Юрий Светлаков АВТОР - ОПЕРАТОР Рекомендовано кафедрой кинофотовидеотворчества КемГУКИ в качестве учебного пособия по курсу «Операторское мастерство». <...> Автор-оператор Эта книжка для тех, кто ищет ответ на вопрос, как самому снять и показать фильм. <...> Автор предлагает своё понимание кинопроцесса, опираясь на многолетнюю работу на телевидении и преподавание курса операторского мастерства в Кемеровском государственном университете культуры и искусств. <...> ИСКРЕННЯЯ БЛАГОДАРНОСТЬ Генеральному директору ООО «Ровер» Тимуру Сулеймановичу ЦОРИЕВУ за помощь в издании этой книги ISBN 978-5-903546-06-0 © Ю. Я. Светлаков, 2008 ОТЗЫВ О КНИГЕ СВЕТЛАКОВА ЮРИЯ ЯКОВЛЕВИЧА «АВТОР-ОПЕРАТОР» В своей книге Юрий Светлаков изучает феномен авторства в операторском мастерстве. <...> Ценность работы в том, что автор, выпускник операторского факультета ВГИКа, в своём исследовании опирается на собственную многолетнюю работу на телевидении и на преподавание операторского мастерства в КемГУКИ. <...> Книга состоит из двух частей, и его конструкция такова, что в своём исследовании автор проходит путь от частному к общему. <...> Книга представляет собой серьёзную, многогранную работу, в которой затронуты и история развития операторского дела как профессии, и психология восприятия фильма, и особенности его построения, и влияние его на сознание зрителя. <...> Так однажды поступил руководитель Международной академии фронтальных проблем им. <...> Мне бы элементарно описать свое видение профессии автора-оператора, свое миропонимание, чтобы было и «козе понятно», или, как говорил Твардовский, чтобы было «всё понятно, всё на русском языке». <...> Опыт создания как бы учебника, а ещё точнее, шпаргалки по операторскому мастерству для отупевающих студентов у меня уже был - это книжка «Съёмщик». <...> Знания передаются не через повторение и зубрёжку, знания передаются через понимание - переживание. <...> Но если ты дальтоник и не видишь красный цвет, то, сколько ни тверди «красный, красный», для тебя <...>
Автор-оператор.pdf
Юрий Светлаков
АВТОР - ОПЕРАТОР
Рекомендовано кафедрой
кинофотовидеотворчества КемГУКИ
в качестве учебного пособия
по курсу «Операторское мастерство».
КЕМЕРОВО
ООО «АРФ»
2008
Стр.1
ББК 76.032
С24
Светлаков Ю. Я.
С24 Автор-оператор. - Кемерово: ООО «АРФ»,
2008. - 264 с., 174 ил.
Автор-оператор
Эта книжка для тех, кто ищет ответ на вопрос,
как самому снять и показать фильм.
Автор предлагает своё понимание кинопроцесса,
опираясь на многолетнюю работу на телевидении
и преподавание курса операторского мастерства
в Кемеровском государственном университете культуры и искусств.
Особая ценность этой книжки в том,
что её можно не читать: в ней есть картинки.
ИСКРЕННЯЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Генеральному директору ООО «Ровер»
Тимуру Сулеймановичу
ЦОРИЕВУ
за помощь в издании этой книги
ISBN 978-5-903546-06-0
© Ю. Я. Светлаков, 2008
Стр.2
ОТЗЫВ О КНИГЕ
СВЕТЛАКОВА ЮРИЯ ЯКОВЛЕВИЧА
«АВТОР-ОПЕРАТОР»
В своей книге Юрий Светлаков изучает феномен авторства в
операторском мастерстве. Ценность работы в том, что автор,
выпускник операторского факультета ВГИКа, в своём исследовании
опирается на собственную многолетнюю работу на телевидении и на
преподавание операторского мастерства в КемГУКИ.
В искусстве крайне сложно давать готовые рецепты, каждое
произведение уникально и часто строится на нарушении каких-то
сложившихся норм. Автор не даёт указаний, что «так снимать можно,
а так нельзя», а на личном опыте размышляет о профессии автораоператора.
Книга
состоит из двух частей, и его конструкция такова, что в
своём исследовании автор проходит путь от частному к общему.
Всё начинается с воспоминаний о детстве, об учёбе во ВГИКе, о работе
на студии, что, несомненно, представляет исторический интерес. Во
второй части автор переходит к конкретному анализу операторского
мастерства, языка кино и особенностей восприятия.
В книге примечательны иллюстрации - фотографии и кадры из
личного архива Ю.Я. Светлакова, которые наглядно подтверждают
теоретические положения.
Книга представляет собой серьёзную, многогранную работу,
в которой затронуты и история развития операторского дела
как профессии, и психология восприятия фильма, и особенности
его построения, и влияние его на сознание зрителя. Оно содержит
множество личных примеров, соотнесённых с цитатами мастеров,
и сочетает в себе узкоспециализированную направленность с
общеобразовательными дисциплинами, такими как философия,
культурология, эстетика.
Это исследование насыщено информацией, несёт в себе
философскую подоплёку, подано в свободной авторской манере. Как
учебное пособие оно соответствует требованиям государственного
образовательного стандарта и заслуживает высокой оценки.
Б. Б. АНДРЕЕВ,
зав. кафедрой кино и ТВ МГУКИ,
доктор философских наук, профессор
Стр.3
Вместо послесловия
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вместо предисловия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Часть 1. Как я стал автором-оператором . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Все мы родом из детства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Работа на студии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Учёба во ВГИКе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
После ВГИКа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Институт культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Игра в КИНО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Часть 2. Профессия автор-оператор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Река по имени КИНО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Язык КИНО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Магия замысла. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Сценарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Подготовка к съёмке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Съёмка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Монтаж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Для кого снимают фильм? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
Доброе слово автору-оператору . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Мечтать вредно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Список документальных фильмов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Вместо послесловия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
Стр.261