Основной задачей данного курса является ознакомление с теоретико-методологическими основаниями программы исследования, количественных методов сбора и анализа эмпирических данных. <...> Хеллевик, в настоящее время «… не всем нравится ситуация, когда исследований в области социологии становится все больше и больше. <...> Масионис – также ставит под сомнение ряд «истинных» утверждений, например что бедняки нарушают закон чаще, чем богатые [22, с. <...> Еще один характерный пример концепции здравого смысла приводит З. В. Сикевич [34, с. <...> Масионис, «…все мы воспитаны в доверии к общепринятым истинам, находимся под шквалом советов, раздаваемых знатоками, и испытываем нажим со стороны окружающих нас людей, которые хотят, чтобы мы придерживались их взглядов. <...> Несмотря на то, что сегодня они определены профессиональными объединениями социологов во многих странах мира, в социологической литературе не прекращается дискуссия по поводу некоторых спорных моральных вопросов, а также обязанностей социолога и прав исследуе5 мых. <...> 70]: • социологи обязаны гарантировать безопасность участников опроса, защищая неприкосновенность частной жизни людей, вовлеченных в исследовательскую программу, даже если на них оказывается давление извне; • профессиональные честность и компетентность социолога предполагают обнародование важнейших результатов исследования и обеспечение возможности их воспроизведения; • необходимо учитывать культурные особенности исследуемой общины и ее членов1 . <...> Хеллевик подчеркивает, что исследователь должен быть аккуратен в отборе фактов, которые могут и противоречить доказываемому им положению. <...> Обычно исследователь определяет набор этических норм еще на стадии планирования исследования, иногда закрепляя их в своеобразном этическом протоколе. <...> Этический протокол позволяет исследователю ссылаться на конкретные этические нормы при принятии решений в процессе реализации социологического проекта <...>
Современные_методы_социологических_исследований_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Л. Д. Руденко
Современные методы
социологических исследований
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по направлению «Социология»
Ярославль 2012
1
Стр.1
УДК 303.7
ББК С5в6я73
Р 83
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2011 года
Рецензенты:
Кузнецова С. О., кандидат юридических наук;
кафедра политологии и социологии
ЯГПУ им. К. Д. Ушинского
Р 83
Руденко, Л. Д. Современные методы социологических
исследований: учебное пособие / Л. Д. Руденко; Яросл. гос.
ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2012. – 120 с.
ISBN 978-5-8397-0858-7
В учебном пособии изложены теоретико-методоло гические
основы содержания и методики исследований социальных
проблем. Рассмотрены основные процедуры и методы социологического
исследования: построение программы, проведение
наблюдения и опросов. Каждый раздел сопровождается
вопросами и заданиями для самопроверки, в конце пособия
приводится список литературы.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
040100.68 Социология (дисциплина «Современные методы
социологических исследований», блок М2), очной формы
обучения.
УДК 303.7
ББК С5в6я73
ISBN 978-5-8397-0858-7
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2012
2
Стр.2
Оглавление
Предисловие .................................................................................................3
Глава 1. Построение программы социологического исследования...3
Цель социологических исследований ..................................................3
Этика и процесс социологических исследований ...............................5
Общие принципы построения программы ........................................12
Методологический раздел программы ...............................................16
Методический раздел программы .......................................................42
Вопросы для самоконтроля .................................................................44
Задание ..................................................................................................45
Глава 2. Наблюдение – метод сбора данных
в социологическом исследовании .................................................45
Понятие социологического наблюдения ............................................45
Виды социологического наблюдения .................................................49
Процесс сбора и анализа результатов .................................................61
Значение социологического наблюдения ...........................................63
Задание ..................................................................................................65
Глава 3. Анкетный опрос – метод сбора данных
в социологическом исследовании .................................................65
Понятие «социологический опрос» ....................................................65
Разновидности опросов .......................................................................68
Анкетный опрос ...................................................................................71
Типы вопросов ......................................................................................77
Последовательность смысловых разделов анкеты ............................96
Блок сведений о респонденте («паспортичка») ...............................101
Дополнительные вопросы «паспортички» ......................................106
Техническое оформление анкеты .....................................................107
Повышение надежности информации при опросах .......................109
Задание ................................................................................................ 114
Литература ............................................................................................. 115
118
Стр.118