ISBN 978-5-98704-726-2 исследуется проблема специфики социально-гуманитарных наук в ключе философики науки (науки о философии науки). специфика социальногуманитарных наук выявляется в сопоставлении с естественными науками как образцом науки вообще. <...> Опираясь на теоретический образ науки, автор реконструирует и интерпретирует решения проблемы или отдельных аспектов проблемы специфики социально-гуманитарных наук в ряде философских учений (О. конта, к. <...> Шюца, к. леви-строса, Х.Г. Гадамера). предпринимается попытка концептуального осмысления и обобщения совокупного историко-философского опыта решения проблемы специфики социально-гуманитарных наук. <...> Может использоваться в учебном процессе вузов, при подготовке кадров в области философских и родственных наук, а также в магистратуре и аспирантуре. представляет интерес для читателей, интересующихся тематикой науки и особенностями социально-гуманитарных наук. уДк 101 ББк 87 ISBN 978-5-98704-726-2 © Мархинин В.В., 2013 © логос, 2013 © Мамкина т. <...> Эвристическая роль философских идей в науке . <...> 56 глава 3. тема особенностей социальных и гуманитарных наук в классическом марксизме . <...> Метод восхождения от абстрактного к конкретному – генеральный метод социальных и гуманитарных наук . <...> Виндельбанд о ценностной специфике наук о культуре и их связи с философией и искусством . <...> Г. Риккерт об оценивании и отнесении к ценностям. <...> Риккерт против Виндельбанда в вопросе о значении искусства в науках о культуре . <...> 101 глава 6. социальные науки и «науки о культуре» в неокантианской «понимающей социологии» М. <...> 118 глава 7. трактовка специфики социальных наук в феноменологической «понимающей социологии» а. <...> Шюц: «понимающая социология» в ревизионистски истолкованном феноменологическом ключе . <...> 127 глава 8. проблема специфики социально-гуманитарных наук в структурной антропологии к. леви-строса. <...> 141 8.9. структурная диалектика и диалектика исторического материализма . <...> 155 6 Содержание 8.13. социалистическая футурология <...>
О_специфике_социально-гуманитарных_наук._Опыт_философики_науки.pdf
В.В. Мархинин
О специфике
сОциальнО-гуМанитарных
наук
Опыт филОсОфики науки
Москва • Логос • 2013
Стр.1
уДк 101
ББк 87
М25
Р е ц е н з е н ты
В.И. Полищук, доктор философских наук, профессор
А.М. Аблажей, кандидат философских наук
М25
Мархинин В.В.
О специфике социально-гуманитарных наук. Опыт философики
науки / под ред. доктора филос. наук, профессора а.л. симанова. – М.:
логос, 2013. – 295 с.
ISBN 978-5-98704-726-2
исследуется проблема специфики социально-гуманитарных наук в
ключе философики науки (науки о философии науки). специфика социальногуманитарных
наук выявляется в сопоставлении с естественными науками
как образцом науки вообще. Рассматриваются взаимоотношения философии
и науки, определяется предмет философии науки. Опираясь на теоретический
образ науки, автор реконструирует и интерпретирует решения проблемы или
отдельных аспектов проблемы специфики социально-гуманитарных наук в
ряде философских учений (О. конта, к. Маркса и ф. Энгельса, В. Дильтея,
В. Виндельбанда и Г. Риккерта, М. Вебера, а. Шюца, к. леви-строса,
Х.Г. Гадамера). предпринимается попытка концептуального осмысления и
обобщения совокупного историко-философского опыта решения проблемы
специфики социально-гуманитарных наук. Делается вывод, что социальногуманитарное
научное познание представляет собой синкретическое
единство науки (в собственном смысле слова, т.е. в смысле, тождественном
понятию науки в естествознании), философии и искусства.
Для философов, науковедов, историков науки, представителей
современной социально-гуманитарной мысли. Может использоваться в
учебном процессе вузов, при подготовке кадров в области философских
и родственных наук, а также в магистратуре и аспирантуре. представляет
интерес для читателей, интересующихся тематикой науки и особенностями
социально-гуманитарных наук.
уДк 101
ББк 87
ISBN 978-5-98704-726-2
© Мархинин В.В., 2013
© логос, 2013
© Мамкина т.М., обложка, 2013
Стр.2
Содержание
Введение ...........................................................................................................7
глава 1. философия и наука .......................................................................13
1.1. Вопрос об основном методе науки ..............................................13
1.2. философия как вид познания .......................................................15
1.3. Основной метод науки и интуиция .............................................16
1.4. почему необходимо опосредование интуицией перехода
от эмпирического базиса к теоретическому уровню .................21
1.5. предметная область науки – только окружающий мир ............23
1.6. Взаимоотношения науки и философии: относительная
и абсолютная истины ....................................................................27
1.7. Эвристическая роль философских идей в науке ........................32
1.8. Значение философской методологии для научного
познания .........................................................................................35
1.9. Диалектический метод и научное познание ...............................38
1.10. критика попперовского «опровержения» диалектики ............45
1.11. проблема демаркации философии и науки, науки
и преднауки ...................................................................................48
1.12. свободное отношение науки к философии ..............................52
глава 2. проект научного обществознания в позитивизме
О. конта ..........................................................................................................56
глава 3. тема особенностей социальных и гуманитарных наук
в классическом марксизме ..........................................................................59
3.1. контридеологическая позиция марксизма .................................59
3.2. Единство философской социологии и философской
антропологии .................................................................................59
3.3. предпосылки коммунизма, создаваемые
капиталистическим способом производства ..............................69
3.4. устраняет ли наука религию? ......................................................69
3.5. устраняет ли наука философию? ................................................71
3.6. Мысли о слиянии в перспективе естественных
и социально-гуманитарных наук в единую науку .....................73
Стр.3
4
Содержание
3.7. Метод восхождения от абстрактного к конкретному –
генеральный метод социальных и гуманитарных наук ............76
3.8. пример реализации метода восхождения – открытие
закона тенденции нормы прибыли к понижению ......................81
3.9. практика – способ верификации достоверности теорий
в социальных и гуманитарных науках ........................................85
глава 4. специфика «наук о духе» в философии жизни В. Дильтея .....88
4.1. предмет «наук о духе» в противоположность предмету
наук о природе ...............................................................................88
4.2. Методология «наук о духе» в противоположность
методологии наук о природе ........................................................89
4.3. субъективистское толкование единства «наук о духе»
и философии ..................................................................................91
4.4. субъективистское толкование закономерностей,
открываемых науками о духе ......................................................92
4.5. Буржуазно-идеологическая ангажированность .........................93
глава 5. специфика «наук о духе» или «наук о культуре»
в неокантианстве В. Виндельбанда и г. риккерта .................................94
5.1. пробуржуазная идеологическая позиция неокантианцев .........94
5.2. Ценностно-априористское толкование предметной
области наук о культуре в неокантианстве ................................95
5.3. Виндельбандовская трактовка метода наук о культуре
в противоположность методу наук о природе:
идиографический и номотетический методы ............................96
5.4. В. Виндельбанд о ценностной специфике наук о культуре
и их связи с философией и искусством ......................................98
5.5. Г. Риккерт об оценивании и отнесении к ценностям.................99
5.6. Риккерт против Виндельбанда в вопросе о значении
искусства в науках о культуре .....................................................99
5.7. тупики неокантианства в трактовке специфики наук
о культуре и их связи с искусством ..........................................101
глава 6. социальные науки и «науки о культуре» в неокантианской
«понимающей социологии» М. Вебера ...................................................102
6.1. Вырожденное неокантианство М. Вебера ................................102
6.2. Основания «понимающей социологии» М. Вебера .................103
6.3. Веберовская концепция капитализма против теории
к. Маркса .....................................................................................105
6.4. «идеальные типы» как основные, по Веберу, понятия наук
о культуре ....................................................................................107
Стр.4
Содержание
5
6.5. Методология «идеальных типов» против методологии
к. Маркса .....................................................................................108
6.6. Буржуазно-идеологический характер «понимающей
социологии» М. Вебера ..............................................................109
6.7. идеологичность «понимающей социологии» М. Вебера
и отрицание связи социально-гуманитарных наук
с философией ...............................................................................116
6.8. М. Вебер о соотношении науки и искусства ............................118
глава 7. трактовка специфики социальных наук
в феноменологической «понимающей социологии» а. Шюца ..........119
7.1. а. Шюц: «понимающая социология» в ревизионистски
истолкованном феноменологическом ключе ...........................119
7.2. «Жизненный мир» как почва социальных наук .......................121
7.3. конструкты «жизненного мира» и отличие социальных
наук от естественных ..................................................................122
7.4. конструкты повседневности и теоретические конструкты
социальных наук .........................................................................124
7.5. критическое замечание к концепции Шюца: конструкты
повседневности не являются достаточными средствами
познания в социальных науках ..................................................126
7.6. идеологическая неангажированность «понимающей
социологии» Шюца .....................................................................127
глава 8. проблема специфики социально-гуманитарных наук
в структурной антропологии к. леви-строса.......................................128
8.1. учение, созданное ненароком....................................................128
8.2. Что такое структурная антропология ........................................129
8.3. структура как всеобщий предмет научного познания ............132
8.4. философия и социально-гуманитарные науки,
или кантианство без трансцендентального субъекта ..............133
8.5. структура: модель языка и математизация ..............................136
8.6. структура: модель музыки .........................................................138
8.7. Между рационализмом и иррационализмом, неудача
математизации .............................................................................140
8.8. структурная диалектика .............................................................141
8.9. структурная диалектика и диалектика исторического
материализма ...............................................................................143
8.10. субъективизм бессубъектного структурализма ....................147
8.11. ключевая роль бриколажа в мифологике
и социально-гуманитарном научном познании .......................151
8.12. искусство и социально-гуманитарные науки ........................155
Стр.5
6
Содержание
8.13. социалистическая футурология и интеллектуальная
свобода .........................................................................................158
глава 9. специфика гуманитарного научного познания
в философской гереневтике х.-г. гадамера ..........................................162
9.1. традиция герменевтики ..............................................................162
9.2. предшественники Гадамера в философской герменевтике....163
9.3. философская герменевтика Гадамера против «метода» .........165
9.4. Область применения философской герменевтики ...................166
9.5. Разделение гуманитарных и социальных наук ........................167
9.6. колебания между гуманитарным и общенаучным
предназначением герменевтики ................................................169
9.7. Жизненно-опытный способ понимания ....................................173
9.8. понимание: рецепция хайдеггеровского толкования ..............176
9.9. Гуманитарные науки сближаются с опытом искусства,
практически-исторического сознания и философии ...............179
9.10. Гуманитарные науки и искусство............................................181
9.11. Гуманитарные науки и практически-историческое
сознание .......................................................................................183
9.12. Гуманитарные науки и герменевтическая диалектика ..........185
9.13. Герменевтическая диалектика, понимание, языковая
среда и текст ................................................................................188
9.14. Герменевтическая диалектика и философская
диалектика ...................................................................................191
9.15. познавательная роль категории прекрасного ........................198
9.16. философская герменевтика и проблема научной
методологии.................................................................................201
9.17. свобода от идеологической тенденциозности .......................213
глава 10. О специфике социально-гуманитарных наук: попытка
концептуального осмысления историко-философского опыта .........204
10.1. постановка проблемы ...............................................................204
10.2. суть специфики социально-гуманитарных наук ...................209
10.3. Особенности предметной области
социально-гуманитарных наук ..................................................214
10.4. философия и методология социально-гуманитарных наук ...224
10.5. социально-гуманитарные науки, философия, идеология .....237
10.6. социально-гуманитарные науки, философия, искусство .....241
Заключение ..................................................................................................280
Библиографический список ......................................................................282
указатель имен ...........................................................................................291
предметный указатель ..............................................................................294
Стр.6