Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

М.А. БАКУНИН О ВРАГАХ СВОБОДЫ

0   0
АвторыДеменев Алексей Григорьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц6
ID238834
АннотацияВ истории России были периоды, когда либеральные реформы, проводимые властью, провоцировали в обществе дискуссии о свободе как ценности. В них выражалась потребность разрешать актуальнейшие проблемы взаимоотношений государства и общества, государства и гражданина, общества и человека. Радикальную позицию в отношении свободы занимал один из теоретиков народничества и идеолог анархизма М.А. Бакунин. Он связывал возможность освобождения человека и этического обоснования достоинства личности с преодолением религиозного мировоззрения.
М.А. БАКУНИН О ВРАГАХ СВОБОДЫ / А.Г. Деменев .— : [Б.и.] .— 6 с. — URL: https://rucont.ru/efd/238834 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

БАКУНИН О ВРАГАХ СВОБОДЫ В истории России были периоды, когда либеральные реформы, проводимые властью, провоцировали в обществе дискуссии о свободе как ценности. <...> Радикальную позицию в отношении свободы занимал один из теоретиков народничества и идеолог анархизма М.А. Бакунин. <...> Он связывал возможность освобождения человека и этического обоснования достоинства личности с преодолением религиозного мировоззрения. <...> Необходимость освободить мораль от влияния религии Бакунин обосновывал в программном обращении к Лиге мира и свободы, написанном в 1867 г. и опубликованном позднее под названием «Федерализм, социализм и антитеологизм». <...> Большую часть работы составляет именно третья часть, что говорит о важности, которую Бакунин придавал необходимости антитеологического мировоззрения в борьбе за социалистическое будущее. <...> Сущностью любой религии он считал «…систематическое и абсолютное обнищание, уничтожение и порабощение человечества в пользу божества…»[1] Признание Бога, по его мнению, заставляет человека отречься от своего разума, от свободы, справедливости. <...> Религия убивает в человеке разум, т.к. заставляет принимать на веру то, что ему противоречит. <...> Религия убивает в людях желание жить, трудиться и добиваться счастья, заставляя их презирать земную жизнь. «…она убивает в людях человечность, заменяя ее в их сердцах божественной жестокостью» [3]. <...> Преодолеть религиозное мировоззрение – задача науки, которую Бакунин называл «…драгоценнейшим сокровищем, чистейшей славой человечества» [4]. <...> И одним из главных достижений науки он называл «включение психологии в биологию», т.е. выявление физиологических основ человеческой психики. <...> Это позволяет поставить на естественнонаучную основу все науки о человеке и обществе, освободив их от религиозных и метафизических предрассудков. <...> Все живое подчиняется закону причинности, «всеобщему потоку жизни», который заставляет испытывать потребности, хотеть <...>
М.А._БАКУНИН_О_ВРАГАХ_СВОБОДЫ.pdf
А.Г. ДЕМЕНЕВ М.А. БАКУНИН О ВРАГАХ СВОБОДЫ В истории России были периоды, когда либеральные реформы, проводимые властью, провоцировали в обществе дискуссии о свободе как ценности. Споры эти не были прихотью узкого круга интеллектуалов, как это иногда пытаются представить. В них выражалась потребность разрешать актуальнейшие проблемы взаимоотношений государства и общества, государства и гражданина, общества и человека. Так было, например, в пореформенной России 60-70-х гг. XIX в. Радикальную позицию в отношении свободы занимал один из теоретиков народничества и идеолог анархизма М.А. Бакунин. Он связывал возможность освобождения человека и этического обоснования достоинства личности с преодолением религиозного мировоззрения. Необходимость освободить мораль от влияния религии Бакунин обосновывал в программном обращении к Лиге мира и свободы, написанном в 1867 г. и опубликованном позднее под названием «Федерализм, социализм и антитеологизм». Большую часть работы составляет именно третья часть, что говорит о важности, которую Бакунин придавал необходимости антитеологического мировоззрения в борьбе за социалистическое будущее. Сущностью любой религии он считал «…систематическое и абсолютное обнищание, уничтожение и порабощение человечества в пользу божества…»[1] Признание Бога, по его мнению, заставляет человека отречься от своего разума, от свободы, справедливости. «Бог существует, значит, человек – раб. Человек разумен, справедлив, свободен, – значит, Бога нет» [2]. Религия убивает в человеке разум, т.к. заставляет принимать на веру то, что ему противоречит. Религия убивает в людях желание жить, трудиться и добиваться счастья, заставляя их презирать земную жизнь. «…она убивает в людях человечность, заменяя ее в их сердцах божественной жестокостью» [3]. Преодолеть религиозное мировоззрение – задача науки, которую Бакунин называл «…драгоценнейшим сокровищем, чистейшей славой человечества» [4]. И одним из главных достижений науки он называл «включение психологии в биологию», т.е. выявление физиологических
Стр.1