Министерство культуры Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Институт искусств
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников
С. И. Анульев
СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЖИССУРЫ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Рекомендовано УМО высших учебных заведений
Российской Федерации по образованию
в области народной художественной культуры,
социально-культурной деятельности
и информационных ресурсов в качестве учебного пособия
для студентов вузов по специальности 070209
«Режиссура театрализованных представлений и праздников»
Кемерово 2010
Стр.1
УДК 792.01
ББК 85.33я73
А73
Рецензенты:
заведующий кафедрой режиссуры праздников Алтайской академии культуры
и искусств канд. пед. наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ,
Л. Ф. ЧЕРКАШЕНИНОВ;
доцент кафедры режиссуры и актерского мастерства Тюменской академии культуры
и искусств, заслуженный работник культуры РФ А. М. НИКОЛАЕВА;
доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников
Кемеровского государственного университета культуры и искусств,
заслуженный работник культуры РФ, лауреат всесоюзных и всероссийских
конкурсов и фестивалей И. Я. ЛЯХОВ
Анульев С. И.
А73
Сценическое пространство и выразительные средства режиссуры
[Текст]: учеб. пособие / С. И. Анульев. – Кемерово:
КемГУКИ, 2010. – 106 с.
ISBN 978-5-8154-0181-5.
Автор в своей работе изложил методологические требования по освоению
пространства сцены выразительными средствами режиссуры и предлагает рассматривать
данное учебное пособие не в качестве исчерпывающего исследования по теме,
а как выделенные в исследовании материалы, помогающие студентам определить направления
самостоятельного поиска. Для формирования профессионального сознания,
коим обязаны обладать студенты-режиссеры, учебное пособие С. И. Анульева,
кроме исторического и философского аспектов, предлагает направления исследования
понятия сценического пространства, его классификации, функций, а также
очерчивает круг проблем его «освоения-создания».
УДК 792.01
ББК 85.33я73
ISBN 978-5-8154-0181-5
© С. И. Анульев, 2010
© Кемеровский государственный
университет культуры и искусств, 2010
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Профессия режиссера и совсем еще юная, и очень старая. С точки
зрения ее появления на афишах и в документах, она возникла совсем
недавно, но вскоре стала одной из самых престижных. С позиции же искусства
управления, толкования и самовыражения – этой профессии не
одно тысячелетие. Сотни молодых людей по всей стране, штурмующих
приемные комиссии перед вступительными экзаменами в творческие вузы,
мечтают видеть свои имена крупным шрифтом на афишах знаменитых
театров и концертных залов, вслед за «Режиссер-постановщик – …».
Ореолом славы и успеха, площадями цветов и поклонников окружена эта
кропотливая и взрывная, заботливая и суровая, аскетичная и безрассудная
дорога творчества к почетному званию Мастер сцены. Очень часто
молодые люди видят в этой замечательной профессии только блестящую
ее половину. И каково же бывает разочарование в ожидании праздника
когда, преодолев серьезнейший конкурс, они сталкиваются с буднями
ежедневной рутины упражнений и заданий: наблюдая, вспоминая, прислушиваясь,
всматриваясь в товарищей и стены учебного класса, без тяжелого
бархата занавеса, гулкого воздуха ожидания зрительного зала,
цветных огней рампы и апофеоза скульптуры актера в поклоне. «Груба
жизнь!» Обязует трудиться тело и душу каждый день и час, с полной
самоотдачей, на творческом пути к цели.
Цель нашей работы, в рамках настоящего учебного пособия, –
помочь студентам-режиссерам в их первых шагах на подмостках прикоснуться
к таинственному и многообразному пространству сцены.
Познакомиться с понятием пространства, составить представление
о нем с точки зрения науки и искусства, узнать о направлениях его исследования
в современном театроведении и попытаться понять с первых
шагов, что важнее определиться, куда идешь и зачем, а потом уже – как.
Дисциплина «Практические основы классической режиссуры и актерского
мастерства» в учебном плане специальности 070209 «Режиссура
театрализованных представлений и праздников» открывает цикл общепрофессиональных
и специальных предметов, формирующих профессиональные
качества и навыки будущего режиссера. От того насколько
верно и творчески осмысленно пройдет освоение теоретического и практического
опыта лучших театральных традиций и открытий, зависит
3
Стр.3
по какому пути в учебном процессе пойдет студент: подражания и компилирования
или поиска своего лица и почерка. Школа дает инструмент
и знакомит со свойствами строительного материала, из которого по кирпичику
складывается основание будущей сцены, где вчерашний школяр
станет Мастером.
Работе над сценическим этюдом (первым камнем в фундаменте
спектакля) посвящено много трудов, как профессиональных режиссеров,
так и ведущих педагогов-практиков различных учебных заведений искусства
и культуры. Огромную роль в сфере подготовки целых поколений
актеров и режиссеров сыграли работы «Гимнастика чувств» С. Гиппиуса;
«Мастерство актера и режиссера» Б. Захавы; «Сценические
этюды» Л. Шихматова; «Поэзия педагогики» М. Кнебель; «Тренинг
и муштра» Л. Новицкой; «Композиция сценического пространства»
Ю. Мочалова; и многих других. В том числе и появившиеся в последнее
время в издательстве «ГИТИС» учебные пособия Б. Голубовского
«Наблюдения. Этюд. Образ», «Шаг в профессию», «Читайте ремарку»
и др. Все это замечательные книги, по которым студенты на постановке
этюдов учатся режиссерскому мышлению, работе с актером, поиску
выразительных средств на пути к созданию художественного образа.
Однако, нам показалось, что в этих трудах организации игрового пространства,
как «среды обитания» своих героев, внимания уделяется
недостаточно. Что решение сцены, в основном только как «места действия»
недостаточно раскрывает возможности игрового пространства,
как сложного сценографического элемента выразительных средств режиссуры.
Значение
роли пространства в сценическом искусстве трудно
переоценить. Аппиа, Крэг, Станиславский, Мейерхольд, Таиров, Фукс,
Рейнхард, Пискатор, Брехт, Брук в своих практических и теоретических
работах говорили о сценическом пространстве как о важном инструменте
создания художественного образа и атмосферы спектакля. Сегодня
новые технологии предоставляют поистине неограниченные возможности
в конструктивном и образном решении представления, его влияния
на художественное восприятие зрителем. Сценография, проделавшая
большой и сложный исторический путь своего развития, сейчас представляет
собой активный постановочный инструмент, который решает
задачи не только художественно-декоративного оформления представле4
Стр.4
ния, но и создает условия, и сама участвует в развитии сценического
действия. Об этом прекрасно написал В. Березкин в своем фундаментальном
труде «Искусство сценографии мирового театра». Этим вопросам
посвящены замечательные работы А. Михайловой. Мы не призываем
возложить на режиссера функции сценографа (хотя примеров подобного
рода совмещений предостаточно) и не умаляем роли художника в постановке.
Наша цель – обратить внимание на проблему их взаимопонимания,
разговора на «одном языке» и важность оценки роли организации
сценического пространства, знания инструментария и выработки навыка
в работе с ним.
В первой части данного учебного пособия мы знакомим читателя
с представлением о пространстве с точки зрения философии, искусствоведения
и театроведения, в частности, выделяя при этом следующие
проблемы:
• понимание пространства в драматургическом материале как
отражение мировоззрения изображенной эпохи;
• освоение пространства и познание картины мира средствами
искусства;
• театральное искусство организации пространства как среды
обитания участников драматического действия.
Обращаем внимание, что весь материал первой части – это всего
лишь направление для самостоятельного поиска и исследований студентов
в данной сфере.
Во второй части учебного пособия мы предлагаем технологию
освоения сценического пространства как «среды обитания» персонажей
выразительными средствами элементов сценографии и игры с ними;
приводим нашу классификацию «типовых» мест действия в этюдах
на наблюдения и свободную тему; разбираем примеры организации
пространства в студенческих этюдах.
Третья часть нашего пособия содержит подборку заданий и упражнений
для студентов режиссерского отделения трех направлений в театральном
образовании России (РАТИ, Вахтанговская школа, школа
Товстоногова), связанных с решением пространственно-временных
задач, предваряя ее методом разбора этапов работы над постановкой
этюда. Кроме этого, предлагается для ознакомления метод многофигур5
Стр.5
ных композиций П. К. Вейсбрема, незаслуженно сегодня забытого театрального
режиссера и педагога. Выпускники его единственного (к сожалению!)
курса в полном составе стали главными режиссерами областных
и городских театров страны в 60–70-е гг. теперь уже прошлого века.
Учебное пособие «Сценическое пространство и выразительные
средства режиссуры» адресовано педагогам и студентам театральных
школ, вузов культуры и искусства, изучающих основы классической
(театральной) режиссуры и актерское мастерство. Темы, рассматриваемые
в пособии, преподаются на первом курсе, но работа над организацией
сценического пространства этим не заканчивается – и в последующие
годы обучения усложняется задачей создания художественного образа
представления. Поэтому предлагаемая методика освоения и поиска
выразительности сценического пространства может быть применена
и в последующие годы обучения, а также в практической работе после
выпуска.
Выражаю свою благодарность всем, кто помогал мне в создании
этого пособия: практическим советом и здоровой критикой направлявшим
по верному пути сотрудникам кафедры РТПП КемГУКИ; студентам,
бывшим и настоящим, которые на себе испытали трудности поиска
и эксперимента; коллегам из других вузов, профессиональным работникам
театра и праздничных форм.
Особую благодарность и низкий поклон приношу моему учителю
Борису Гавриловичу Голубовскому за его рекомендации, мягкую критику
и строгие советы, понимание горячности возражений и просто добросердечное
участие. Без него эта работа просто бы не состоялась.
6
Стр.6
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .......................................................................................................3
Глава 1. Категория пространства как предмет профессионального
интереса режиссера .....................................................................................7
Пространство как философская категория ...............................................9
Художественный образ пространства как способ познания картины
мира...............................................................................................................12
Театр как искусство организации пространства ......................................16
Классификация театрального пространства
I ........................................................................................................16
II........................................................................................................21
III ......................................................................................................23
Факторы преобразования театрального пространства ............................24
Примечания ..................................................................................................27
Литература к Главе 1...................................................................................28
Глава 2. Точка отсчета.................................................................................29
Работа по организации пространства в этюде..........................................29
Место действия в этюде. Попытка классификации ...............................42
Средства организации пространства в этюде...........................................45
Процесс освоения средств организации пространства ...........................58
Примечания ..................................................................................................82
Литература к Главе 2...................................................................................82
Список рекомендуемой литературы..........................................................83
Приложение 1...............................................................................................87
Приложение 2...............................................................................................99
105
Стр.105