В работе рассмотрены основные вопросы, касающиеся истории, процедур, техник и методов социологического исследования: построение программы, проведение наблюдения и опросов, анализ документальных источников. <...> Основными задачами данной работы являются ознакомление с теоретико-методологическими основаниями программы исследования, количественных и качественных методов сбора и анализа эмпирических данных. <...> Детально излагаются процедуры квантификации социальных характеристик, методы сбора информации: наблюдение, опросы населения, контент-анализ, биографический и этнографический методы. <...> Особое внимание уделено истории возникновения и развития эмпирических исследований. <...> Свои образовательные функции дисциплина «Методология и методика социологического исследования» наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе, опирающемся на требования, предъявляемые к современному специалисту-социологу, а именно специалист-социолог в соответствии с общепрофессиональной подготовкой должен: • владеть методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования; • уметь использовать компьютерную технологию для обработки социологической информации; • уметь разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной деятельности; 3 • владеть инновативными технологиями в социологической практике. <...> Учебная дисциплина «Методология и методика социологического исследования» включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала: Социологическое исследование как отрасль социологической науки; предмет и метод социологического исследования; понятие социологического исследования; методологическая роль теории в социологическом исследовании; виды социологического исследования; программа социологического <...>
Методология_и_методика_социологического_исследования_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра социологии
Л.Д. Руденко
Методология и методика
социологического исследования
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности Социология
Ярославль 2009
1
Стр.1
УДК 303.443
ББК С 5в6я73
Р 83
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензент
кафедра социологии
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Р 83
Руденко, Л.Д. Методология и методика социологического
исследования: метод. указания / Л.Д. Руденко; Яросл. гос. ун-т. –
Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 44 с.
В методических указаниях, выполненных в соответствии с государственным
образовательным стандартом, изложены теоретико-методологические
основы дисциплины «Методология и методика
социологического исследования». В работе рассмотрены
основные вопросы, касающиеся истории, процедур, техник и методов
социологического исследования: построение программы,
проведение наблюдения и опросов, анализ документальных источников.
Каждый раздел сопровождается вопросами и задачами
для самопроверки, а также списком литературы, работа с которыми
позволит расширить знание материала.
Представляет интерес для студентов, обучающихся по специальности
040201 Социология (дисциплина «Методология и методика
социологического исследования», блок ОПД), очной формы
обучения, аспирантов, преподавателей, членов общественных и
государственных организаций, которые занимаются исследованиями
в области социальных проблем.
УДК 303.443
ББК С 5в6я73
© Ярославский государственный
университет, 2009
2
Стр.2
Предисловие
Учебная дисциплина «Методология и методика социологического
исследования» в соответствии с государственным образовательным
стандартом высшего профессионального образования
относится к числу общепрофессиональных дисциплин.
Основными задачами данной работы являются ознакомление
с теоретико-методологическими основаниями программы исследования,
количественных и качественных методов сбора и анализа
эмпирических данных. Детально излагаются процедуры квантификации
социальных характеристик, методы сбора информации:
наблюдение,
опросы
населения,
контент-анализ,
биографический
и этнографический методы. Особое внимание
уделено истории возникновения и развития эмпирических исследований.
Проведение
социологических исследований приобретает актуальность
в современных демографических и социальноэкономических
условиях, когда осуществляются коренные реформы
в области политики, экономики и социальной сферы, сопровождающиеся
значительными изменениями в уровне и качестве
жизни населения.
Свои образовательные функции дисциплина «Методология и
методика социологического исследования» наиболее полно осуществляет
в целенаправленном педагогическом процессе, опирающемся
на требования, предъявляемые к современному специалисту-социологу,
а именно специалист-социолог в соответствии
с общепрофессиональной подготовкой должен:
• владеть методологией, методикой и техникой проведения
социологического исследования;
• уметь использовать компьютерную технологию для обработки
социологической информации;
• уметь разрабатывать и использовать социологический инструментарий
для диагностики различных видов социальной деятельности;
3
Стр.3
• владеть инновативными технологиями в социологической
практике.
Таким образом, дисциплина «Методология и методика социологического
исследования» обеспечивает приобретение знаний и
умений в соответствии с государственным образовательным стандартом,
содействует фундаментализации образования, формированию
представлений о существующих методологических и технологических
основах социологического исследования. Изучив данный
курс, студент будет подготовлен к профессиональной деятельности
в аналитических социологических центрах, предприятиях, фирмах и
консалтинговых компаниях, а также к проектно-аналитической и
экспертно-консультационной деятельности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение
следующих воспитательных, образовательных, развивающих
практические навыки задач:
– понимание роли методики социологических исследований в
профессиональной подготовке студента;
– изучение содержания основных этапов социологического
исследования;
– развитие навыков самостоятельного его проведения;
– обеспечение базовых знаний для выбора и обоснования эмпирических
социологических методов;
– приобретение опыта практического использования социологического
инструментария для достижения профессиональных
целей.
Учебная дисциплина «Методология и методика социологического
исследования» включает в качестве обязательного минимума
следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику
теоретического, практического и контрольного учебного материала:
Социологическое
исследование как отрасль социологической
науки; предмет и метод социологического исследования; понятие
социологического исследования; методологическая роль теории в
социологическом исследовании; виды социологического исследования;
программа социологического исследования; концептуальная
и операциональная модели объекта и предмета социологического
исследования; переменные в социологическом иссле4
Стр.4
довании; гипотезы социологического исследования; измерение в
социологическом исследовании; социальные показатели и индикаторы
в социологическом исследовании; шкалы и индексы в социологическом
исследовании; выборка в социологическом исследовании;
методика, техника и процедура в социологическом
исследовании; количественные и качественные методы в социологическом
исследовании; анализ документов; метод наблюдения;
метод опроса; метод интервью; метод экспертных оценок;
социометрия; социальный эксперимент; метод фокус-групп; метод
исследования случая (case study); биографический метод;
анализ и обработка данных в социологии; многомерные методы
анализа данных; обобщение данных и представление результатов;
подготовка и представление научного отчета.
Дисциплина «Методология и методика социологического исследования»
проводится на третьем курсе обучения по специальности
Социология и осуществляется в следующих формах:
• обязательные учебные занятия, являющиеся основной формой
обучения по дисциплине, предусматривающиеся в учебных
планах по специальности Социология на III курсе в объеме не
менее 4 часов в неделю и включенные в учебное расписание;
• самостоятельная работа студентов;
• индивидуальная работа с преподавателем.
При прохождении курса учебной дисциплины «Методология
и методика социологического исследования» студенты обязаны:
• систематически посещать учебные (теоретические и практические)
занятия по «Методологии и методике социологического
исследования» в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;
•
выполнять необходимые контрольные мероприятия для определения
уровня освоения теоретического материала;
• активно овладевать знаниями по основам теории и методики
дисциплины, используя специальную литературу;
• заниматься на учебных практических занятиях и выполнять
соответствующие задания по совершенствованию практических
навыков.
Студенты, обучающиеся по специальности Социология, выполнившие
рабочую учебную программу, в пятом семестре сдают
5
Стр.5