Федеральное агентство по культуре и кинематографии Кемеровский государственный университет культуры и искусств Л. Ю. Логунова СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ОПЫТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИСТОРИЙ СИБИРСКИХ СЕМЕЙ) Рекомендовано УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 071401 – Социально-культурная деятельность Кемерово 2007 1 УДК 316.356.2 ББК 60.561.5 Л68 Рецензенты: кандидат социологических наук, доцент кафедры социологических наук Кемеровского государственного университета Е. А. Маженина; кандидат социологических наук, директор консалтинговой компании ПРОК Е. В. <...> Л68 Социология семьи: Социально-культурный и исторический анализ изменения семейного поведения: (опыт восстановления историй сибирских семей) [Текст]: учебное пособие / Л. Ю. Логунова, Кемеровский государственный университет культуры и искусств. <...> Семейная деятельность и семейное поведение рассматриваются как продукт социальной истории семьи на примерах сибирских историй родов в историческом и социально-культурном контексте. <...> В основу изложения материала автором положен феноменологический подход к изучению семьи, который предлагает рассматривать не собственно действия людей в сфере семейной деятельности, а то, «как они сами себе объясняют смысл происходящего, каково их понимание – пусть алогичное, иллюзорное – все то, что составляет мир семьи» [1]*. <...> Социология семьи – «неудобная» наука, прежде всего для людей, привыкших жить и мыслить на уровне привычных стереотипов. <...> Все это дает возможность сотворять собственные семьи не вопреки неотрадиционным семейным ситуациям родителей (недаром психолог В. Н. Дружинин назвал семью территорией несвободы), а в соответствии со своими идеалами и представлениями <...>
Социология_семьи_социально-культурный_и_исторический_анализ_изменения_семейного_поведения_(опыт_восстановления_историй_сибирских_семей)..pdf
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Л. Ю. Логунова
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ
И ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ
СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ
(ОПЫТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИСТОРИЙ
СИБИРСКИХ СЕМЕЙ)
Рекомендовано УМО по образованию в области народной
художественной культуры, социально-культурной деятельности
и информационных ресурсов в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности 071401 –
Социально-культурная деятельность
Кемерово 2007
1
Стр.1
УДК 316.356.2
ББК 60.561.5
Л68
Рецензенты:
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологических наук
Кемеровского государственного университета Е. А. Маженина;
кандидат социологических наук,
директор консалтинговой компании ПРОК Е. В. Лямин
Логунова, Л. Ю.
Л68
Социология семьи: Социально-культурный и исторический анализ
изменения семейного поведения: (опыт восстановления историй
сибирских семей) [Текст]: учебное пособие / Л. Ю. Логунова,
Кемеровский государственный университет культуры и искусств. –
Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и
искусств, 2007. – 196 с.
ISBN 978-5-8154-0136-5.
Предлагаются для изучения основные категории исследования семьи, структура
и функциональное назначение семьи как базового социального института общества.
Семейная деятельность и семейное поведение рассматриваются как продукт
социальной истории семьи на примерах сибирских историй родов в историческом
и социально-культурном контексте.
УДК 316.356.2
ББК 60.561.5
ISBN 978-5-8154-0136-5
© Логунова Л. Ю., 2007
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2007
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................... 3
Глава 1. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ
1.1. Семья как базовый социальный институт общества.................................. 6
1.2. Малая социальная группа: особенности семейного коллектива............... 8
1.3. Юридические и родственные основания семьи.......................................... 9
1.4. Взаимосвязь социологии семьи с другими науками................................... 11
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ
2.1. Матриархальная теория формирования семьи............................................ 19
2.2. Священная роль женщины в развитии семейных отношений................... 23
2.3. Осмысление патриархальных традиций в изучении проблем семьи........ 26
2.4. Функциональный подход............................................................................... 31
2.5. Феминологическая традиция изучения семьи............................................. 34
Глава 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ТИПОЛОГИЙ
СЕМЕЙНЫХ СТРУКТУР
3.1. Инвариантность полигамного брака............................................................ 42
3.2. Европейский тип патриархальной семьи..................................................... 44
3.3. Социально-исторические условия формирования нуклеарной семьи...... 47
3.4. Противоречия неотрадиционной семьи....................................................... 51
3.5. Условия существования эгалитарной семьи................................................ 57
3.6. Современные традиционные формы брака и семьи................................... 61
193
Стр.193
3.7. Альтернативные формы современной семьи.............................................. 65
3.8. Гипотезы семейных отношений нового типа.............................................. 70
Глава 4. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ
СЕМЬИ
4.1. Феноменологическая концепция как гуманистическое направление в
исследованиях социологии семьи........................................................................ 77
4.2. Применение качественных методов изучения семейной жизнедеятельности
в социологии семьи.................................................................................... 80
4.3. Виды качественных исследований............................................................... 83
4.4. Техника организации исследований семейных историй сибирских
родов....................................................................................................................... 86
4.5. Проблемы анализа информации в качественном исследовании................ 90
4.6. Социально-психологические особенности организации качественного
исследования истории семьи............................................................................... 93
Глава 5. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ В КОНЦЕ ���–�� вв.
���–�
5.1. Социально-культурные характеристики формирования
поведения сибиряков в �I�
–��
семейного
I� – начале ХХ вв. ..................................................... 99
5.2. Исторические условия формирования семейного поведения у сибиряков-старожилов..................................................................................................
101
5.3. Взаимодействие старожилов и поздних переселенцев в конце �I� –�I�
начале ХХ вв. ........................................................................................................ 104
5.4. Семейное поведение в среде сибиряков-старообрядцев............................ 105
5.5. Изменение семейного поведения сибиряков в 20–50-е гг. ХХ в. .............. 106
194
Стр.194
5.6. Взаимодействие сибирской семьи с властью в предвоенные годы
ХХ в. ...................................................................................................................... 108
5.7. Особенности отражения семейного поведения сибиряков после войны
в историях жизни.................................................................................................. 109
Глава 6. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИБИРСКОЙ
СЕМЬИ�� СТРУКТУРА И ВИДОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ
6.1. Особенности видов социально-культурного потенциала........................... 113
6.2. Роль менталитета в структуре потенциала рода......................................... 117
6.3. Взаимосвязь социального статуса семьи и изменения характеристики
потенциала рода.................................................................................................... 119
6.4. Бытование родовой фамилии........................................................................ 121
6.5. Традиции, обычаи в структуре социально-культурного потенциала
рода......................................................................................................................... 123
6.6. Социально-культурная среда как условие преумножения потенциала
рода......................................................................................................................... 125
6.7. Роль системы жизненных установок и ценностных ориентаций
в формировании потенциала рода....................................................................... 127
6.8. Роль старшего поколения в сохранении потенциала рода......................... 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 134
ПРИМЕЧАНИЯ..................................................................................................... 137
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИИ СВОЕЙ СЕМЬИ.................. 173
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ............................................................... 178
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................................................................. 185
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ...................................................................... 191
195
Стр.195