Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. <...> П. Г. Демидова Бакалавриат, магистратура, специалитет: проблемы методики обучения на историческом факультете Материалы ХII научно-методической конференции исторического факультета Ярославль 2010 1 УДК 372. <...> План 2012 года Редакционная коллегия: В. П. Федюк, М. Е. Ерин, А. Ю. Данилов, Ю. Ю. Иерусалимский, В. М. Марасанова, А. В. Борисова, О. В. Трофимова, Е. В. Спиридонова Ответственные за выпуск: Е. В. Спиридонова, О. В. Трофимова Бакалавриат, магистратура, специалитет: проблеБ19 мы методики обучения на историческом факультете: материалы ХII науч.-метод. конф. ист. фак-та / отв. за вып. <...> П. Г. Демидова, посвященной методическим проблемам овладения студентами навыков самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы при переходе на двухуровневое образование. <...> Траектория научно-образовательной глобализации конкретно обозначилась с конца ХХ столетия, с так называемого «Болонского процесса», положившего начало реформам в системах высшего образования первоначально четырех стран – Франции, Германии, Великобритании и Италии, – а на сегодняшний день охватывающего 47 государств, в том числе и Россию. <...> Призыв был услышан, и спустя год, 19 июня, в Италии, в городе-родоначальнике университетского образования Болонье 29 стран подписали совместную декларацию, базовыми принципами которой были названы следующие: 1. создание сопоставимой и общедоступной системы образования с целью свободного конвертирования дипломов; 2. введение единой системы вузовского кредитования; 3. возможность специалистам после не менее чем 3-х летнего срока обучения влиться на рынок труда и обязательность окончания первого цикла для тех, кто желает продолжить обучение во втором; 4. облегчение возможностей взаимообмена между студентами, преподавателями и научными работниками; 5. кооперация с целью повышения качества преподавания; 6. складывание <...>
Бакалавриат,_магистратура,_специалитет_проблемы_методики_обучения_на_историческом_факультете_материалы_XII_науч.-метод,_конф._ист._фак-та.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Бакалавриат, магистратура,
специалитет:
проблемы методики обучения
на историческом факультете
Материалы ХII научно-методической конференции
исторического факультета
Ярославль 2010
1
Стр.1
УДК 372.(082)
ББК Ч481.26я43
Б19
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. План 2012 года
Редакционная коллегия:
В. П. Федюк, М. Е. Ерин, А. Ю. Данилов,
Ю. Ю. Иерусалимский, В. М. Марасанова,
А. В. Борисова, О. В. Трофимова, Е. В. Спиридонова
Ответственные за выпуск: Е. В. Спиридонова, О. В. Трофимова
Бакалавриат, магистратура, специалитет: проблеБ19
мы
методики обучения на историческом факультете:
материалы ХII науч.-метод. конф. ист. фак-та / отв. за вып.
Е. В. Спиридонова, О. В. Трофимова; Яросл. гос. ун-т
им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2012. – 76 с.
ISBN 978-5-8397-0887-7
Сборник включает материалы ХII научно-методической
конференции преподавателей исторического факультета
Ярославского государственного университета
им. П. Г. Демидова,
посвященной
методическим проблемам овладения студентами навыков
самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы
при переходе на двухуровневое образование.
УДК 94
ББК Т3(0)я43
ISBN 978-5-8397-0887-7
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова,
2012
2
организационно
Стр.2
Содержание
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПЕРЕХОДА
НА ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ
Канинская Г.Н. Опыт подготовки магистров во Франции ............................ 3
Гавристова Т.М. Англо-саксонская модель:
программы дифференцированного обучения ..................................... 6
Дементьева В.В. Многоуровневое историческое образование
в Германии и Голландии: основные подходы .................................. 10
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ В
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Обнорская Н.В., Спиридонова Е.В. Историческое образование
в специалитете и бакалавриате: сравнительный анализ
учебных планов .................................................................................... 13
Марасанова В.М. Подготовка методического обеспечения ООП
бакалавриата «Музеология и охрана объектов культурного
и природного наследия» и «Реклама и связи
с общественностью» ............................................................................ 15
Федорова Т.А. Преимущества и недостатки подготовки студентов
по дисциплине «История стран Азии и Африки» в рамках
системы «бакалавриат-магистратура»
(сравнительно-статистический анализ) ............................................. 18
Каркозашвили Н.Ш. Проблема сохранения гуманитарного
исторического образования при переходе
к системе бакалавриата ....................................................................... 20
Трофимова О.В. Преподаватель и студент в новой модели обучения ...... 23
Рябинина Н.В. Старые и новые формы контроля знаний студентов:
плюсы и минусы их применения ....................................................... 27
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Салова Ю.Г., Шустрова И.Ю. «Круглый стол» как форма обучения
и контрольного мероприятия для студентов-музеологов .............. 30
Александров Н.М. Внеаудиторные занятия по истории России
как способ активизации учебного процесса ..................................... 34
74
Стр.74
Лебедев А.В. Методика разработки и написания спецкурса
«История транспорта России в XIX – ХХ веков»
(специальности «История») ................................................................ 36
Куликова О.Д. Обеспечение самостоятельной работы студентовмузеологов
по курсу «История зарубежного искусства» ............... 38
Данилов Е.С. Использование видеоматериалов в учебном процессе
на историческом факультете .............................................................. 40
Кузьмичев А.В. Значение курса «Музейное законодательство»
в профессиональной подготовке студентов-бакалавров
по направлению «Музеология и охрана объектов культурного
и природного наследия» ..................................................................... 43
Мойсинович А.М. Преподавание спецкурса «Политический сыск
второй половины XIX – начала ХХ веков»:
проблемы и перспективы .................................................................... 45
Великанова Е.Н. Лекция–визуализация: особенности ее применения
(на занятиях со студентами 1 курса) ................................................. 48
Яблоков А.В. Особенности проведения архивной практики
для специалистов-историков .............................................................. 50
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ (ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ)
И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Мельникова И.Г. Анализ компетенций качественного обучения студентов
(на примере специальности «Социально-культурный сервис
и туризм») ............................................................................................. 53
Дашковская О.Д. Методические проблемы обучения студентов
заочного отделения (специальность «СКСиТ») ............................... 56
Смирнова Ю.Б. Методика обучения студентов-историков:
роль самостоятельной работы ............................................................ 58
Борисова А.В. Курсовые и дипломные работы по специальности
«Социально-культурный сервис и туризм»: этапы работы ............ 61
Некрасов А.А. Методологические проблемы
исторической терминологии .............................................................. 63
Савин Д.А. Подготовка студентов-туристов к прохождению практики
за рубежом ............................................................................................ 66
Куликов В.В. Новые тенденции в использовании
электронных баз данных (или информационного пространства
ИНТЕРНЕТ) в учебном процессе и научной работе ...................... 69
Сведения об авторах ....................................................................................... 73
75
Стр.75