103 2 ВВЕДЕНИЕ Русская лапта — это народная игра, пришедшая к нам из прошлых столетий, об этом свидетельствуют деревянные биты и самодельные мячи, найденные при раскопках Древнего Новгорода. <...> Великовозрастные игроки в лапту (позднее начали обучаться игре и недостаточно овладели техникой и тактикой игры), как правило, будут играть медленнее, их игра не будет изобиловать различными сложными элементами и естественно эмоциональная окраска будет другой. <...> Однако, учитывая, что русская лапта не включена обязательным видом в учебную программу, а ее включение возможно только за счет вариативной части или регионального компонента, желательно перед началом обучения иметь полный набор необходимого спортивного инвентаря. <...> Для одного класса наполняемостью 20 - 25 человек - это 25 теннисных мячей (мячи для большого тенниса) и на двоих одна бита. <...> Выбор биты для обучения зависит от возраста детей. <...> Облегченная бита с увеличенной площадью для удара по мячу может применяться и для девушек и юношей старшего школьного возраста. <...> В целях предотвращения травматизма на уроках лапты, методика обучения и организация учащихся должна предусматривать подготовку к нагрузкам голеностопных, коленных, плечевых, лучезапястных суставов и пальцев кисти. <...> Во время замаха возможен удар по голове рядом стоящего игрока, удар 8 по руке подающего игрока, наступление на биту, брошенную игроком, пробивающим мяч, и т.д. <...> К типичным травмам, возможным на уроках лапты, относятся: растяжение связок голеностопного и плечевого суставов, пальцев рук и их вывихи. <...> СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ИГРОКОВ В ЛАПТУ Как известно, русская лапта является прекрасным средством развития физических качеств занимающихся. <...> Однако, по нашему глубокому убеждению, игроки, обладающие хорошими скоростными качествами и координационными способностями, имеют большое преимущество в обучении и совершенствовании техники и тактики <...>
Лапта.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение……………………………………………………………......................... 3
1. Организация и проведение занятий по русской лапте в школе……………… 5
2. Средства и методы развития скоростных и координационных способностей
игроков в лапту…………………………………………………………………….. 10
3. Эстафеты и игры с элементами техники игры………………………………… 29
4. Десять уроков лапты……………………………………………………………. 44
5. Техника и тактика игры………………………………………………………… 62
6. Основной учебный материал по лапте в 4-ом классе………………………… 70
7. Основной учебный материал по лапте в 5-ом классе…………………………. 76
8. Организация и проведение соревнований по русской лапте…………………. 89
9. Подготовка мест соревнований………………………………………………… 93
10. Методика судейства…………………………………………………………… 95
11. Жесты судей……………………………………………………………………. 99
Литература…………………………………………………………………………. 103
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Русская лапта — это народная игра, пришедшая к нам из прошлых
столетий, об этом свидетельствуют деревянные биты и самодельные мячи,
найденные при раскопках Древнего Новгорода.
Начиная с 20-х годов XX века в России лапта культивировалась как вид
спорта; проводились официальные соревнования областных, краевых
масштабов. Но вскоре про эту игру забыли. И вот после десятилетий
перерыва лапта появляется вновь в различных областях России. И это не
случайно. «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр.
В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде,
внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара
рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Я усердно рекомендую
эту народную русскую игру не только как механическое упражнение, но и
как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка» (А.
Куприн).
В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта
наравне с волейболом, баскетболом, футболом более чем в 30 областях и
регионах России (Амурская, Иркутская. Омская, Волгоградская, Тюменская
области и др.), входит в учебные программы училищ, вузов, проводится на
уроках физической культуры в школах, в группах продленного дня. Трудно
найти ребят, особенно из тех, кто живет в сельской местности, не игравших в
эту удалую, задорную игру.
Лапта воспитывает чувство коллективизма, развивает умение быстро
ориентироваться в окружающей действительности, мгновенно реагировать на
действие соперника и партнера, принимать рациональные решения,
вырабатывает волю и характер.
Эта игра развивает ловкость, быстроту, силу и выносливость — все
необходимые человеку физические качества.
3
Стр.3