Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Национальные конфликты в современной России (90,00 руб.)

0   0
АвторыСоколов А. В., Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц42
ID237739
АннотацияМетодические указания содержат теоретические и контрольные вопросы, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы по темам для самостоятельного изучения и подготовки к зачету. Предназначены для студентов, обучающихся по направлению 040300.62 Конфликтология (дисциплина «Национальные конфликты в современной России», блок СД), очной формы обучения.
УДК94(47+57):316.48
ББК60.5(2)4я73
Национальные конфликты в современной России : метод. указания / А. В. Соколов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова .— Ярославль : ЯрГУ, 2010 .— 42 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237739 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Г. Демидова Кафедра социально-политических теорий Национальные конфликты в современной России Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению Конфликтология Ярославль 2010 1 УДК 94(4/9):316 ББК Ф(2)4я73 Н 35 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Задачи дисциплины: – показать сущность и специфику национальных конфликтов в современной России; – научить студентов использовать концептуальные модели для анализа национальных конфликтов в современной России; – сформировать способность применения специфических инструментов аналитических для анализа конкретных конфликтных ситуаций. <...> Методические указания содержат темы лекций, контрольные вопросы, позволяющие студенту самостоятельно оценить степень усвоения лекционного материала, вопросы к «круглому столу» по теме «Специфика зарождения и развития национальных конфликтов в современной России», а также списки литературы, предназначенной для более глубокого изучения отдельных вопросов темы. <...> «Французская» модель появилась в эпоху Великой французской революции: под нацией подразумевается гражданское сообщество, основанное на политическом выборе и идеологическом родстве. <...> 4 В. А. Тишков призывал научное сообщество внести изменения в терминологию: под этническими отношениями понимать отношения внутри этноса, а межнациональными называть отношения между этносами. <...> Он считал, что под «этническими группами» следует понимать «народы», «нации», «племена», отличающиеся друг от друга прежде всего языком, образом жизни, поведением. <...> Коэи уделяет внимание роли этничности в «политике стратификации» в современном обществе (участие группы в разделении труда и распределении доходов). <...> Базовым понятием этнических и межэтнических отношений является категория «национализм». <...> Этнополитическая ситуация в России Россия – многонациональная <...>
Национальные_конфликты_в_современной_России_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра социально-политических теорий Национальные конфликты в современной России Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению Конфликтология Ярославль 2010 1
Стр.1
УДК 94(4/9):316 ББК Ф(2)4я73 Н 35 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009/10 года Рецензент кафедра социально-политических теорий Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Составитель А. В. Соколов Национальные конфликты в современной России: Н 35 метод. указания / сост. А. В. Соколов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 38 с. Методические указания содержат теоретические и контрольные вопросы, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы по темам для самостоятельного изучения и подготовки к зачету. Предназначены для студентов, обучающихся по направлению 040300.62 Конфликтология (дисциплина «Национальные конфликты в современной России», блок СД), очной формы обучения. УДК 94(4/9):316 ББК Ф(2)4я73  Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2010 2
Стр.2
Введение Курс «Национальные конфликты в современной России» представлен как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития специалиста. Дисциплина входит в состав цикла «Специальные дисциплины». В результате изучения курса «Национальные конфликты в современной России» будущий специалист-конфликтолог в соответствии с общепрофессиональной подготовкой должен: – иметь представление об основных понятиях; – уметь применять теоретические знания для анализа национальных конфликтов в современной России; – знать причины и последствия национальных конфликтов в России. Цель дисциплины – формирование теоретических знаний в области исследования национальных конфликтов в современной России и овладение базовыми навыками и технологическими приемами анализа этноконфликтных ситуаций. Задачи дисциплины: – показать сущность и специфику национальных конфликтов в современной России; – научить студентов использовать концептуальные модели для анализа национальных конфликтов в современной России; – сформировать способность применения специфических инструментов аналитических для анализа конкретных конфликтных ситуаций. Формы изучения дисциплины: – обязательные групповые аудиторные занятия, предусмотренные в учебном плане на 1 курсе; – самостоятельная работа студентов; – индивидуальная работа с преподавателем. Обязанности студентов: – систематически посещать учебные (теоретические и практические) занятия в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием; – выполнять необходимые контрольные задания для определения уровня освоения теоретического материала; 3
Стр.3
– активно овладевать знаниями по основам теории и методики дисциплины, используя специальную литературу. Курс «Национальные конфликты в современной России» разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности «Конфликтология». Методические указания содержат темы лекций, контрольные вопросы, позволяющие студенту самостоятельно оценить степень усвоения лекционного материала, вопросы к «круглому столу» по теме «Специфика зарождения и развития национальных конфликтов в современной России», а также списки литературы, предназначенной для более глубокого изучения отдельных вопросов темы. Тема 1. Понятийно-категориальный аппарат В современной этнополитологии можно выделить две основные модели понимания этноса: «французскую» и «немецкую». 1. «Французская» модель появилась в эпоху Великой французской революции: под нацией подразумевается гражданское сообщество, основанное на политическом выборе и идеологическом родстве. Это исторически более раннее понимание термина «нация». 2. «Немецкая» модель возникла как реакция на «французскую». Э. Смит называет две конкурирующие модели нации: – в соответствии с территориальной (гражданской) все население государства связано с помощью общих юридических институтов, прав гражданства, общей гражданской культуры и идеологии; – в рамках этнической (генетической) акцентируется общность происхождения, к которой добавляется язык, обычаи и традиции. Многие отечественные исследователи определяют нацию как исторически сложившуюся социально-экономическую общность людей. В советской литературе понятия «национальные отношения» и «межнациональные отношения» близки по содержанию к термину «этнические отношения» в англо-американской этнологии. 4
Стр.4
В. А. Тишков призывал научное сообщество внести изменения в терминологию: под этническими отношениями понимать отношения внутри этноса, а межнациональными называть отношения между этносами. В научной литературе слово «этнос» (от греч. – стая, группа, племя, народ) появилось на рубеже XVIII–XIX веков. Но в научный обиход термин «этнос» входит только в конце XIX века и используется в разных значениях: ранняя стадия в истории человечества, историко-культурные провинции. На рубеже XIX–XX веков близкую к современной трактовку термина дал французский этнолог Ж. Деникер. Он считал, что под «этническими группами» следует понимать «народы», «нации», «племена», отличающиеся друг от друга прежде всего языком, образом жизни, поведением. Американский исследователь Р. Наролла выделил несколько критериев для квалификации этноса: 1) самосознание; 2) сознание общности происхождения; 3) единая форма брачно-семейных отношений; 4) единство религии; 5) языковое тождество; 6) территориально-организационная обособленность. Существует несколько подходов к определению понятия «этничность».  Культурологический подход. Он нашел свое отражение в исследованиях Ч. Кейса, который считал, что анализ культурного наследия позволяет выделить изначальное качество этничности, которое проявляется как потребность в постоянном наличии культурной специфики, признаваемой всеми членами общества. Кейс считал, что изначально качество этничности определяется «фактом рождения» в определенной системе.  Антропологический подход к понятию этничности разрабатывался М. Пэту. В современном мире этничность выражается, по его мнению, в трех направлениях: «это своего рода метафора единства крови, материальных основ жизни и божества». 5
Стр.5