Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Личность в системе профессиональной подготовки (190,00 руб.)

0   0
Первый авторСубботина Л. Ю.
Авторы Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц109
ID237444
АннотацияПособие «Личность в системе профессиональной подготовки» включает психологический анализ профессионального обучения как специфической деятельности, психических механизмов, закономерностей и свойств личности, обусловливающих формирование профессионала. Особое внимание уделяется анализу мотивации учащегося, развитию системы профессионально важных качеств и способностей, уровням профессионализации. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Личность в системе профессиональной подготовки», блок СД), очной формы обучения.
ISBN978-5-8397-0692-7
УДК159.92
ББКЮ941.1я73
Субботина, Л. Ю. Личность в системе профессиональной подготовки : учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Л. Ю. Субботина .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 109 с. — ISBN 978-5-8397-0692-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/237444 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-8397-0692-7 Пособие «Личность в системе профессиональной подготовки» включает психологический анализ профессионального обучения как специфической деятельности, психических механизмов, закономерностей и свойств личности, обусловливающих формирование профессионала. <...> Особое внимание уделяется анализу мотивации учащегося, развитию системы профессионально важных качеств и способностей, уровням профессионализации. <...> П. Г. Демидова, 2009 2 Введение Профессиональная подготовка – одна из важнейших сфер жизни общества. <...> Этому способствуют следующие факторы - усиливающаяся год от года динамика мира профессий: все больше становится различных профессий и специализаций; - усиливающаяся год от года динамика профессиональных знаний: все более разнообразные и постоянно обновляющиеся знания и навыки требуются даже в рамках конкретной специальности; - усиливающаяся год от года динамика смены материальной базы конкретной профессии: все чаще от специалистов требуется освоение нового оборудования, технологий, профессиональных понятий. <...> Проблемы профессиональной подготовки раскрываются в психологии в таких темах, как психология обучения, психология личности, психология труда, дифференциальная психология и др. <...> Психологические знания, необходимые для решения вопросов профессиональной подготовки, объединены в самостоятельное направление «психология профессионального обучения». <...> Рассмотрим базовые психологические категории, в рамках которых осуществляется анализ профессионального обучения. <...> Определение профессии Еще в глубокой древности люди разделили между собой трудовые функции. <...> Для облегчения этой задачи созданы классификации профессий. <...> Учебная деятельность Основной деятельностью, обеспечивающей овладение знаниями, умениями и навыками, является обучение. <...> Научение – это внутренний процесс изменения познавательных и личностных структур человека. <...> Учение – это своего рода промежуточный <...>
Личность_в_системе_профессиональной_подготовки_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Л. Ю. Субботина Личность в системе профессиональной подготовки Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009 1
Стр.1
УДК 159.92 ББК Ю941.1я73 C 89 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензент доктор психологических наук, профессор Ю. П. Поваренков; кафедра общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. C 89 Субботина, Л. Ю. Личность в системе профессиональной подготовки: учеб. пособие / сост. Л. Ю. Субботина. – Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 107 с. ISBN 978-5-8397-0692-7 Пособие «Личность в системе профессиональной подготовки» включает психологический анализ профессионального обучения как специфической деятельности, психических механизмов, закономерностей и свойств личности, обусловливающих формирование профессионала. Особое внимание уделяется анализу мотивации учащегося, развитию системы профессионально важных качеств и способностей, уровням профессионализации. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Личность в системе профессиональной подготовки», блок СД), очной формы обучения. УДК 159.92 ББК Ю941.1я73 ISBN 978-5-8397-0692-7 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009 2
Стр.2
Введение Профессиональная подготовка – одна из важнейших сфер жизни общества. Прогресс общества выражается и в развитии, совершенствовании и усложнении профессий, а следовательно, и требований профессиональной подготовки. Этому способствуют следующие факторы - усиливающаяся год от года динамика мира профессий: все больше становится различных профессий и специализаций; - усиливающаяся год от года динамика профессиональных знаний: все более разнообразные и постоянно обновляющиеся знания и навыки требуются даже в рамках конкретной специальности; - усиливающаяся год от года динамика смены материальной базы конкретной профессии: все чаще от специалистов требуется освоение нового оборудования, технологий, профессиональных понятий. Эти и ряд других факторов приводят к повышению роли профессиональной подготовки в обществе. Проблемы профессиональной подготовки раскрываются в психологии в таких темах, как психология обучения, психология личности, психология труда, дифференциальная психология и др. Психологические знания, необходимые для решения вопросов профессиональной подготовки, объединены в самостоятельное направление «психология профессионального обучения». Рассмотрим базовые психологические категории, в рамках которых осуществляется анализ профессионального обучения. § 1. Определение профессии Еще в глубокой древности люди разделили между собой трудовые функции. Одни шли на охоту, другие охраняли жилище, женщины готовили еду, смотрели за детьми, шили одежду. Ктото занимался шаманством, кто-то расписывал стены пещеры. Это было примитивное разделение труда, но уже оно определяло первых «профессионалов». По мере усложнения жизни человека появлялось множество новых видов труда, один и тот же вид разде3
Стр.3
лялся на разные «подвиды», возрастало количество трудовых функций. Таким образом, появлялись первые «профессии», т. е. разделение всей области труда на отдельные сферы по выполнению тех или иных функций. Однако это еще не были профессии в современном понимании. Во-первых, эта деятельность не имела четко определенных функций. Например, крестьянин должен был не только заниматься сельским хозяйством, но и быть в доме за печника и шорника, строителя и ткача и т. п. Вовторых, специально ей не учили (учили только отдельным навыкам, а не деятельности в целом). Не существовало и специальных учебных заведений для этого. В-третьих, деятельность эта была предельно общей. Древний лекарь, например, сам собирал лекарственные травы, сам готовил лекарства, сам обследовал больного, ставил диагноз и лечил своими снадобьями. Проще говоря, не существовало специализаций в конкретном виде труда. И все таки это уже были примитивные формы профессий. В обществе были купцы и горшечники, каменщики и священники, крестьяне и чиновники. Таким образом, появились группы людей, выполняющих определенного рода трудовые функции. В наше время никто не будет сдавать анализы аптекарю, а врач не примется сам составлять порошки и микстуры. Это говорит о том, что появилась специализация видов труда, т. е. разделение его на профессии и отдельные специальности. Выбор современных профессий и специальностей чрезвычайно велик. Причем каждая из них требует своей степени подготовки по времени, качеству и сложности, т. е. для осуществления современных трудовых функций требуется подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация), благодаря которой человек может выполнять эти функции. Разные профессии требуют различных сроков подготовки и реализуются с разной степенью квалификации. Кроме этого, различные профессии требуют от человека разных психических качеств, личностных способностей и свойств. Эти свойства развиваются в ходе выполнения профессиональной трудовой деятельности. Формирование профессионализма – это разворачивающийся во времени процесс выполнения трудовых функций и развития личности профессионала. 4
Стр.4
Таким образом, мы определили основные составляющие профессии. Выдающийся отечественный психолог Е. А. Климов дал следующую характеристику профессии. Профессия – это сфера общественной деятельности, область приложения сил человека, в которой он осуществляет свои трудовые функции. Большинство профессий настолько сложны, многозначны, что они делятся еще на отдельные группы функций, отражающие конкретную сторону профессии, т. е. специальности. Например, врач – это профессия, а детский врач (педиатр) – это специальность, учитель – профессия, а учитель химии – специальность. В современном обществе профессий насчитывается десятки сотен, а специальностей и того больше. Естественно, довольно трудно сориентироваться в этом море профессий и выбрать ту единственную, которая наилучшим образом подходит именно тебе. Для облегчения этой задачи созданы классификации профессий. Классификация – это определенный порядок распределения однотипных явлений или объектов по важным признакам. Одним из таких важных признаков для профессии является объект деятельности, или предмет труда. В зависимости от особенностей предмета труда Е. А. Климов разделил все профессии на пять типов. 1. Если главный, ведущий предмет труда – это растения, животные или микроорганизмы, то перед нами тип П (Человек – природа). 2. Если главный, ведущий предмет труда – технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии, то перед нами тип Т (Человек – техника). 3. Если главный, ведущий предмет труда – люди, группы, общности людей, то пред нами тип Ч (Человек – человек). 4. Если главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки, то перед нами тип З (Человек – знак). 5. Если главный, ведущий предмет труда – художественные образы, условия их построения, то перед нами тип Х (Человек – художественный образ). 5
Стр.5