Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Физическая культура и спорт»
Н. В. Романов, Г. С. Кирсанов, О. А. Ишкина
Организация и методика самостоятельных занятий
физическими упражнениями студентов с ослабленным
здоровьем
Методические указания
для выполнения самостоятельных занятий
Кинель
РИЦ СГСХА
2013
Стр.1
УДК 796/799 (07)
ББК 79 Р
Р-69
Романов, Н. В.
Р-69 Организация и методика самостоятельных занятий
физическими упражнениями студентов с ослабленным
здоровьем : методические указания / Н. В. Романов,
Г. С. Кирсанов, О. А. Ишкина – Кинель : РИЦ СГСХА,
2013. – 64 с.
В данном издании даны теоретические основы и практические
рекомендации по занятиям физической культурой для студентов с различными
нарушениями здоровья, сделан упор на формы самостоятельной работы
студентов, умение планировать режим своей двигательной активности с учетом
режима и особенности работы, переносимых физических и психоэмоциональных
нагрузок.
Методические указания предназначены для студентов 1-2 курсов
Самарской ГСХА.
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2013
© Романов Н.В., Кирсанов Г.С., Ишкина О.А. 2013
2
Стр.2
Оглавление
Введение........................................................................... ...................4
1. Определение здоровья……………………………………………..6
2. Факторы, влияющие на здоровье человека……………………….7
3. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика……...8
4. Общие принципы построения занятий…………………………..10
5. Специально направленные физические упражнения в
зависимости от заболевания………………………………………...15
6. Профилактика заболеваний средствами физической
культурой…………………………………………………………….31
7. Немедикаментозные способы профилактики и сохранения
здоровья………………………………………………………………34
8. Фармакологические
средства
восстановления
работоспособности…………………………………………………..42
9. Принципы планирования самостоятельных занятий физической
культурой…………………………………………………………….49
10. Формы самостоятельных занятий………………………………52
11. Гигиена при проведении самостоятельных занятий…………..60
Рекомендуемая литература……………….……………………….63
3
Стр.3
Введение
За последние 40 лет резко снизился уровень здоровья
выпускников школ, которые ежегодно пополняют ряды
студенческой молодежи. На первый курс приходят студенты с
низкими показателями физической и функциональной
подготовленности, низкую физическую активность имеют 76%
студентов, а избыточную массу тела – 15-20% студентов. Доля
студентов первокурсников, отнесенных к специальной
медицинской группе по результатам медицинского обследования,
изменился в сторону увеличения. На период с 1977-1985 гг. он
составил 11%, а с 1985-1992 гг. – 23%, в 2008-2010 на 35%.
Увеличилось число студентов, временно освобожденных от
занятий физическим воспитанием: в 2000 г. – 2,4% студентов в
вузах не могли по состоянию здоровья заниматься физической
культурой, в 2010 г. – 6,7%. Отмечается рост количества студентов
специальной медицинской группы с 10 до 25%, а в некоторых
вузах достигает 40% от общего количества студентов.
Существенно изменился «нозологический портрет» студентов
специальной медицинской группы. Если в 90-ые годы
доминировали заболевания сердечно-сосудистой (29,4%),
пищеварительной (28%) и дыхательной систем (15%), то в 2010 г.
в структуре заболеваний данного контингента студентов на первое
место вышли нарушения опорно-двигательного аппарата (26,7%),
миопия различной степени (20,8%),
заболевания
сердечнососудистой (19,9%) и пищеварительной (18,5%) систем.
Это связано с тем, что социокультурная ситуация в России
характеризуется экономическими изменениями в образе жизни
студенческой молодежи, обострением социальных проблем,
психоэмоциональными напряжениями и стрессами. Кроме того,
часть студентов ведет подрывающий здоровье образ жизни.
На студентов, как особую социальную группу со своими
возрастными, физиологическими и психологическими
особенностями,
влияют
сопровождающие обучение в вузе:
- напряженный умственный труд в течение длительного
периода;
- занятость на протяжении всего дня; эмоциональные
перегрузки, широкие социальные контакты в студенческой среде;
4
специфические факторы,
Стр.4
- диссонанс между высокими запросами и ограниченностью
материальных средств;
- частое зависимое положение от родителей при стремлении к
самостоятельности;
- необходимость работать в целях получения дополнительных
средств к существованию в ущерб здоровью и качеству обучения;
- неподготовленность к самостоятельной организации режима
труда, отдыха, питания и быта.
К неспецифическим факторам относятся: биологические,
экологические,
климатогеографические,
поведенческие, эпидемиологические, медицинские.
Поэтому важна правильная организация здоровье
сохраняющего образования студентов специальной медицинской
группы вузе.
Здоровье и учебная деятельность студентов взаимосвязана и
взаимообусловлена. Чем крепче здоровье студента, тем
продуктивнее обучение, чтобы студенты специальной
медицинской группы успешно адаптировался в условиях обучения
в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения,
необходим оптимальный режим двигательной активности.
Занятия физической культурой предусмотрены вузовской
программой, удовлетворяют лишь 25-30% общей суточной
двигательной потребности. Между тем физическую активность в
объеме от 80 до 110 мин в день можно рассматривать как
гигиеническую норму.
Результатом обучения в области физической культуры
студентов с ослабленным здоровьем должно стать создание
устойчивой потребности к здоровому и продуктивному стилю
жизни, физическому совершенствованию, приобретению личного
опыта. Для этого необходимо научить студентов с ослабленным
здоровьем использовать средства и методы физической культуры в
развитии и формировании основных физических качеств,
сформировать
стимулирующую к занятиям физической культурой и укреплению
своего здоровья.
социальные,
потребностно-мотивационную сферу,
5
Стр.5
1. Определение здоровья
Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его
психологических и физиологических качеств, оптимальной
работоспособности и социальной активности при максимальной
продолжительности жизни.
По мнению академика Ю. П. Лисицына, «здоровье человека
не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней,
недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет
человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно
выполнять свойственные человеку функции, прежде всего
трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное,
физическое и социальное благополучие».
Какова функция здоровья? Прежде всего, оно обеспечивает
хорошую адаптацию человека к изменениям окружающей среды,
поддерживая оптимальный уровень жизнедеятельности человека в
каждый конкретный период онтогенеза путем саморегуляции и
тем самым, способствует самореализации и развитию личности. А
адаптация и саморегуляция, в свою очередь, поддерживают
гомеостаз. Здоровье – это не однородное понятие, оно включает в
себя шесть компонентов:
- физический компонент – состояние всех органов и систем
организма, уровень его резервных возможностей и наличие
(отсутствие) физических дефектов, хронических заболеваний и
генетических болезней;
- психоэмоциональный компонент – состояние психики
человека, наличие или отсутствие
нервно-психических
отклонений, а так же умение человека выражать и контролировать
свои эмоции;
- интеллектуальный компонент отвечает за способность
усваивать и эффективно использовать нужную информацию;
- социальный компонент, характеризует отношения человека
как субъекта мужского или женского пола с социумом (способ
общения с людьми);
- личностный компонент подразумевает осознание себя как
личности, способы самореализации;
- духовный компонент, отвечает за формирование основных
жизненных целей, мотивов и системы ценностей человека,
6
Стр.6
обеспечивая, таким образом, целостность личности, ее развитие, ее
жизнь в обществе, являясь самым главным среди других аспектов.
2. Факторы, влияющие на здоровье человека
Выделяю две группы факторов, влияющих на здоровье:
«факторы риска» и «факторы здоровья».
Факторы риска способствуют ухудшению здоровья, а
факторы здоровья – его укреплению. В зависимости от сферы
влияния все факторы делят на 4 группы.
1) Факторы образа жизни (50% в общей доле влияния).
2) Факторы внешней среды (20% в общей доле влияния).
3) Биологические факторы (20% в общей доле влияния).
4) Факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле).
К факторам здоровья относятся:
- отсутствие вредных привычек;
- рациональное питание;
- адекватная физическая нагрузка;
- здоровый психологический климат на работе и в семье;
- внимательное отношение к своему здоровью;
- отсутствие вредных факторов производства;
- хорошие материально-бытовые условия;
- оседлый образ жизни;
- хорошая экология;
- благоприятные климатические и природные условия;
- здоровая наследственность;
-
отсутствие
возрастно-половых особенностей,
способствующих развитию заболеваний;
- высокий уровень медицинской помощи.
Факторы риска:
- вредные условия труда и обучения;
- плохие материально-бытовые условия;
- миграционные процессы;
- неблагоприятные климатические и природные условия;
- загрязнения окружающей среды;
- отсутствие потребности в здоровом образе жизни;
- нездоровый образ жизни (вредные привычки, гиподинамия,
нерациональное питание).
7
Стр.7
3. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика
Костно-суставная патология
Вследствие вынужденной длительной статической нагрузки
(постоянное напряжение мышц) заторможены обменные
процессы. В положении сидя, особенно с наклоном головы и
туловища вперед (учебная деятельность), возникает костносуставная
патология, в частности шейного и поясничного отдела
позвоночника. Биохимический анализ позы «сидя за столом»
выявил наличие значительных мышечных напряжений в области
поясницы и шеи.
Патология органов зрения
Высокая нагрузка на зрение во время учебы в вузе еще более
усугубляет имеющееся положение. Поэтому профилактика
зрительного утомления и перенапряжения достаточно актуальна.
Методы профилактики перенапряжения зрительного аппарата
весьма разнообразны. Для обеспечения комфортных условий при
выполнении зрительно-напряженных работ необходимо применять
наиболее рациональные системы производственного освещения с
правильным подбором источников света. В профилактике
зрительного утомления и перенапряжения весьма значительное
место занимает регламентация режимов труда и отдыха. Особенно
важна специальная гимнастика для глаз.
Умственно-эмоциональное перенапряжение
Умственно-эмоциональное (нервное) перенапряжение все
большего числа лиц, занимающихся умственной деятельностью,
представляют собой серьезную актуальную проблему, поскольку
новые методы, средства, формы и принципы обучения оказывают
существенное влияние на интеллектуальную деятельность и
эмоциональную сферу студентов.
Особое внимание следует обратить на то, что обучение очень
часто сводится лишь к умственной деятельности, оно почти всегда
связанно с эмоциональным напряжением, достижением
поставленной цели и преодолением затруднительных ситуаций,
которые могут способствовать развитию нервного
перенапряжения. При этом очень важно знать, что возникновение
кратковременных эмоций (стрессов) в большинстве случаев не
является вредным и не бывает помехой в деятельности человека;
только хроническое воздействие на организм эмоционального
8
Стр.8