Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Оркестр русских народных инструментов: история и современность (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСугаков
АвторыСугаков И.Г.
ИздательствоКемГУКИ
Страниц223
ID237264
АннотацияВ учебном пособии рассматриваются вопросы, связанные с проблемами народно-инструментального жанра, организацией и деятельностью оркестра или ансамбля русских народных инструментов.
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию учебно-методическим советом КемГУКИ
Кому рекомендованоАдресовано студентам вузов культуры и искусств, учащимся музыкальных училищ, училищ и колледжей культуры и искусств, руководителям народно-инструментальных коллективов.
ISBN978-5-8154-0178-5
ББК85.315.32я73
Сугаков, И.Г. Оркестр русских народных инструментов: история и современность : учебное пособие / Сугаков И.Г.; И.Г. Сугаков .— Кемерово : КемГУКИ, 2009 .— 223 с. — ISBN 978-5-8154-0178-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/237264 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рецензенты: Ю. Б. Богданов, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств профессор, заслуженный деятель искусств РФ; Н. В. Серегин, заведующий кафедрой народных инструментов и оркестрового дирижирования Алтайской государственной академии культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор Сугаков И. Г. С89 Оркестр русских народных инструментов: история и современность [Текст]: учеб. пособие / И. Г. Сугаков. <...> ISBN 978-5-8154-0178-5 В учебном пособии рассматриваются вопросы, связанные с проблемами народно-инструментального жанра, организацией и деятельностью оркестра или ансамбля русских народных инструментов. <...> Адресовано студентам вузов культуры и искусств, учащимся музыкальных училищ, училищ и колледжей культуры и искусств, руководителям народно-инструментальных коллективов. <...> Появление данного пособия вызвано именно отсутствием современной специальной литературы, посвященной вопросам организации работы учебного (любительского) народно-инструментального коллектива. <...> Автор, имеющий большой опыт практического руководства учебным оркестром русских народных инструментов, попытался в своем труде осветить основные вопросы, которые встают перед руководителем оркестра в его повседневной деятельности. <...> Пособие предназначено для студентов средних и высших учебных заведений культуры и искусств (музыкальное направление), а также будет полезно руководителям и участникам любительских народно-оркестровых коллективов. <...> Скоморошество в развитии инструментального музицирования на Руси Русские народные музыкальные инструменты, используемые в настоящее время в ансамблях и оркестрах русских народных инструментов, прошли большой эволюционный путь, видоизменяясь в связи с трансформацией социальных условий и жизненного уклада народов России1 . <...> Часть инструментов использовалась, в основном, среди пастухов (сопель, свирель <...>
Оркестр_русских_народных_инструментов_история_и_современность.pdf
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кемеровский государственный университет культуры и искусств»» И. Г. Сугаков ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств Рекомендовано УМО высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 071301 Народное художественное творчество Кемерово 2009 1
Стр.1
ББК 85.315 3я73 С89 Утверждено на заседании кафедры оркестра и ансамбля (народного) КемГУКИ 26.10.2007 г., протокол № 3. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом КемГУКИ 27.11.2007 г., протокол № 2. Рецензенты: Ю. Б. Богданов, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств профессор, заслуженный деятель искусств РФ; Н. В. Серегин, заведующий кафедрой народных инструментов и оркестрового дирижирования Алтайской государственной академии культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор Сугаков И. Г. С89 Оркестр русских народных инструментов: история и современность [Текст]: учеб. пособие / И. Г. Сугаков. – Кемерово: КемГУКИ, 2009. – 223 с.: ил. ISBN 978-5-8154-0178-5 В учебном пособии рассматриваются вопросы, связанные с проблемами народно-инструментального жанра, организацией и деятельностью оркестра или ансамбля русских народных инструментов. Адресовано студентам вузов культуры и искусств, учащимся музыкальных училищ, училищ и колледжей культуры и искусств, руководителям народно-инструментальных коллективов. ББК 85.315.3я73 ISBN 978-5-8154-0178-5 © И. Г. Сугаков, 2009 © Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2009 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................................... 3 Глава 1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ........................................................................................................ 4 1.1. Скоморошество в развитии инструментального музицирования на Руси........................................ 4 1.2. Гусли. Их разновидности и роль в сольном и оркестровом испольнительстве................................ 6 1.3. Домра....................................................................................................................................................... 7 1.4. Балалайка................................................................................................................................................. 8 1.5. Баян. Оркестровые и тембровые разновидности баяна...................................................................... 9 1.6. Русские народные духовые и ударные инструменты........................................................................... 12 1.6.1. Духовые инструменты......................................................................................................................... 12 1.6.2. Ударные инструменты......................................................................................................................... 15 1.7. Духовые и ударные инструменты симфонического оркестра............................................................. 16 1.7.1. Духовые инструменты......................................................................................................................... 16 1.7.2. Ударные инструменты......................................................................................................................... 18 Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В. В. АНДРЕЕВА И ЕГО СПОДВИЖНИКОВ ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ЖАНРА........................................................................................ 21 2.1. Возрождение балалайки. Конструкция ее разновидностей. Создание первого любительского инструментального коллектива.................................................................................................................... 21 2.2. Формирование оркестра русских народных инструментов на рубеже XIX–XX веков.................... 24 Глава 3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ СОСТАВ СОВРЕМЕННОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО (УЧЕБНОГО) ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. ДЕТСКИЙ ОРНИ........................................ 30 3.1. Домровая группа..................................................................................................................................... 30 3.2. Балалаечная группа................................................................................................................................. 31 3.3. Группа баянов.......................................................................................................................................... 32 3.4. Группа духовых инструментов.............................................................................................................. 34 3.4.1. Русские народные инструменты......................................................................................................... 34 3.4.2. Инструменты симфонического оркестра........................................................................................... 35 3.5. Группа ударных инструментов.............................................................................................................. 37 3.5.1. Русские народные ударные инструменты......................................................................................... 37 3.5.2. Ударные инструменты, пришедшие из симфонического оркестра................................................. 38 3.6. Гусли........................................................................................................................................................ 41 3.7. Организация работы учебного (любительского) ОРНИ..................................................................... 42 3.7.1. Распределение участников оркестра (детей) по оркестровым инструментам............................... 42 3.7.2. Условия, необходимые для оркестровых занятий.............................................................................. 43 3.7.3. Методический материал, необходимый для освоения инструмента участником оркестра.......... 44 Глава 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ОРКЕСТРЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ................................................................................................................. 45 4.1. Определение и классификация методов обучения............................................................................... 45 4.2. Формы и методы, применяемые в работе с любительским (учебным) народно-инструментальным коллективом........................................................................................................................................... 47 4.2.1. Методы.................................................................................................................................................. 47 220
Стр.220
4.2.2. Формы обучения.................................................................................................................................. 49 4.3. Типы оркестровых репетиций............................................................................................................... 49 4.4. Организация репетиционного занятия и динамика ведения репетиции............................................ 50 4.5. Работа с солистами оркестра; развитие навыков аккомпанирования................................................. 52 4.6. Интерпретация произведения солистом, дирижером оркестра.......................................................... 54 4.7. Особенности инструментовки для аккомпанемента............................................................................ 55 4.8. Переинструментовка произведения...................................................................................................... 55 4.9. Дирижирование любительским оркестром.......................................................................................... 56 Глава 5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЯ (ДИРИЖЕРА) ОРКЕСТРА К РЕПЕТИЦИИ......................................................................................................................... 59 5.1. Первоначальное знакомство с партитурой........................................................................................... 59 5.2. Детальное изучение партитуры............................................................................................................. 60 5.3. Выработка основных вариантов интерпретации произведения......................................................... 66 5.4. Дирижерская разметка партитуры........................................................................................................ 66 5.5. Завершающий этап работы над партитурой......................................................................................... 67 Глава 6. РАБОТА С ОРКЕСТРОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ........................................................................................... 69 6.1. Характеристика этапов работы.............................................................................................................. 69 6.2. Содержание основного этапа работы над произведением.................................................................. 69 6.2.1. Разучивание нотного текста................................................................................................................ 70 6.2.2. Аппликатура......................................................................................................................................... 70 6.2.3. Исполнительские штрихи................................................................................................................... 71 6.2.4. Фразировка и динамика....................................................................................................................... 72 6.2.5. Агогика................................................................................................................................................. 73 6.2.6. Артикуляция......................................................................................................................................... 76 6.2.7. Темп....................................................................................................................................................... 76 6.2.8. Ритм....................................................................................................................................................... 78 6.2.9. Ансамбль (баланс звучания)............................................................................................................... 79 6.2.10. Выразительность звучания............................................................................................................... 80 6.3. Завершающий этап работы над музыкальным произведением.......................................................... 80 Глава 7. КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ................................................................................................. 82 7.1. Особенности концертных выступлений............................................................................................... 82 7.2. Подготовка концертного выступления................................................................................................. 84 7.3. Концертные выступления...................................................................................................................... 85 7.4. Роль дирижера в концертном выступлении......................................................................................... 85 7.5. Виды и формы концертных выступлений............................................................................................ 86 7.6. Принципы подбора репертуара и составления концертных программ.............................................. 87 Глава 8. ФОРМИРОВАНИЕ РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ........................................................................................................................................ 89 8.1. Краткий анализ творчества композиторов андреевского периода...................................................... 89 8.1.1. Творчество В. В. Андреева (1861–1918)............................................................................................ 91 221
Стр.221
8.1.2. Творчество Н. П. Фомина (1864–1943).............................................................................................. 93 8.1.3. Другие соратники В. В. Андреева...................................................................................................... 95 8.2. Репертуар в 1920–1950-е годы............................................................................................................... 100 8.3. Репертуар оркестра русских народных инструментов второй половины XX века.......................... 111 8.4. Произведения сибирских композиторов для оркестра русских народных инструментов............... 117 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................................. 122 Библиография................................................................................................................................................. 123 Приложение 1. Диапазон и аппликатура свирелей и жалеек.................................................................... 130 Приложение 2. Штрихи и приемы звукоизвлечения на гуслях, домре, баяне (аккордеоне), балалайке............................................................................................................... 133 Гусли. Разновидности гуслей. Приемы звукоизвлечения........................................................................... 133 Домра. Классификация артикуляционных обозначений............................................................................. 134 Баян, аккордеон. Все о штрихах................................................................................................................... 137 Балалайка. Приемы звукоизвлечения........................................................................................................... 139 Приложение 3. Эпизодические ударные инструменты, используемые в русском народном оркестре......................................................................................................................................................... 144 Приложение 4. О профессиональной и психолого-педагогической подготовке руководителя любительского народно-инструментального коллектива........................................................................... 145 Приложение 5. Задания для индивидуального изучения приемов игры на домре и балалайке........... 150 Домра малая................................................................................................................................................... 150 Домра альтовая............................................................................................................................................... 155 Домра басовая................................................................................................................................................ 159 Балалайка прима............................................................................................................................................ 164 Балалайка секунда......................................................................................................................................... 167 Балалайка альт................................................................................................................................................ 171 Балалайка бас................................................................................................................................................. 174 Балалайка контрабас...................................................................................................................................... 178 Приложение 6. Исполнительский анализ произведения В. Пикуля «Слепой гусляр».......................... 182 Приложение 7. Жанры музыкальных произведений, исполняемые ОРНИ............................................ 196 Жанры оркестровых пьес.............................................................................................................................. 196 Танцевальные жанры..................................................................................................................................... 203 Некоторые танцевальные ритмы.................................................................................................................. 210 Приложение 8. В минуты отдыха................................................................................................................ 213 222
Стр.222