В. Г. Белинский
Сочинения Державина
Четыре части. Санктпетербург, 1843
В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Т. II
ОГИЗ, ГИХЛ,М., 1948
Под общей редакцией Ф.М. Головешченко
Редакция С. П. Бычкова
OCR Бычков М.Н.
СТАТЬЯ I
С июля 3-го текущего года начнется второе столетие от дня рождения Державина... Итак, целый
век разделяет молодые поколения нашего времени от певца Екатерины... Но от смерти Державина едва
прошло четверть века, - и несмотря на то, кажется, целые века легли между им и нами... Читая
стихотворения Державина, теперь уже почти ничего не понимаешь в них без исторических
нравоописательных комментарий на век, которого он был органом... Язык, образ мыслей, чувства,
интересы - все, все чуждо нашему времени... Но не умер Державин, так же, как не умер век, им
прославленный: век Екатерины приготовил век Александра, приготовивший наш век, - и между
Державиным и поэтами нашего времени существует та же кровно-родственная историческая связь,
которая существует и между этими тремя эпохами русской истории...
Искусство, как одна из абсолютных сфер сознания, имеет свои законы, в его собственной
сущности заключенные, и вне себя не признает никаких законов. Кто, уже по натуре своей или по
духовной своей неразвитости, не в состоянии постигать законов искусства в его идее, тот не в состоянии
ни ценить искусства в факте, ни наслаждаться им. До постижения идеи мы доходим искусственным путем
отвлечения: следовательно, идея сама по себе есть только одна сторона предмета, искусственно
отделяемая нами от живой всецелости предмета, для того чтоб нам можно было отрешиться от
непосредственного, эмпирического способа понимать этот предмет. И потому нет идей, которые и
оставались бы идеями; но всякая идея осуществляется как факт - как предмет или как действие.
Осуществление идеи в факте имеет свои непреложные законы, из которых главнейший -
последовательность и постепенность. Ничто не является вдруг, ничто не рождается готовым; но все,
имеющее идею своим исходным пунктом, развивается по моментам, движется диалектически, из низшей
ступени переходя на высшую. Этот непреложный закон мы видим и в природе, и в человеке, и в
человечестве. Природа явилась не вдруг, готовая, но имела свои дни или свои моменты творения. Царство
ископаемое предшествовало в ней царству прозябаемому, прозябаемое - животному. Каждая былинка
проходит через несколько фазисов развития, - и стебель, лист, цвет, зерно суть не что иное, как
непреложно последовательные моменты в жизни растения. Человек проходит через физические моменты
младенчества, отрочества, юношества, возмужалости и старости, которым соответствуют нравственные
моменты, выражающиеся в глубине, объеме и характере его сознания. Тот же закон существует и для
обществ, и для человечества. Тот же закон существует и для искусства. У искусства есть свой вечный,
неизменный идеал совершенства, составляющий предмет эстетики, как науки изящного; но искусство не
вдруг, а постепенно достигает своего идеала, - и история искусства есть картина моментов его развития.
Так, например, Индия - страна, где впервые пробудилось в людях стремление к сознанию абсолютной
истины и в которой это сознание остановилось на своем первом моменте; как бы окаменелое, дошло оно
до нас, через ряд тысячелетий, почти в том самом виде, в каком первоначально возникло, подобно
вершинам Гиммалаи, которые и теперь почти те же, какими узрел их мир в первые дни своего создания.
Подобно религии и философии, искусство в Индии представляется на первой ступени своего проявления,
в первом моменте своего существования: оно носит там характер чисто символический, ибо его образы
условно, а не непосредственно выражают идею. Таково должно быть, и иным не может быть искусство в
своем начале. Чтоб образы выражали идею не условно, а непосредственно, для этого необходимо идее
быть полною и ясною для художника; но как идеи первобытных и младенчествующих обществ состоят из
Стр.1