КОРОЛЕВА
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»
Концептуальное проектирование самолетов
Электронное учебное пособие
Издание второе, переработанное и дополненное
САМАРА
2010
УДК 629. <...> ПЕРСПЕКТИВЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ А ..................................................................................... 121
ПРИЛОЖЕНИЕ Б...................................................................................... 124
ПРИЛОЖЕНИЕ В ..................................................................................... 134
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..................................................... 136
5
Условные обозначения, сокращения и индексы
Аго, Аво – статические моменты площадей горизонтального и
вертикального оперения;
а – скорость звука;
α – угол атаки крыла;
B, В – колея, относительная колея шасси;
b – хорда крыла, оперения;
bА – средняя аэродинамическая хорда крыла, оперения;
bо – центральная хорда крыла, оперения;
bк – концевая хорда крыла, оперения;
с – относительная толщина крыла, оперения;
Ср – удельный расход топлива ТРД, ТРДД;
Се – удельный расход топлива ТВД, ТВВД;
Сха, Суа – коэффициент силы лобового сопротивления и коэффициент
подъемной силы в скоростной системе координат;
Cxa0 – коэффициент силы лобового сопротивления при Сyа=0;
Dо – коэффициент отвала поляры;
Dф – диаметр фюзеляжа;
– угол отклонения рулевой поверхности или механизации крыла;
f – коэффициент безопасности, коэффициент трения;
g – ускорение свободного падения;
– угол выноса основных опор шасси;
дв – удельный вес двигателя;
Н – высота полета;
χ – угол стреловидности крыла, оперения;
К – аэродинамическое качество;
к – коэффициент;
L – дальность полета;
6
ℓ – размах крыла, оперения;
ℓразб – длина разбега;
– удлинение крыла, оперения;
М – число Маха;
m – масса самолета, частей самолета, степень двухконтурности
двигателя;
N – мощность двигателя;
N – энерговооруженность самолета;
nр, nэ –расчетный и эксплуатационный коэффициенты перегрузки;
nпас – число пассажиров;
P – тяга двигателя;
P0 – стартовая тяговооруженность самолета <...>
Концептуальное_проектирование_самолетов_[Электронный_ресурс]_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»
Концептуальное проектирование самолетов
Электронное учебное пособие
Издание второе, переработанное и дополненное
САМАРА
2010
Стр.1
УДК 629. 7. 001 (075)
ББК 68.53
Авторы:
Комаров Валерий Андреевич – научный редактор, предисловие, раздел 7;
Боргест Николай Михайлович – раздел 11;
Вислов Игорь Павлович – разделы 4, 10;
Власов Николай Васильевич – разделы 9, 10;
Козлов Дмитрий Михайлович – разделы 3, 6;
Корольков Олег Николаевич – разделы 1, 2, 5, 8, 9; приложение А, переработка 2-го
изд.
Майнсков Владимир Николаевич – раздел 7, приложения Б, В.
Рецензенты: заместитель директора по общим вопросам
ОАО «Туполев Самарское конструкторское бюро» В.Н. Климов,
заведующий кафедрой динамики полета СГАУ, профессор В. Л. Балакин.
Цель данного учебного пособия – в сжатой форме изложить теоретические основы
методов и моделей, используемых в концептуальном проектировании самолетов, развить
и закрепить понимание связи основных параметров и характеристик самолета и
подготовить студента к выполнению дипломного проекта.
Пособие обобщает опыт преподавания курсов конструкции и проектирования
летательных аппаратов в СГАУ.
Во второе издание включены существенные поправки с целью повышения
точности проектных расчетов и учета современных достижений в мировом
авиастроении, добавлен раздел, посвященный использованию методов научнотехнического
прогнозирования при обработке статистики.
Пособие предназначено для поддержки лабораторно-практических занятий и
эскизной части дипломного проекта по специальностям 160201 «Самолето- и
вертолетостроение» и 160901 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и
двигателей», а также для выполнения курсовых проектов и выпускных
квалификационных работ магистров, обучающихся по магистерской программе
«Проектирование, конструкция и CALS-технологии в авиационной технике» по
направлению 160100.68 «Авиастроение».
Подготовлено на кафедре конструкции и проектирования летательных аппаратов.
© Самарский государственный
аэрокосмический университет, 2010
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ......................................................................................... 10
1. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТИРУЕМОГО САМОЛЕТА 14
1.1 Составление статистики ................................................................... 16
1.2 Анализ проектной ситуации ............................................................ 19
1.3 Элементы научно-технического прогнозирования ....................... 20
1.3.1 Линейная функция тренда ......................................................... 23
1.3.2 Экспоненциальная функция тренда ......................................... 26
1.3.3 Логистическая функция тренда ................................................ 27
2. РАЗРАБОТКА ТАКТИКО–ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К
САМОЛЕТУ........................................................................................................... 30
2.1 Функциональные требования .......................................................... 30
2.2 Общие технические требования ...................................................... 31
2.3 Летно-технические требования ....................................................... 35
2.4 Производственно-технологические требования ............................ 36
2.5 Эксплуатационные требования ....................................................... 36
2.6 Технико-экономические требования .............................................. 37
2.7 Прочие требования ........................................................................... 37
3. ВЫБОР СХЕМЫ САМОЛЕТА ............................................................. 38
3.1 Выбор параметров схемы ................................................................. 39
3.2 Обоснование выбора параметров схемы ........................................ 44
3.3 Определение исходных параметров самолета ............................... 47
3.3.1 Определение удельной нагрузки на крыло ............................. 47
3.3.2. Аэродинамические параметры ................................................ 48
3
Стр.3