Классификация механических передач По способу передачи движения: – передачи трением, использующие силы трения между звеньями (фрикционные, ременные передачи); – передачи зацеплением, работающие в результате давления между звеньями (зубчатые, червячные, винтовые). <...> По способу соединения звеньев: – передачи с непосредственным контактом (фрикционные, зубчатые, червячные, винт-гайка); – передачи с гибкой связью (ременные, цепные). <...> По взаимному расположению осей валов в пространстве: – между параллельными (зубчатые цилиндрические); – между пересекающимися (зубчатые конические); – между перекрещивающимися (червячные). <...> Понижение частоты вращения называют редуцированием, а закрытые передачи, понижающие частоты вращения – редукторами. <...> По характеру движения осей валов: – простые: оси валов в пространстве неподвижны (коробки скоростей, редукторы); – планетарные: оси валов перемещаются в пространстве (планетарные передачи, вариаторы с поворотными роликами). <...> Основными характеристиками передач являются: передаточное число (отношение), передаваемая мощность, КПД передачи (рис. <...> Расчетная схема передачи вращательного движения Передаточное отношение – отношение угловой скорости ведущего звена к ведомому: i 2 1 n n 2 1 , (1.1) где ω1, ω2 – угловые скорости ведущего (1) и ведомого (2) звеньев; n1, n2 – частоты вращения ведущего и ведомого звеньев. <...> Соотношение между частотой вращения n (мин-1) и угловой скоростью (с-1) выражается по следующей формуле: . п 30 (1.2) Передаточное число – отношение числа зубьев (диаметра) большего колеса к числу зубьев (диаметру) меньшего колеса. <...> Не может быть меньше 1. u z z 1 2 D D 1 2 , где z1, z2 – числа зубьев ведущего (1) и ведомого (2) звеньев; D1, D2 – диаметры ведущего и ведомого звеньев. i Для понижающей передачи u ; для повышающей передачи u 1 . i Для многоступенчатых передач общее передаточное число (отношение) равно произведению передаточных чисел (отношений) ступеней: u общ 2 1 u u . u. n <...>
Прикладная_механика._Раздел_«Детали_машин_и_основы_конструирования»._Конспект_лекций._Часть_1._Механические_передачи_.pdf
Л.В. Орленко, Е.О. Орленко,
Т.В. Цветкова
Прикладная механика
Раздел: «Детали машин и основы конструирования»
Конспект лекций. Часть 1
МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ
_____________________________________________
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Л.В. Орленко, Е.О. Орленко, Т.В. Цветкова
ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА
Раздел: «Детали машин и основы конструирования»
Конспект лекций. Часть 1
МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ
Архангельск
ИПЦ САФУ
2013
Стр.2
УДК 621.85
Рассмотрено и рекомендовано к изданию
методической комиссией института энергетики и транспорта
ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Рецензент
В.Н Паромов, канд. техн. наук, доцент
Орленко Л.В.
Прикладная механика. Раздел: «Детали машин и основы конструирования».
Конспект лекций. Часть 1. Механические передачи /
Л.В. Орленко, Е.О. Орленко, Т.В. Цветкова; Сев. (Арктич.) фед. ун-т им.
М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 140 с.: ил.
Подготовлен кафедрой прикладной механики и основ конструирования.
Представлены
сведения об основных видах механических передач.
Предназначены
для студентов всех форм обучения, изучающих
дисциплины «Прикладная механика», «Механика», «Детали машин и
основы конструирования».
УДК 621.85
ББК 34.42
© Е.О. Орленко, Л.В. Орленко
Цветкова Т.В., 2013
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2013
Стр.3
1. МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ
1.1. Понятие привода машины. Общие сведения о механических
передачах
Любая машина состоит из привода и исполнительного (рабочего)
органа.
Выполнение технологического процесса в машинах осуществляется
с помощью исполнительных органов. Например, в автомобилях –
колеса, в технологических машинах – лопасти мешалки, ротор центрифуги,
ленточные и цепные конвейеры и др.
Для приведения в действие исполнительных органов машины необходим
привод – устройство, приводящее в движение механизм или
машину.
В состав привода входит источник энергии – двигатель, передаточный
механизм. В качестве двигателя может быть использован электродвигатель,
двигатель внутреннего сгорания, гидравлический, пневматический,
а так же мускульная сила человека. Часто двигатели имеют
характеристики, не совпадающие с характеристиками исполнительного
органа машины, например, высокая скорость вращения двигателя
и низкая исполнительного органа. Для согласования этих характеристик
между двигателем и исполнительным органом устанавливают
различные виды передаточных механизмов (механических, электрических,
гидравлических, пневматических). В курсе деталей машин
изучают механические передаточные механизмы (далее передачи).
Если параметры двигателя и исполнительного органа машины
совпадают, то передаточный механизм не требуются.
Механическая передача устройство, предназначенное для передачи
энергии механического движения, как правило, с преобразованием
его кинематических и силовых параметров, а иногда и самого вида
движения.
Стр.4
Основные функции механических передач:
– передавать механическую энергию;
– понижать или повышать угловые скорости, соответственно повышая
или понижая вращающие моменты;
– преобразовывать один вид движения в другой (вращательного в
возвратно-поступательное, равномерного в прерывистое);
– регулировать угловые скорости рабочего органа машины;
– реверсирование движения (прямой и обратный ход);
– распределять работу двигателя между несколькими исполнительными
органами машины.
Наибольшее распространение в технике получили механические
передачи вращательного движения, которым в курсе деталей машин
уделено основное внимание (далее под термином передача подразумевается,
если это не оговорено особо, именно механическая передача
вращательного движения).
1.2. Классификация механических передач
По способу передачи движения:
– передачи трением, использующие силы трения между звеньями
(фрикционные, ременные передачи);
– передачи зацеплением, работающие в результате давления
между звеньями (зубчатые, червячные, винтовые).
Все передачи трением имеют повышенную изнашиваемость рабочих
поверхностей, т.к. в них неизбежно проскальзывание одного
звена относительно другого.
По способу соединения звеньев:
– передачи с непосредственным контактом (фрикционные, зубчатые,
червячные, винт-гайка);
– передачи с гибкой связью (ременные, цепные).
Передачи с гибкой связью допускают значительные расстояния
между ведущим и ведомыми валами.
По взаимному расположению осей валов в пространстве:
Стр.5