Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Организация и методика самостоятельных занятий физическими упражнениями студентов с ослабленным здоровьем (220,00 руб.)

0   0
Первый авторРоманов Николай Васильевич
АвторыКирсанов Григорий Сергеевич, Ишкина Ольга Александровна
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц64
ID231892
АннотацияВ данном издании даны теоретические основы и практические рекомендации по занятиям физической культурой для студентов с различными нарушениями здоровья, сделан упор на формы самостоятельной работы студентов, умение планировать режим своей двигательной активности с учетом режима и особенности работы, переносимых физических и психоэмоциональных нагрузок.
Кому рекомендованоМетодические указания предназначены для студентов 1-2 курсов Самарской ГСХА.
УДК796/799(07)
ББК75
Романов, Н.В. Организация и методика самостоятельных занятий физическими упражнениями студентов с ослабленным здоровьем : методические указания для выполнения самостоятельных занятий / Г.С. Кирсанов, О.А. Ишкина; Н.В. Романов .— Самара : РИЦ СГСХА, 2013 .— 64 с. — URL: https://rucont.ru/efd/231892 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Физическая культура и спорт» Н. В. Романов, Г. С. Кирсанов, О. А. Ишкина Организация и методика самостоятельных занятий физическими упражнениями студентов с ослабленным здоровьем Методические указания для выполнения самостоятельных занятий Кинель РИЦ СГСХА 2013 УДК 796/799 (07) ББК 79 Р Р-69 Романов, Н. <...> Р-69 Организация и методика самостоятельных занятий физическими упражнениями студентов с ослабленным здоровьем : методические указания / Н. В. Романов, Г. С. Кирсанов, О. А. Ишкина – Кинель : РИЦ СГСХА, 2013. <...> В данном издании даны теоретические основы и практические рекомендации по занятиям физической культурой для студентов с различными нарушениями здоровья, сделан упор на формы самостоятельной работы студентов, умение планировать режим своей двигательной активности с учетом режима и особенности работы, переносимых физических и психоэмоциональных нагрузок. <...> Доля студентов первокурсников, отнесенных к специальной медицинской группе по результатам медицинского обследования, изменился в сторону увеличения. <...> Результатом обучения в области физической культуры студентов с ослабленным здоровьем должно стать создание устойчивой потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому совершенствованию, приобретению личного опыта. <...> Здоровье – это не однородное понятие, оно включает в себя шесть компонентов: - физический компонент – состояние всех органов и систем организма, уровень его резервных возможностей и наличие (отсутствие) физических дефектов, хронических заболеваний и генетических болезней; - психоэмоциональный компонент – состояние психики человека, наличие или отсутствие нервно-психических отклонений, а так же умение человека выражать и контролировать <...>
Организация_и_методика_самостоятельных_занятий_физическими_упражнениями_студентов_с_ослабленным_здоровьем.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Физическая культура и спорт» Н. В. Романов, Г. С. Кирсанов, О. А. Ишкина Организация и методика самостоятельных занятий физическими упражнениями студентов с ослабленным здоровьем Методические указания для выполнения самостоятельных занятий Кинель РИЦ СГСХА 2013
Стр.1
УДК 796/799 (07) ББК 79 Р Р-69 Романов, Н. В. Р-69 Организация и методика самостоятельных занятий физическими упражнениями студентов с ослабленным здоровьем : методические указания / Н. В. Романов, Г. С. Кирсанов, О. А. Ишкина – Кинель : РИЦ СГСХА, 2013. – 64 с. В данном издании даны теоретические основы и практические рекомендации по занятиям физической культурой для студентов с различными нарушениями здоровья, сделан упор на формы самостоятельной работы студентов, умение планировать режим своей двигательной активности с учетом режима и особенности работы, переносимых физических и психоэмоциональных нагрузок. Методические указания предназначены для студентов 1-2 курсов Самарской ГСХА. © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2013 © Романов Н.В., Кирсанов Г.С., Ишкина О.А. 2013 2
Стр.2
Оглавление Введение........................................................................... ...................4 1. Определение здоровья……………………………………………..6 2. Факторы, влияющие на здоровье человека……………………….7 3. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика……...8 4. Общие принципы построения занятий…………………………..10 5. Специально направленные физические упражнения в зависимости от заболевания………………………………………...15 6. Профилактика заболеваний средствами физической культурой…………………………………………………………….31 7. Немедикаментозные способы профилактики и сохранения здоровья………………………………………………………………34 8. Фармакологические средства восстановления работоспособности…………………………………………………..42 9. Принципы планирования самостоятельных занятий физической культурой…………………………………………………………….49 10. Формы самостоятельных занятий………………………………52 11. Гигиена при проведении самостоятельных занятий…………..60 Рекомендуемая литература……………….……………………….63 3
Стр.3
Введение За последние 40 лет резко снизился уровень здоровья выпускников школ, которые ежегодно пополняют ряды студенческой молодежи. На первый курс приходят студенты с низкими показателями физической и функциональной подготовленности, низкую физическую активность имеют 76% студентов, а избыточную массу тела – 15-20% студентов. Доля студентов первокурсников, отнесенных к специальной медицинской группе по результатам медицинского обследования, изменился в сторону увеличения. На период с 1977-1985 гг. он составил 11%, а с 1985-1992 гг. – 23%, в 2008-2010 на 35%. Увеличилось число студентов, временно освобожденных от занятий физическим воспитанием: в 2000 г. – 2,4% студентов в вузах не могли по состоянию здоровья заниматься физической культурой, в 2010 г. – 6,7%. Отмечается рост количества студентов специальной медицинской группы с 10 до 25%, а в некоторых вузах достигает 40% от общего количества студентов. Существенно изменился «нозологический портрет» студентов специальной медицинской группы. Если в 90-ые годы доминировали заболевания сердечно-сосудистой (29,4%), пищеварительной (28%) и дыхательной систем (15%), то в 2010 г. в структуре заболеваний данного контингента студентов на первое место вышли нарушения опорно-двигательного аппарата (26,7%), миопия различной степени (20,8%), заболевания сердечнососудистой (19,9%) и пищеварительной (18,5%) систем. Это связано с тем, что социокультурная ситуация в России характеризуется экономическими изменениями в образе жизни студенческой молодежи, обострением социальных проблем, психоэмоциональными напряжениями и стрессами. Кроме того, часть студентов ведет подрывающий здоровье образ жизни. На студентов, как особую социальную группу со своими возрастными, физиологическими и психологическими особенностями, влияют сопровождающие обучение в вузе: - напряженный умственный труд в течение длительного периода; - занятость на протяжении всего дня; эмоциональные перегрузки, широкие социальные контакты в студенческой среде; 4 специфические факторы,
Стр.4
- диссонанс между высокими запросами и ограниченностью материальных средств; - частое зависимое положение от родителей при стремлении к самостоятельности; - необходимость работать в целях получения дополнительных средств к существованию в ущерб здоровью и качеству обучения; - неподготовленность к самостоятельной организации режима труда, отдыха, питания и быта. К неспецифическим факторам относятся: биологические, экологические, климатогеографические, поведенческие, эпидемиологические, медицинские. Поэтому важна правильная организация здоровье сохраняющего образования студентов специальной медицинской группы вузе. Здоровье и учебная деятельность студентов взаимосвязана и взаимообусловлена. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, чтобы студенты специальной медицинской группы успешно адаптировался в условиях обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходим оптимальный режим двигательной активности. Занятия физической культурой предусмотрены вузовской программой, удовлетворяют лишь 25-30% общей суточной двигательной потребности. Между тем физическую активность в объеме от 80 до 110 мин в день можно рассматривать как гигиеническую норму. Результатом обучения в области физической культуры студентов с ослабленным здоровьем должно стать создание устойчивой потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому совершенствованию, приобретению личного опыта. Для этого необходимо научить студентов с ослабленным здоровьем использовать средства и методы физической культуры в развитии и формировании основных физических качеств, сформировать стимулирующую к занятиям физической культурой и укреплению своего здоровья. социальные, потребностно-мотивационную сферу, 5
Стр.5
1. Определение здоровья Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психологических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. По мнению академика Ю. П. Лисицына, «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие». Какова функция здоровья? Прежде всего, оно обеспечивает хорошую адаптацию человека к изменениям окружающей среды, поддерживая оптимальный уровень жизнедеятельности человека в каждый конкретный период онтогенеза путем саморегуляции и тем самым, способствует самореализации и развитию личности. А адаптация и саморегуляция, в свою очередь, поддерживают гомеостаз. Здоровье – это не однородное понятие, оно включает в себя шесть компонентов: - физический компонент – состояние всех органов и систем организма, уровень его резервных возможностей и наличие (отсутствие) физических дефектов, хронических заболеваний и генетических болезней; - психоэмоциональный компонент – состояние психики человека, наличие или отсутствие нервно-психических отклонений, а так же умение человека выражать и контролировать свои эмоции; - интеллектуальный компонент отвечает за способность усваивать и эффективно использовать нужную информацию; - социальный компонент, характеризует отношения человека как субъекта мужского или женского пола с социумом (способ общения с людьми); - личностный компонент подразумевает осознание себя как личности, способы самореализации; - духовный компонент, отвечает за формирование основных жизненных целей, мотивов и системы ценностей человека, 6
Стр.6
обеспечивая, таким образом, целостность личности, ее развитие, ее жизнь в обществе, являясь самым главным среди других аспектов. 2. Факторы, влияющие на здоровье человека Выделяю две группы факторов, влияющих на здоровье: «факторы риска» и «факторы здоровья». Факторы риска способствуют ухудшению здоровья, а факторы здоровья – его укреплению. В зависимости от сферы влияния все факторы делят на 4 группы. 1) Факторы образа жизни (50% в общей доле влияния). 2) Факторы внешней среды (20% в общей доле влияния). 3) Биологические факторы (20% в общей доле влияния). 4) Факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле). К факторам здоровья относятся: - отсутствие вредных привычек; - рациональное питание; - адекватная физическая нагрузка; - здоровый психологический климат на работе и в семье; - внимательное отношение к своему здоровью; - отсутствие вредных факторов производства; - хорошие материально-бытовые условия; - оседлый образ жизни; - хорошая экология; - благоприятные климатические и природные условия; - здоровая наследственность; - отсутствие возрастно-половых особенностей, способствующих развитию заболеваний; - высокий уровень медицинской помощи. Факторы риска: - вредные условия труда и обучения; - плохие материально-бытовые условия; - миграционные процессы; - неблагоприятные климатические и природные условия; - загрязнения окружающей среды; - отсутствие потребности в здоровом образе жизни; - нездоровый образ жизни (вредные привычки, гиподинамия, нерациональное питание). 7
Стр.7
3. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика Костно-суставная патология Вследствие вынужденной длительной статической нагрузки (постоянное напряжение мышц) заторможены обменные процессы. В положении сидя, особенно с наклоном головы и туловища вперед (учебная деятельность), возникает костносуставная патология, в частности шейного и поясничного отдела позвоночника. Биохимический анализ позы «сидя за столом» выявил наличие значительных мышечных напряжений в области поясницы и шеи. Патология органов зрения Высокая нагрузка на зрение во время учебы в вузе еще более усугубляет имеющееся положение. Поэтому профилактика зрительного утомления и перенапряжения достаточно актуальна. Методы профилактики перенапряжения зрительного аппарата весьма разнообразны. Для обеспечения комфортных условий при выполнении зрительно-напряженных работ необходимо применять наиболее рациональные системы производственного освещения с правильным подбором источников света. В профилактике зрительного утомления и перенапряжения весьма значительное место занимает регламентация режимов труда и отдыха. Особенно важна специальная гимнастика для глаз. Умственно-эмоциональное перенапряжение Умственно-эмоциональное (нервное) перенапряжение все большего числа лиц, занимающихся умственной деятельностью, представляют собой серьезную актуальную проблему, поскольку новые методы, средства, формы и принципы обучения оказывают существенное влияние на интеллектуальную деятельность и эмоциональную сферу студентов. Особое внимание следует обратить на то, что обучение очень часто сводится лишь к умственной деятельности, оно почти всегда связанно с эмоциональным напряжением, достижением поставленной цели и преодолением затруднительных ситуаций, которые могут способствовать развитию нервного перенапряжения. При этом очень важно знать, что возникновение кратковременных эмоций (стрессов) в большинстве случаев не является вредным и не бывает помехой в деятельности человека; только хроническое воздействие на организм эмоционального 8
Стр.8