Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

История русского авангарда (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСтрахова Н. В.
Авторы Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц42
ID237385
АннотацияМетодические указания содержат материалы о развитии отечественного изобразительного искусства в начале XX в., о художественном авангарде и его восприятии современниками. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 0315 02 Музеология (дисциплина «Искусство русского авнгарда», блок ДС), очной формы обучения.
УДК7(091);7.03
ББКЩ 103(2)6–2я73
Страхова, Н. В. История русского авангарда : метод. указания / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Н. В. Страхова .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 42 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237385 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Г. Демидова Кафедра музеологии и краеведения Н. В. Страхова История русского авангарда Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Музеология Ярославль 2009 УДК 7(091);7.03 ББК Щ 103(2)6–2я73 С 83 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 031502 Музеология (дисциплина «Искусство русского авнгарда», блок ДС), очной формы обучения. <...> П. Г. Демидова, 2009 2 Введение Русский авангард начала XX века стал одной из ярчайших страниц истории искусства. <...> Авангард – термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских революционных, бунтарских движений и направлений в художественной культуре XX века. <...> Русский авангард, при целостности своего существования в качестве направления в искусстве, обладал достаточно неоднородным внутренним обликом. <...> Он имел в своем составе течения, художественные объединения, которые являли собой разнообразие творческих поисков, исканий и разработок художников. <...> Начало XX века в России ассоциируется с искусством авангарда, который представляет собой новый тип художественного творчества, качественно отличный от искусства XIX века, а в некотором отношении от всего предшествующего искусства. <...> Авангардизм объединил весьма непохожих мастеров, общность которых – свобода творческого воображения и самовыражения. <...> В целом авангард опирался на приемы народного (вневременного) искусства с целью обновления видения. <...> Русские художники-авангардисты заявили о себе в 1910 году на выставке «Бубновый валет». <...> В рамках идеологии авангарда постепенно сформировалась идея «монументального 3 искусства» (В. Кандинский <...> Русский авангард оказался передовым в европейских исканиях. <...> Жизнестроительные утопии авангардистов стали проектами глобальной художественной перестройки предметного мира. <...> Основные черты русского <...>
История_русского_авангарда_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра музеологии и краеведения Н. В. Страхова История русского авангарда Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Музеология Ярославль 2009
Стр.1
УДК 7(091);7.03 ББК Щ 103(2)6–2я73 С 83 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензент кафедра музеологии и краеведения Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Страхова, Н. В. История русского авангарда: метод. С 83 указания / Н. В. Страхова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 40 с. Методические указания содержат материалы о развитии отечественного изобразительного искусства в начале XX в., о художественном авангарде и его восприятии современниками. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 031502 Музеология (дисциплина «Искусство русского авнгарда», блок ДС), очной формы обучения. УДК 7(091);7.03 ББК Щ 103(2)6–2я73 © © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009 2
Стр.2
Введение Русский авангард начала XX века стал одной из ярчайших страниц истории искусства. Авангард – термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских революционных, бунтарских движений и направлений в художественной культуре XX века. Русский авангард, при целостности своего существования в качестве направления в искусстве, обладал достаточно неоднородным внутренним обликом. Он имел в своем составе течения, художественные объединения, которые являли собой разнообразие творческих поисков, исканий и разработок художников. Начало XX века в России ассоциируется с искусством авангарда, который представляет собой новый тип художественного творчества, качественно отличный от искусства XIX века, а в некотором отношении от всего предшествующего искусства. Авангардизм объединил весьма непохожих мастеров, общность которых – свобода творческого воображения и самовыражения. В целом авангард опирался на приемы народного (вневременного) искусства с целью обновления видения. Картина стала почти непонятна широкой публике. Она превратилась в художественно самоценный объект. Кризис старого типа культуры выразился во фрагментарности произведений авангарда, в преобладании трагического мироощущения и варваризации образов. Русские художники-авангардисты заявили о себе в 1910 году на выставке «Бубновый валет». В рамках авангарда постоянно возникали творческие объединения («Союз молодежи», «Треугольник», «Ослиный хвост» и др.), но все они опирались на три основных идейных положения: язык кубизма, футуристичность и свободу творческой личности. Характерными чертами русского авангарда очень быстро стали эпатаж, любовь к публичным выступлениям (буйные дискуссии, драки, шоу с чтениями манифестов). В русском авангарде можно выделить три основных направления: экспрессионизм (М. Шагал), беспредметность (К. Малевич), конструктивизм (В. Татлин). В рамках идеологии авангарда постепенно сформировалась идея «монументального 3
Стр.3
искусства» (В. Кандинский), соединяющего в себе цвет, музыку и танец. Русский авангард оказался передовым в европейских исканиях. Его лидеры решительно отказались от старой изобразительности. Главными факторами, повлиявшими на это, были декоративность русского народного искусства, дух утопизма, присущий культуре в целом, мощная проповедническая тенденция русского искусства. Жизнестроительные утопии авангардистов стали проектами глобальной художественной перестройки предметного мира. 1. Основные черты русского авангарда Русский авангард как явление культуры начала XX века есть во многом порождение своей противоречивой революционной эпохи, революционной как в политической сфере, так и в различных сферах культуры. На романтической волне революции молодые авангардисты начали свою экспансию в жизнь, более не удовлетворяясь ролью, которую отводила художнику предшествовавшая дореволюционная эпоха. Казимир Малевич расписывает дома и организует революционные праздники, создавая уникальные мистерии, сравнимые с грандиозными средневековыми карнавалами, вовлекающими всех жителей города, до 1924 года он член РАХН. Грандиозный проект башни III Интернационала В. Татлина планируется к возведению, но так и остается лишь на чертежах и макетах. В 1923 году Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК) утверждается Совнаркомом как государственное учреждение. В нем были организованы исследовательские отделы: общей идеологии (К. С. Малевич), органической (возглавил П. Н. Филонов, позднее Н. Н. Пунин), материальной культуры (В. Е. Татлин), живописной культуры, или формальнотеоретический культуры (М. В. Матюшин) и экспериментальный (П. А. Мансуров). При институте функционировал и Музей живописной культуры. Директором ГИНХУКа назначен К. С. Малевич. В целом период 4
Стр.4
1917 – начало 1920 годов – время союза и сотрудничества художников левых направлений с советской властью. А. В. Луначарским на встрече с представителями Всероссийского союза работников искусств были сформулированы цели Наркомпроса: сохранение действенных ценностей искусства прошлого; критическое освоение их пролетарскими массами; всемерное содействие созданию опытных форм революционного искусства; использование всех видов искусства для пропаганды идей коммунизма и их проникновение в массу работников искусства; объективное отношение ко всем художественным течениям; демократизация всех художественных учреждений и широкая их доступность массам1 . В 1919–1920 годах началась романтизация насилия против «эксплуататоров», превозносилась борьба «трудящихся», «рабоче-крестьянского государства» против «буржуазии», «помещиков», «интервентов»2 . Начавшийся в 1921 году этап восстановления народного хозяйства характеризовался переходом от военного коммунизма к «новой экономической политике», образованием в 1922 году Союза Советских Социалистических Республик и усилившимся влиянием социалистической идеологии на культуру и искусство. В результате временного возрождения элементов частной экономики возник климат, поддерживающий плюрализм художественного творчества. Одновременно прослеживались тенденции к усилению влияния социалистической идеологии на искусство. Многие художникиконструктивисты стали убежденными сторонниками идеи об общественной полезности своего искусства и активно участвовали в построении нового социалистического искусства и культуры. Важную роль сыграло постановление ЦК 1925 года о мобилизации всех прогрессивных сил на создание искусства для народа. Характерным для этого периода является форсирование создания организаций художников и в то же время постоянно возникающие бурные дискуссии о подлинном пути социалистического искусства. Поэтому во всех художественных группировках происходили перемены направлений и расколы, их 1 Барсенко А. С. История России 1917–2004. М., 2005. С. 106. 2 Там же. С. 111. 5
Стр.5