Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Гендерные исследования в социологии (190,00 руб.)

0   0
Первый авторДосина Н. В.
АвторыЯросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц148
ID237743
АннотацияВ пособии описаны методология, методы, способы и приемы реализации гендерного подхода к анализу социальной и культурной реальности. Главный тезис конструкционистский, связанный с постклассическими методологиями, прежде всего с методологией постмодернизма. Особое внимание уделено реконструктивным методам сбора данных всем видам интервью, полевым заметкам включенного наблюдателя, автобиографическому рассказу, описан конверсационный анализ, представлен метод гендерного измерения языка тела.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по специальности 040201.65 Социология (дисциплина «Гендерные исследования», блок ФТД), очной формы обучения.
ISBN978-5-8397-0686-6
УДК316
ББК60.5я73
Досина, Н. В. Гендерные исследования в социологии : учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Н. В. Досина .— Ярославль : ЯрГУ, 2010 .— 148 с. — ISBN 978-5-8397-0686-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/237743 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Досина ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Социология Ярославль 2010 1 УДК 316 ББК С550.53я73 Д 70 Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. <...> План 2010 года Рецензенты: Попова И. В., доктор социологических наук, профессор; кафедра политологии Ярославского государственного технического университета Досина, Н. В. Гендерные исследования в социолоД 70 гии: учеб. пособие / Н. В. Досина; Яросл. гос. ун-т им. <...> ISBN 978-5-8397-0686-6 В пособии описаны методология, методы, способы и приемы реализации гендерного подхода к анализу социальной и культурной реальности. <...> Главный тезис – конструкционистский, связанный с постклассическими методологиями, прежде всего с методологией постмодернизма. <...> Особое внимание уделено реконструктивным методам сбора данных – всем видам интервью, полевым заметкам включенного наблюдателя, автобиографическому рассказу; описан конверсационный анализ; представлен метод гендерного измерения языка тела. <...> Гендерный подход способствует более глубокому анализу результатов исследований, пониманию содержания интересов различных групп российского населения, характера социальноэкономических программ и выполнению государством обязательств по реализации международных конвенций, направленных на преодоление гендерной асимметрии. <...> Студент-социолог обязан: понимать, на каком уровне развития находится отечественная гендерология, ее концептуальный аппарат и методологический инструментарий; знать основные используемые в гендерной теории исследовательские методы; иметь представление об основных ступенях в организации данных в гендерном исследовании; уметь организовать гендерное исследование. <...> Наибольшее значение в учебном курсе придается методологическим проблемам гендерных исследований, что должно способствовать дальнейшей интеграции <...>
Тендерные_исследования_в_социологии_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Н. В. Досина ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Социология Ярославль 2010 1
Стр.1
УДК 316 ББК С550.53я73 Д 70 Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. План 2010 года Рецензенты: Попова И. В., доктор социологических наук, профессор; кафедра политологии Ярославского государственного технического университета Досина, Н. В. Гендерные исследования в социолоД 70 гии: учеб. пособие / Н. В. Досина; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 148 с. ISBN 978-5-8397-0686-6 В пособии описаны методология, методы, способы и приемы реализации гендерного подхода к анализу социальной и культурной реальности. Главный тезис – конструкционистский, связанный с постклассическими методологиями, прежде всего с методологией постмодернизма. Особое внимание уделено реконструктивным методам сбора данных – всем видам интервью, полевым заметкам включенного наблюдателя, автобиографическому рассказу; описан конверсационный анализ; представлен метод гендерного измерения языка тела. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 040201.65 Социология (дисциплина «Гендерные исследования», блок ФТД), очной формы обучения. УДК 316 ББК С550.53я73 ISBN 978-5-8397-0686-6 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2010 2
Стр.2
Одной из центральных в современной социологии является проблема формирования социальной идентичности и социального запроса к системе образования. Ее решение возможно при условии продвижения гендерного измерения в общественное сознание. Гендерный подход способствует более глубокому анализу результатов исследований, пониманию содержания интересов различных групп российского населения, характера социальноэкономических программ и выполнению государством обязательств по реализации международных конвенций, направленных на преодоление гендерной асимметрии. Среди задач гендерного образования наиболее значимыми являются деконструкция гендерных стереотипов и патриархатного устройства общества, легитимация обсуждения и решения гендерных проблем, развитие социальной идентичности личности на основе эгалитарного мировоззрения и толерантного сознания. Курс гендерных исследований имеет целью дать студентам основы гендерных знаний. Студент-социолог обязан: понимать, на каком уровне развития находится отечественная гендерология, ее концептуальный аппарат и методологический инструментарий; знать основные используемые в гендерной теории исследовательские методы; иметь представление об основных ступенях в организации данных в гендерном исследовании; уметь организовать гендерное исследование. Наибольшее значение в учебном курсе придается методологическим проблемам гендерных исследований, что должно способствовать дальнейшей интеграции гендерного подхода в изучение современного общества, обогащению теории и практики социологического знания, повышению качества, статуса и практической значимости гендерного образования в России. 3
Стр.3
Содержание Раздел 1. Гендерная социология в системе социологического знания ............................................... 4 Тема 1. Объект и предмет гендерологии ............................. 4 Тема 2. История развития гендерологии ............................. 5 Вопросы для самопроверки .................................................. 16 Раздел II. Понятийный аппарат гендерных исследований и его адаптация в социологии .................................... 17 Тема 3. Отличие понятий «пол» и «гендер» в теориях социализации и социального конструирования ........................ 17 Тема 4. Понятие гендера в социологической теории коммуникации И. Гофмана. Социальное конструирование гендера в трудах Г. Гарфинкеля, П. Бергера, Т. Лукмана ...... 28 Вопросы для самопроверки .................................................. 35 Раздел III. Методология гендерной социологии ........................ 36 Тема 5. Структурный функционализм и гендер ................ 36 Тема 6. Интерпретативная парадигма в социологии. Символический интеракционизм (М. Вебер, Дж. Морено, Дж. Мид). Феноменологическая социология А. Шютца. Этнометодология Г. Гарфинкеля .............................................. 40 Тема 7. Объединительная парадигма в гендерных исследованиях (П. Бурдье. Ж. Лакан, Ж. Деррида, М. Фуко, М. Ф. Лиотар, Йельская (США) школа деконструктивизма. М. Сарупа, С. Сулейман, В. Вельш) ............................................ 46 Тема 8. Идеи постмодернизма как основа гендерного подхода к анализу общественной жизни (Ж. Лакан, Ф. де Соссюр, Ю. Кристева) ...................................................... 51 Вопросы для самопроверки .................................................. 60 Раздел IV. Методы сбора и обработки информации в гендерных исследованиях ....................................... 61 145
Стр.145
Тема 9. Дискуссия в социологии о методах гендерных исследований: количественные и качественные методы ........ 61 Тема 10. Количественные методы в измерении позиции в иерархии доходов, благосостояния и власти ............................ 65 Тема 11. Интерпретативные методы в качественных исследованиях ............................................................................... 74 Вопросы для самопроверки .................................................. 85 Раздел V. Публичная сфера в гендерном исследовании......... 86 Тема 12. Официальная статистика о гендерном неравенстве в Российской Федерации ...................................... 86 Тема 13. Традиционные и современные подходы к анализу проблем занятости женщин и мужчин на рынке труда ........ 97 Тема 14. Основные методы анализа сотрудничества мужчин и женщин в сферах общественной жизнедеятельности .................................................................. 100 Вопросы для самопроверки ................................................ 111 Раздел VI. Приватная сфера в гендерном исследовании ...... 112 Тема 15. Повседневность и приватная сфера: зарубежные и отечественные исследования ................................................ 112 Тема 16. Практика исследования семьи за рубежом и в России .................................................................................... 120 Вопросы для самопроверки ................................................ 131 Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ ......................................................... 132 Рекомендуемая литература ........................................................ 135 Регулярные специализированные журналы, альманахи и выпуски научных сборников ...................................................... 144 146
Стр.146