ГАББАЗОВА Психология развивающего обучения шахматной игре Учебное пособие Москва – 2010 5 МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА А.Я. <...> В основу данного учебного пособия положена авторская технология обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста, ориентированная на их интеллектуальное развитие. <...> - Стрелка рядом с диаграммой указывает на очередность хода: стрелка, направленная вверх – ход белых, стрелка, направленная вниз – ход черных. <...> - В структуре ответа первым идет номер диаграммы, если на диаграмме представлено две или четыре позиции, то в ответах присутствуют следующие сокращения: o ЛВП – левая верхняя позиция; o ПВП – правая верхняя позиция; o ЛНП – левая нижняя позиция; o ПНП – правая нижняя позиция; o ЛП – левая позиция; o ПП – правая позиция; o ВП – верхняя позиция; o НП – нижняя позиция. <...> Технология развивающего обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста Педагогическая технология – это заранее спроектированный учебный процесс в совокупности способов и приемов, форм взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, обеспечивающий эффективность функционирования педагогической системы и достижения четко поставленных педагогических целей [2, 17, 50, 65]. <...> На основе таксономии целей обучения Б.С. Блума, которая применительно к познавательной сфере имеет шесть уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка [29], сформулированы педагогические цели технологии обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста (таблица 1). <...> Технология состоит из последовательности уроков, сгруппированных в четыре блока по предметному содержанию: основы шахматной игры, простейшие эндшпили, игра в дебюте, тактические приемы и имеет три уровня сложности в зависимости от подготовленности учащихся: 1-й уровень (1-й год обучения): изучаются основы шахматной игры, простейшие эндшпили, основные правила игры в дебюте. <...> 2-й уровень (2-й год обучения): простейшие эндшпили <...>
Психология_развивающего_обучения_шахматной_игре.pdf
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
А.Я. ГАББАЗОВА
Психология развивающего обучения
шахматной игре
Учебное пособие
Москва – 2010
5
Стр.1
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
А.Я. ГАББАЗОВА
Психология развивающего обучения
шахматной игре
Учебное пособие
Москва – 2010
6
Стр.2
УДК
ББК
Одобрено экспертно-методическим советом Объединенной академии
образовательных учреждений для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению 050720.65 «Физическая культура»
Рецензент:
Доктор педагогических наук, профессор Родионов А.В.
Габбазова А.Я. Психология развивающего обучения шахматной игре:
Учебное пособие. – Москва, МИФКиС, 2010. – 142 с.
В учебном пособии излагается авторская технология обучения шахматной игре,
ориентированная на интеллектуальное развитие детей. Книга содержит разработанные
уроки, методические рекомендации по проведению занятий с детьми младшего школьного
возраста, а также психологическое обоснование избранных методов обучения.
Для студентов педагогических вузов, тренеров–преподавателей, школьников, а также всех
желающих научиться играть в шахматы самостоятельно.
© А.Я. Габбазова, 2010
© Московский институт физической культуры и
спорта, 2010
7
Стр.3
Предисловие
В наш век, век информационного общества, интеллект является одним из
наиболее социально значимых качеств личности. Проблема интеллектуального
развития детей становится приоритетной задачей современной школы. Во
многих странах мира, а в последние годы и в России, в школьные курсы
внедряются уроки обучения шахматам. Признается их высокий потенциал как
средства интеллектуального развития учащихся, особенно начальных классов.
Вместе с тем, продолжается поиск наиболее адекватных для условий школы
методов обучения шахматной игре.
В основу данного учебного пособия положена авторская технология
обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста,
ориентированная на их интеллектуальное развитие. Книга состоит из двух
частей. Первая часть книги посвящена психологическому обоснованию
разработанной технологии обучения. В ней представлены некоторые разделы
проведенного диссертационного исследования. Вторая часть – это
разработанные уроки шахматной игры.
Технология базируется на большом количестве примеров, иллюстраций и
творческих заданий. Задания необходимо выполнять как на реальной
шахматной доске, так и на диаграмме, не расставляя фигуры. Книга рассчитана
для использования ее в качестве рабочей тетради.
При работе с книгой необходимо учитывать следующее:
- На шахматных диаграммах сторона белых фигур располагается снизу.
- Если диаграмма разделена линиями на две или четыре части, то это
означает что на ней представлено соответственно два или четыре разных
задания, которые нужно выполнять независимо друг от друга.
- Стрелка рядом с диаграммой указывает на очередность хода: стрелка,
направленная вверх – ход белых, стрелка, направленная вниз – ход черных.
- В структуре ответа первым идет номер диаграммы, если на диаграмме
представлено две или четыре позиции, то в ответах присутствуют следующие
сокращения:
o ЛВП – левая верхняя позиция;
o ПВП – правая верхняя позиция;
o ЛНП – левая нижняя позиция;
o ПНП – правая нижняя позиция;
o ЛП – левая позиция;
o ПП – правая позиция;
o ВП – верхняя позиция;
o НП – нижняя позиция.
Надеюсь, что данное учебное пособие будет полезно при подготовке
инструкторов по шахматам, тренерам-преподавателям при организации
учебного процесса, школьникам и всем желающим научиться играть в шахматы
самостоятельно.
8
Стр.4
Условия процесса обучения, способствующие интеллектуальному
развитию учащихся
Рассматривая проблему развивающего обучения, исследователи
отмечают следующие условия процесса обучения, способствующие
интеллектуальному развитию учащихся.
1. Использование в обучении различных языков кодирования
информации и осуществление переводов с одного языка кодирования
информации на другой.
Дж. Бруннер говорил о существовании трех основных способов
субъективного представления мира: в виде действий, наглядных образов и
языковых знаков. Каждый из трех способов кодирования информации –
действенный, образный и символический – отражает события своим особым
образом. Каждый из них накладывает сильный отпечаток на психическую
жизнь ребенка в разных возрастах [6].
Поступление в школу дает мощный толчок развитию словесно-знакового
способа отображения мира, и тогда уже язык благодаря своим специфическим
свойствам, таким, как категориальность, иерархия, причинность,
комбинаторика, контекстуальность и т.д., радикально перестраивает и
обогащает действенно-практический и образный опыт школьника. «Беда
заключается в том, что традиционное обучение, превращая слова (знаки,
символы) чуть ли не в единственное средство интеллектуального общения с
ребенком, тем самым игнорирует ключевое значение двух других, столь же
важных для развития интеллектуальных возможностей детей, способов
накопления знаний о мире через действие и образ. Однако без подключения и
соответствующей организации действенного (и, следовательно, чувственносенсорного),
а также визуально-пространственного опыта ребенка полноценное
усвоение знаков и символов (в том числе и овладение содержанием понятий)
затрудняется. Языковые коды работают вхолостую, затрагивая лишь
поверхностные слои представлений ребенка о мире» [72].
М.А. Холодная предполагает, что в структуре зрелого интеллекта
переработка информации одновременно идет как минимум в системе трех
основных модальностей опыта:
- через знак (словесно-речевой способ кодирования информации);
- через образ (визуально-пространственный способ кодирования
информации);
- через чувственное впечатление с доминированием тактильноосязательных
ощущений (чувственно-сенсорный способ кодирования
информации) [72].
Л.М. Веккер также неоднократно говорил о том, что работу мысли
обеспечивают три «языка» переработки информации – знаково-словесный,
образно-пространственный и тактильно-кинестетический [7]. Дж. Брунер
отмечает, что в развитии познавательной деятельности наиболее трудны
переходы между системами разных уровней функционирования,
9
Стр.5