Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом (90,00 руб.)

0   0
Первый авторОзерова Д. Е.
АвторыЯросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц50
ID237858
АннотацияМетодические указания включают основные темы курса «Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом», вопросы для контроля, темы рефератов, задания для самостоятельной и практической работы, вопросы к экзамену и рекомендуемую литературу.
Кому рекомендованоПредназначены для студентов, обучающихся по специальности 031502.65 Музеология (дисциплина «Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом», блок ДС), очной формы обучения.
УДК069:001.12
ББК79.1я73
Озерова, Д. Е. Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом : метод. указания / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Д. Е. Озерова .— Ярославль : ЯрГУ, 2011 .— 50 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237858 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Г. Демидова Кафедра музеологии и краеведения Д. Е. Озерова Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Музеология Ярославль 2011 1 УДК 069:001.12 ББК 477я73 О 46 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Методические указания включают основные темы курса «Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом», вопросы для контроля, темы рефератов, задания для самостоятельной и практической работы, вопросы к экзамену и рекомендуемую литературу. <...> 2 Введение Целью курса «Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом» является освоение студентами системы знаний об одном из основных направлений работы современного музея. <...> Студенты начинают изучение курса с этапов развития культурно-образовательной деятельности в разные периоды становления отечественного музееведения, получают представление о базовых и новых формах работы с посетителями, использовании этих форм на практике в российских и зарубежных музеях. <...> Студенты изучают музей как многофункциональный социокультурный институт, имеющий широкие возможности для формирования личности, призванный быть центром просвещения и образования широкого круга людей. <...> В процессе освоения курса уделяется внимание каждой категории посетителей: музей и дошкольники, музей и школа, музей и студенты, музей и семья, музей и туристы, музей и пенсионеры, музей и посетители с ограниченными возможностями. <...> Вопросы изучения музейной аудитории – реальной и потенциальной – также не оставлены в стороне. <...> В программу курса входят базовые знания о музейной социологии. <...> Поскольку теоретической основой культурно-образовательной деятельности является музейная педагогика, одна из тем посвящена истории ее происхождения и развития, представлениям <...>
Культурно-образовательная_деятельность_музеев_в_России_и_за_рубежом__методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра музеологии и краеведения Д. Е. Озерова Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Музеология Ярославль 2011 1
Стр.1
УДК 069:001.12 ББК 477я73 О 46 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2011 года Рецензент кафедра музеологии и краеведения Озерова, Д. Е. Культурно-образовательная деятельность музеев О 46 в России и за рубежом : методические указания / Д. Е. Озерова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 48 с. Методические указания включают основные темы курса «Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом», вопросы для контроля, темы рефератов, задания для самостоятельной и практической работы, вопросы к экзамену и рекомендуемую литературу. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 031502.65 Музеология (дисциплина «Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом», блок ДС), очной формы обучения. УДК 069:001.12 ББК 477я73 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2011 ____________________________________________________________________ Учебное издание Озерова Дарья Евгеньевна Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом Методические указания Редактор, корректор М. Э. Левакова Верстка Е. Л. Шелехова Подписано в печать 30.11.11. Формат 60×84 1/8. Бум. офсетная. Гарнитура "Times New Roman". Усл. печ. л. 2,79. Уч.-изд. л. 2,03. Тираж 20 экз. Заказ Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Отпечатано на ризографе. Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. 150000, Ярославль, ул. Советская, 14. 2
Стр.2
Введение Целью курса «Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом» является освоение студентами системы знаний об одном из основных направлений работы современного музея. Студенты начинают изучение курса с этапов развития культурно-образовательной деятельности в разные периоды становления отечественного музееведения, получают представление о базовых и новых формах работы с посетителями, использовании этих форм на практике в российских и зарубежных музеях. В заданиях предлагается самостоятельно разработать некоторые музейные мероприятия. Студенты изучают музей как многофункциональный социокультурный институт, имеющий широкие возможности для формирования личности, призванный быть центром просвещения и образования широкого круга людей. В процессе освоения курса уделяется внимание каждой категории посетителей: музей и дошкольники, музей и школа, музей и студенты, музей и семья, музей и туристы, музей и пенсионеры, музей и посетители с ограниченными возможностями. Вопросы изучения музейной аудитории – реальной и потенциальной – также не оставлены в стороне. В программу курса входят базовые знания о музейной социологии. Поскольку теоретической основой культурно-образовательной деятельности является музейная педагогика, одна из тем посвящена истории ее происхождения и развития, представлениям о музейной педагогике в России и за рубежом, музейно-педагогическим программам. Подчеркивается особое внимание музейных специалистов в России и во всем мире к детской аудитории, изучается история детских музеев и их современное развитие. Отдельная тема для изучения отводится роли и значению экспоната и экспозиции в культурно-образовательной деятельности музея, эмоционально-образному восприятию посетителей. В заключение курса внимание студентов фокусируется на использовании новых технологий музейного образования, таких, например, как интерактивность или метод «развлекая – обучать». Будущим специалистам предлагается высказывать мнения и де3
Стр.3
лать прогнозы по поводу дальнейшего развития отношений между современным музеем и его посетителем. Многие темы и вопросы курса рассматриваются на примере работы музеев Ярославской области, поэтому предполагается обязательное посещение новых выставок и мероприятий в музеях города Ярославля. Выполнение практических заданий позволит студентам побывать в роли «музейного педагога», «экскурсовода», «автора образовательной программы», «организатора музейного праздника» и т. д. К другим используемым методам работы со студентами относятся индивидуальное изучение с использованием профессиональной и исследовательской литературы, веб-сайтов и дополнительного материала, индивидуальная и групповая работа по выполнению упражнений и творческих заданий. Предложенные темы при необходимости изучаются на нескольких лекционных и практических занятиях согласно количеству отведенных учебным планом часов. Тема 1. Основные этапы развития культурно-образовательной деятельности отечественного музея Культурно-образовательная деятельность – одно из основных направлений деятельности современного музея наряду с его экспозиционно-выставочной и фондовой работой. Понятие «культурно-образовательная деятельность» появилось на рубеже 1980–1990-х гг., на новом этапе отношения общества к музею и культурному наследию. В эти годы происходило переосмысление модели музея на основе коммуникационного подхода и складывалась новая образовательная модель музея. Музей стал рассматриваться как важное средство развития творческого потенциала человека, формирования его ценностных ориентаций. Корни современных культурно-образовательных принципов в нашей стране можно найти еще в XIX в., достаточно вспомнить труд русского философа Н. Ф. Федорова «Музей, его смысл и назначение». Многие его высказывания о музее являются актуаль4
Стр.4
ными и по настоящий день. Другой русский ученый и педагог – К. Д. Ушинский – впервые сказал о принципе наглядного обучения, который является основным в культурно-образовательной сфере музея. В качестве самостоятельного направления работа с публикой выделилась из других сфер музейной деятельности в конце XIX – начале XX в., получив название «культурно-воспитательная работа». Со второй половины 1920-х гг. она обозначалась понятием «политико-просветительная работа», а с 1930-х гг. – «массовая политико-просветительная работа», на рубеже 1950–1960-х гг. – «научно-просветительная работа». На каждом историческом этапе изменение термина отражало новые содержательные аспекты музейной работы и новые задачи музея в обществе, которые будут рассмотрены на занятиях. Задание 1 Ознакомьтесь с энциклопедической статьей о культурнообразовательной деятельности музеев: Российская музейная энциклопедия. – М.: Прогресс, М.: РИПОЛ классик, 2005. – С. 311. Задание 2 Прочитайте внимательно приложение 1 в конце данного пособия. Ответьте на следующие вопросы: – Какие высказывания участников беседы подтверждают идеологическую роль музеев в 1980-е гг.? Найдите их в тексте и зачитайте. – Как отреагировали музеи Башкирии на известное постановление ЦК КПСС о музейной работе? – Какие формы работы с посетителями используют музеи республики? Какие конкретные мероприятия предлагаются? – Какие музеи занимают особое место среди других музеев республики? Почему? – Что такое «общественные музеи»? Каким еще термином их обозначают? – Какие проблемы музеев, о которых сказано в публикации, остаются, на ваш взгляд, актуальными в 2000-е гг.? 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ