Мечникова по праву признано одним из самых философичных в наследии российских естествоиспытателей. <...> Многочисленные проблемы, встававшие в разное время в центр внимания ученого, раскрывают главную доминанту неустанных поисков: стремление выработать цельное научное воззрение на человека. <...> Наука должна помочь человеку рационально взглянуть на свою жизнь, обрести уверенность в своих силах, оптимистически осознать свое предназначение. <...> В ранних работах Мечникова человек предстаёт тупиком эволюции животного мира, а не совершенным венцом природы или творением бога, как это традиционно преподносилось оптимистическими религиозными и философскими системами. <...> Несовершенство тела сказывается именно в плохой приспособленности к условиям существования. <...> На этом этапе Мечников делает шаг, за который он не раз обвинялся оппонентами в телеологизме. <...> Не принимая результаты эволюции как данность, он полагает некий идеал биологической организации, гармоничный и максимально приспособленный к среде. <...> Сопоставляя этот идеал должного с сущим, он находит огромное число отклонений - дисгармоний, которые и считает единственной биологической основой пессимистического миросозерцания. <...> В осознании этой важнейшей проблемы Мечников намного опередил своё время. <...> Большинство дисгармоний, которые он выделяет - это противоречия между эволюционным наследием человека и его общественным развитием. <...> Биологическая организация более инертна, она содержит множество остатков прежнего, животного состояния, которые в своё время были целесообразны и полезны, но стали вредными в новых условиях существования. <...> Среди биологических дисгармоний, осложняющих жизнь человека и создающих основу для пессимистического мировоззрения, главной для 2 Мечникова всегда оставалась проблема смерти. <...> Эта страшная трагедия своей величиной и яркостью, своей неизбежностью затмевает все остальные несовершенства человеческого рода и перевешивает <...>
Концепция_человека_в_творчестве_И.И._Мечникова.pdf
1
А.Г. Деменев
Концепция человека в творчестве И.И. Мечникова.
Творчество И.И. Мечникова по праву признано одним из самых
философичных в наследии российских естествоиспытателей. Личность
великого ученого, характер его интересов не позволяли в ходе
исследований останавливаться на проблемах только биологии или только
медицины. Если принять разделение ученых на «классиков» и
«романтиков», то И.И.Мечникова можно считать олицетворением
романтики в науке.
Многочисленные проблемы, встававшие в разное время в центр
внимания ученого, раскрывают главную доминанту неустанных поисков:
стремление выработать цельное научное воззрение на человека. Все
отдельные исследования так или иначе, если не прямо, то косвенно
должны были приближать его к этой цели. Наука должна помочь человеку
рационально взглянуть на свою жизнь, обрести уверенность в своих силах,
оптимистически осознать свое предназначение.
В ранних работах Мечникова человек предстаёт тупиком эволюции
животного мира, а не совершенным венцом природы или творением бога,
как это традиционно преподносилось оптимистическими религиозными и
философскими системами. В антропогенезе приспособление к среде шло
по линии совершенствования сознания в ущерб физической организации.
Несовершенство тела сказывается именно в плохой приспособленности к
условиям существования. На этом этапе Мечников делает шаг, за который
он не раз обвинялся оппонентами в телеологизме. Не принимая результаты
эволюции как данность, он полагает некий идеал биологической
организации, гармоничный и максимально приспособленный к среде.
Сопоставляя этот идеал должного с сущим, он находит огромное число
отклонений - дисгармоний, которые и считает единственной
биологической основой пессимистического миросозерцания. Причины
такого положения кроются в диспропорции между биологией и
социальностью человека. В осознании этой важнейшей проблемы
Мечников намного опередил своё время. Большинство дисгармоний,
которые он выделяет - это противоречия между эволюционным наследием
человека и его общественным развитием. Биологическая организация
более инертна, она содержит множество остатков прежнего, животного
состояния, которые в своё время были целесообразны и полезны, но стали
вредными в новых условиях существования. Она не успевает
приспособиться к ускоряющемуся социальному развитию человека,
приходит в противоречие с новым образом жизни.
Среди биологических дисгармоний, осложняющих жизнь человека и
создающих основу для пессимистического мировоззрения, главной для
Стр.1