Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методология и методика социологического исследования (90,00 руб.)

0   0
Первый авторРуденко Л. Д.
Авторы Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц46
ID237462
АннотацияВ методических указаниях, выполненных в соответствии с государственным образовательным стандартом, изложены теоретико-методологические основы дисциплины «Методология и методика социологического исследования». В работе рассмотрены основные вопросы, касающиеся истории, процедур, техник и методов социологического исследования: построение программы, проведение наблюдения и опросов, анализ документальных источников. Каждый раздел сопровождается вопросами и задачами для самопроверки, а также списком литературы, работа с которыми позволит расширить знание материала. Представляет интерес для студентов, обучающихся по специальности 040201 Социология (дисциплина «Методология и методика социологического исследования», блок ОПД), очной формы обучения, аспирантов, преподавателей, членов общественных и государственных организаций, которые занимаются исследованиями в области социальных проблем.
УДК303.443
ББК С 5в6я73
Руденко, Л. Д. Методология и методика социологического исследования : метод. указания / Яросл. гос. ун-т; Л. Д. Руденко .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 46 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237462 (дата обращения: 08.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В работе рассмотрены основные вопросы, касающиеся истории, процедур, техник и методов социологического исследования: построение программы, проведение наблюдения и опросов, анализ документальных источников. <...> Основными задачами данной работы являются ознакомление с теоретико-методологическими основаниями программы исследования, количественных и качественных методов сбора и анализа эмпирических данных. <...> Детально излагаются процедуры квантификации социальных характеристик, методы сбора информации: наблюдение, опросы населения, контент-анализ, биографический и этнографический методы. <...> Особое внимание уделено истории возникновения и развития эмпирических исследований. <...> Свои образовательные функции дисциплина «Методология и методика социологического исследования» наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе, опирающемся на требования, предъявляемые к современному специалисту-социологу, а именно специалист-социолог в соответствии с общепрофессиональной подготовкой должен: • владеть методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования; • уметь использовать компьютерную технологию для обработки социологической информации; • уметь разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной деятельности; 3 • владеть инновативными технологиями в социологической практике. <...> Учебная дисциплина «Методология и методика социологического исследования» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала: Социологическое исследование как отрасль социологической науки; предмет и метод социологического исследования; понятие социологического исследования; методологическая роль теории в социологическом исследовании; виды социологического исследования; программа социологического <...>
Методология_и_методика_социологического_исследования_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра социологии Л.Д. Руденко Методология и методика социологического исследования Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Социология Ярославль 2009 1
Стр.1
УДК 303.443 ББК С 5в6я73 Р 83 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензент кафедра социологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Р 83 Руденко, Л.Д. Методология и методика социологического исследования: метод. указания / Л.Д. Руденко; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 44 с. В методических указаниях, выполненных в соответствии с государственным образовательным стандартом, изложены теоретико-методологические основы дисциплины «Методология и методика социологического исследования». В работе рассмотрены основные вопросы, касающиеся истории, процедур, техник и методов социологического исследования: построение программы, проведение наблюдения и опросов, анализ документальных источников. Каждый раздел сопровождается вопросами и задачами для самопроверки, а также списком литературы, работа с которыми позволит расширить знание материала. Представляет интерес для студентов, обучающихся по специальности 040201 Социология (дисциплина «Методология и методика социологического исследования», блок ОПД), очной формы обучения, аспирантов, преподавателей, членов общественных и государственных организаций, которые занимаются исследованиями в области социальных проблем. УДК 303.443 ББК С 5в6я73 © Ярославский государственный университет, 2009 2
Стр.2
Предисловие Учебная дисциплина «Методология и методика социологического исследования» в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования относится к числу общепрофессиональных дисциплин. Основными задачами данной работы являются ознакомление с теоретико-методологическими основаниями программы исследования, количественных и качественных методов сбора и анализа эмпирических данных. Детально излагаются процедуры квантификации социальных характеристик, методы сбора информации: наблюдение, опросы населения, контент-анализ, биографический и этнографический методы. Особое внимание уделено истории возникновения и развития эмпирических исследований. Проведение социологических исследований приобретает актуальность в современных демографических и социальноэкономических условиях, когда осуществляются коренные реформы в области политики, экономики и социальной сферы, сопровождающиеся значительными изменениями в уровне и качестве жизни населения. Свои образовательные функции дисциплина «Методология и методика социологического исследования» наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе, опирающемся на требования, предъявляемые к современному специалисту-социологу, а именно специалист-социолог в соответствии с общепрофессиональной подготовкой должен: • владеть методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования; • уметь использовать компьютерную технологию для обработки социологической информации; • уметь разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной деятельности; 3
Стр.3
• владеть инновативными технологиями в социологической практике. Таким образом, дисциплина «Методология и методика социологического исследования» обеспечивает приобретение знаний и умений в соответствии с государственным образовательным стандартом, содействует фундаментализации образования, формированию представлений о существующих методологических и технологических основах социологического исследования. Изучив данный курс, студент будет подготовлен к профессиональной деятельности в аналитических социологических центрах, предприятиях, фирмах и консалтинговых компаниях, а также к проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих практические навыки задач: – понимание роли методики социологических исследований в профессиональной подготовке студента; – изучение содержания основных этапов социологического исследования; – развитие навыков самостоятельного его проведения; – обеспечение базовых знаний для выбора и обоснования эмпирических социологических методов; – приобретение опыта практического использования социологического инструментария для достижения профессиональных целей. Учебная дисциплина «Методология и методика социологического исследования» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала: Социологическое исследование как отрасль социологической науки; предмет и метод социологического исследования; понятие социологического исследования; методологическая роль теории в социологическом исследовании; виды социологического исследования; программа социологического исследования; концептуальная и операциональная модели объекта и предмета социологического исследования; переменные в социологическом иссле4
Стр.4
довании; гипотезы социологического исследования; измерение в социологическом исследовании; социальные показатели и индикаторы в социологическом исследовании; шкалы и индексы в социологическом исследовании; выборка в социологическом исследовании; методика, техника и процедура в социологическом исследовании; количественные и качественные методы в социологическом исследовании; анализ документов; метод наблюдения; метод опроса; метод интервью; метод экспертных оценок; социометрия; социальный эксперимент; метод фокус-групп; метод исследования случая (case study); биографический метод; анализ и обработка данных в социологии; многомерные методы анализа данных; обобщение данных и представление результатов; подготовка и представление научного отчета. Дисциплина «Методология и методика социологического исследования» проводится на третьем курсе обучения по специальности Социология и осуществляется в следующих формах: • обязательные учебные занятия, являющиеся основной формой обучения по дисциплине, предусматривающиеся в учебных планах по специальности Социология на III курсе в объеме не менее 4 часов в неделю и включенные в учебное расписание; • самостоятельная работа студентов; • индивидуальная работа с преподавателем. При прохождении курса учебной дисциплины «Методология и методика социологического исследования» студенты обязаны: • систематически посещать учебные (теоретические и практические) занятия по «Методологии и методике социологического исследования» в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием; • выполнять необходимые контрольные мероприятия для определения уровня освоения теоретического материала; • активно овладевать знаниями по основам теории и методики дисциплины, используя специальную литературу; • заниматься на учебных практических занятиях и выполнять соответствующие задания по совершенствованию практических навыков. Студенты, обучающиеся по специальности Социология, выполнившие рабочую учебную программу, в пятом семестре сдают 5
Стр.5