провоцировали в обществе дискуссии о свободе как ценности. <...> Радикальную позицию в отношении свободы занимал один из теоретиков народничества и идеолог анархизма М.А. Бакунин. <...> Он связывал возможность освобождения человека и этического обоснования достоинства личности с преодолением религиозного мировоззрения. <...> Необходимость освободить мораль от влияния религии Бакунин обосновывал в программном обращении к Лиге мира и свободы, написанном в 1867 г. и опубликованном позднее под названием «Федерализм, социализм и антитеологизм». <...> Большую часть работы составляет именно третья часть, что говорит о важности, которую Бакунин придавал необходимости антитеологического мировоззрения в борьбе за социалистическое будущее. <...> Сущностью любой религии он считал «…систематическое и абсолютное обнищание, уничтожение и порабощение человечества в пользу божества…»[1] Признание Бога, по его мнению, заставляет человека отречься от своего разума, от свободы, справедливости. <...> Религия убивает в человеке разум, т.к. заставляет принимать на веру то, что ему противоречит. <...> Религия убивает в людях желание жить, трудиться и добиваться счастья, заставляя их презирать земную жизнь. «…она убивает в людях человечность, заменяя ее в их сердцах божественной жестокостью» [3]. <...> Преодолеть религиозное мировоззрение – задача науки, которую Бакунин называл «…драгоценнейшим сокровищем, чистейшей славой человечества» [4]. <...> И одним из главных достижений науки он называл «включение психологии в биологию», т.е. выявление физиологических основ человеческой психики. <...> Это позволяет поставить на естественнонаучную основу все науки о человеке и обществе, освободив их от религиозных и метафизических предрассудков. <...> Все живое подчиняется закону причинности, «всеобщему потоку жизни», который заставляет испытывать потребности, хотеть <...>
М.А._БАКУНИН_О_ВРАГАХ_СВОБОДЫ.pdf
А.Г. ДЕМЕНЕВ
М.А. БАКУНИН О ВРАГАХ СВОБОДЫ
В истории России были периоды, когда либеральные реформы,
проводимые властью, провоцировали в обществе дискуссии о свободе как
ценности. Споры эти не были прихотью узкого круга интеллектуалов, как
это иногда пытаются представить. В них выражалась потребность
разрешать актуальнейшие проблемы взаимоотношений государства и
общества, государства и гражданина, общества и человека. Так было,
например, в пореформенной России 60-70-х гг. XIX в. Радикальную
позицию в отношении свободы занимал один из теоретиков народничества
и идеолог анархизма М.А. Бакунин. Он связывал возможность
освобождения человека и этического обоснования достоинства личности с
преодолением религиозного мировоззрения. Необходимость освободить
мораль от влияния религии Бакунин обосновывал в программном
обращении к Лиге мира и свободы, написанном в 1867 г. и
опубликованном позднее под названием «Федерализм, социализм и
антитеологизм». Большую часть работы составляет именно третья часть,
что говорит о важности, которую Бакунин придавал необходимости
антитеологического мировоззрения в борьбе за социалистическое будущее.
Сущностью любой религии он считал «…систематическое и абсолютное
обнищание, уничтожение и порабощение человечества в пользу
божества…»[1] Признание Бога, по его мнению, заставляет человека
отречься от своего разума, от свободы, справедливости. «Бог существует,
значит, человек – раб. Человек разумен, справедлив, свободен, – значит,
Бога нет» [2]. Религия убивает в человеке разум, т.к. заставляет принимать
на веру то, что ему противоречит. Религия убивает в людях желание жить,
трудиться и добиваться счастья, заставляя их презирать земную жизнь.
«…она убивает в людях человечность, заменяя ее в их сердцах
божественной жестокостью» [3].
Преодолеть религиозное мировоззрение – задача науки, которую
Бакунин называл «…драгоценнейшим сокровищем, чистейшей славой
человечества» [4]. И одним из главных достижений науки он называл
«включение психологии в биологию», т.е. выявление физиологических
Стр.1