Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636046)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Идеи и идеалы

Идеи и идеалы №3 2014 (15,14 руб.)

0   0
Страниц367
ID229899
АннотацияЖурнал «Идеи и идеалы» представляет исследования по шести научным специальностям: философии, экономике, социологии, культурологии, искусствоведению и педагогике. Особое внимание будет уделено материалам междисциплинарного и общекультурного значения. Мы верим в позитивную роль новых научных идей для формирования гуманистических идеалов. Необходимым условием для становления новых идей является дискуссия, причем дискуссия квалифицированная. Журнал стремится стать форумом для экспертного обсуждения значимых научных, культурных и общественных проблем. При отборе материалов для публикации предпочтение отдается работам, вводящим в научный и общекультурный оборот новейшие научные идеи по указанной тематике, открывающим новые подходы к важнейшим гуманитарным проблемам современности. Журнал является многопрофильным, ориентирован на публикацию работ, в которых корректность научного анализа сочетается с очевидной важностью исследуемых проблем для культуры современного общества. Предназначен для ученых, преподавателей и специалистов-практиков, студентов соответствующих специальностей, для всех интересующихся новыми подходами, направлениями и идеями в социально-гуманитарной сфере. ЖУРНАЛ ПРИЗВАН ВЫЯВЛЯТЬ ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА, РАЗВИВАЯ ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ В РУСЛЕ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ТЕЧЕНИЙ И ПРЕОДОЛЕВАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ БАРЬЕРЫ, ИССЛЕДОВАТЬ РОЛЬ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ. Журнал является рецензируемым изданием с периодичностью выпуска 1 раз в квартал. Выпускается в двух томах.
Идеи и идеалы .— 2014 .— №3 .— 367 с. — URL: https://rucont.ru/efd/229899 (дата обращения: 17.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Академическая профессия в иерархии социальных приоритетов современного российского общества (на примере региональной науки) ... <...> Культуры и культурный релятивизм .......... 139 История научной жизни в СССР–России <...> Бродель об истории капитализма ИДЕИ И ИДЕАЛЫ В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА УДК 101.1:316 <...> Броделем истории капитализма в Европе с точки зрения формирования этики капитализма. <...> 19 ИДЕИ И ИДЕАЛЫ В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА Прослеживая историю европейской экономики, Ф. <...> В зависимости от того, с какой сто21 ИДЕИ И ИДЕАЛЫ В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА роны элементарного рынка находится индивид, он будет или не будет участником обмена, того, что я называю экономической жизнью, в отличие от материальной жизни, но также и в отличие от капитализма… <...> Труд: нравственно-ценностные аспекты ИДЕИ И ИДЕАЛЫ УДК 17.021 ТРУД: НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ <...> Труд: нравственно-ценностные аспекты полному современному словарному изданию по этике – энциклопедическому словарю «ЭТИКА», то, как ни странно, на подобающих по алфавиту страницах можно обнаружить статью ТРЕБНИК (про богослужебную книгу) и сразу же следующую за ней статью ТЯНЬ (термин китайского мировоззрения, обозначающий небо) [26, <...> Во-первых, идентификация тела как тела посредством боли (через боль) выглядит, в сущности, странно. <...> Попробуем обратиться к таким странным, но все же иногда встречающимся словосочетаниям, как «тело культуры» или «тело идеи»: можно описать подобные реальности в со53 ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ФИЛОСОФИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ, РЕШЕНИЯ ответствии с тем, как мы описываем человеческое тело? <...> Или поставим вопрос в такой схоластической форме: насколько тело идеи благороднее и, так сказать, почетнее, чем тело огурца? <...> При дальнейшем продумывании того, что могло бы значить тело идеи, мы должны обратить внимание на контекст психиатрии, откуда сразу и приходит подсказка: да это же пресловутые идеи фикс! <...> Таким образом, «тело идеи» в той мере, в какой оно изъято <...>
Идеи_и_идеалы_№3_2014.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Идеи_и_идеалы_№3_2014_(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Идеи_и_идеалы_№3_2014.pdf
ISSN 2075-0862 Индекс Роспечати 37150 Включен в Перечень ВАК ИДЕИ И ИДЕАЛЫ № 3(21) т. 1 Н А У Ч Н Ы Й Ж У Р Н А Л ВЫХОДИТ ЕЖЕКВАРТАЛЬНО http://ideaidealy.ru 2014 Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-34262 от 26 ноября 2008 г.) УЧРЕДИТЕЛИ: Новосибирский государственный технический университет (НГТУ) Новосибирский государственный университет экономики и управления – НИНХ (НГУЭУ–НИНХ) СОДЕРЖАНИЕ От редактора ................................................................ 5 Disputatio Л.Н. Ердаков. Тормоза глобализации и устойчивого развития ........................................................................ 7 В поисках справедливого общества В.В. Чешев. Ф. Бродель об истории капитализма ...... 19 А.Е. Зимбули. Труд: нравственно-ценностные аспекты ............................................................................ 29 Философия: проблемы, подходы, решения В.В. Крюков. Измерение ценностей .......................... 39 А.К. Секацкий. Верность и тело ................................. 45 Т.Ю. Денисова. Апория судьбы, или были ли греки фаталистами? ............................................................... 57 Общество: принципы организации Л.Л. Шпак. Социальный утилитаризм: принципы, связь с политикой ......................................................... 71 Н.Д. Вавилина. Семья как объект государственной социальной политики ................................................... 84 Наука и образование на современном этапе О.В. Зиневич, Е.А. Рузанкина, В.С. Диев, Н.В. Головко. Академическая наука и высшее образование в современном российском обществе ........................ 97 История художественной жизни П.Д. Муратов. Середина семидесятых... ................. 126 Научное наследие А.И. Фет. Культуры и культурный релятивизм .......... 139 История научной жизни в СССР–России Г.И. Ханин. Период «шоковой терапии» (1992–1998). Окончание ....................................................................... 154 Новое в науке Анонс книги................................................................... 166 Происхождение человека: новые горизонты понимания. Интервью редактора журнала проф. О.А. Донских с академиком А.П. Деревянко ................................. 167 Забытая война К 100-летию Первой мировой ..................................... 173 Наши авторы .............................................................. 185 А.М. Аблажей. Академическая профессия в иерархии социальных приоритетов современного российского общества (на примере региональной науки) ... 103 С.Г. Горин. Компетентностная модель образования и академическая свобода: проблема выбора индивидуальных образовательных технологий ................ 116
Стр.1
ISSN 2075-0862 Index of Rospechat’ - 37150 Included into the list of the Supreme Certifi cation Commission of Russian Federation IDEAS & IDEALS No 3(21) v. 1 S C I E N T I F I C J O U R N A L PUBLISHED QUARTERLY http://ideaidealy.ru The journal is registered by Federal Service on Supervision in the Sphere of Communication and Mass Communications (Certifi cate of Registration PI No FS 77-34262, 26 November 2008) FOUNDERS: Novosibirsk State Technical University (NSTU) Novosibirsk State University of Economics and Management (NSUEM) Editor’s Word .................................................................. Disputatio CONTENTS 5 L.N. Erdakov. Brakes for globalization and sustainable development .................................................................. 7 In the Search for a Just Society V.V. Cheshev. Fernand Braudel аbout the history of capitalism ................................................................... 19 A.E. Zimbuli. The labour: morally-value aspects .......... 29 Philosophy: Problems, Approaches, Solutions V.V. Kryukov. Measurement of values .......................... 39 A.K. Sekatskiy. Body and fi delity .................................. 45 T.J. Denisova. Aporia of the fate or were the Greeks fatalists? ......................................................................... 57 Society: Principles of Organization L.L. Shpak. Social utilitarianism: principles, relation with policy ....................................................................... 71 N.D. Vavilina. Family as an object of the state social policy .............................................................................. 84 Science and Education at the Present Stage O.V. Zinevich, E.A. Ruzankina, V.S. Diev, N.V. Golovko. Academic science and higher education in contemporary Russian society ................................................... 97 2014 A.M. Ablazhey. The academic profession in the hierarchy of the social priorities of the modern Russian society (on example of regional science) ................................... 103 S.G. Gorin. Сompetency based educational model and academic freedom: the problem of choosing personal educational technologies ............................................... 116 History of the Artistic Life P.D. Muratov. The mid-seventies... ................................ 126 Scientifi c Heritage A.I. Fet. Culture and cultural relativism .......................... 139 History of Scientifi c Life in the USSR–Russia G.I. Khanin. The period of «Shock therapy» (1992–1998) ................................................................... 154 New in Science Announcement of the book ............................................ 166 The origin of man: new horizons of understanding. Interview with the academician A.P. Derevianko by the editor of the journal prof. O.A. Donskikh .................................... The Forgotten War World War I in the view of our contemporaries .............. 173 Our Contributors ......................................................... 185 167
Стр.2
К 100-летию Первой мировой ОТ РЕДАКТОРА Этот номер журнала продолжает начатую несколько лет назад тему – сто лет с начала Первой мировой войны. Ей посвящены материалы круглого стола в первом томе и четыре статьи во втором. Эту тему журнал планирует продолжить. Существует предварительная договоренность с Institut für Übersetzen und Dolmetschen Гейдельбергского университета, который проводит серию чтений, посвященных Первой мировой войне, что материалы этих чтений будут предоставлены журналу «Идеи и идеалы» для публикации. В России, несомненно, память об «империалистической и несправедливой» войне была жестко вытеснена историей революции и теми событиями, которые связаны со строительством первого в мире социалистического государства. А это строительство стоило много больше жизней, чем Россия потеряла в Первой мировой. Больше того, герои этой войны боялись даже говорить о ней. Я на всю жизнь запомнил, как один дед на Алтае тайком показывал мне два своих Георгиевских креста… В лучшем случае вспоминался А.А. Брусилов. О полном кавалере Георгиевского креста легендарном Б.М. Думенко вообще не говорили. Получилось, что были «герои Гражданской войны», а и «героев Первой мировой войны» не было (и это, несмотря на то что Россия потеряла в Гражданской войне около 200 тыс., а в Первой мировой – в девять раз больше солдат). Да и для других стран история Первой мировой оказалась в глубокой тени своего продолжения – Второй мировой. Поэтому вполне оправданным кажется мнение, что можно говорить об одной войне, начавшейся в 1914 и закончившейся лишь в 1945. Ведь мир 1918 года не только не закончил войну (боевые действия в отдельных регионах шли до 1923 года), но и предопределил неизбежность продолжения, которое и последовало в 1939 году. Это первая война, где широко применялись самолеты и танки. Стоит вспомнить предвоенный кошмар Александра Блока: «Иль отравил твой мозг несчастный /Грядущих войн ужасный вид:/ Ночной летун, во мгле ненастной /Земле несущий динамит». Это первая война, где враги перестали видеть глаза друг друга. У Ремарка в «Трех товарищах» есть эпизод, когда Кестер говорит своему другу: «Робби, – медленно заговорил он, – не помню, скольких я убил. Но помню, как я сбил молодого английского летчика. У него заело патрон, задержка в подаче, и он ничего не мог сделать. Я был со своим пулеметом в нескольких метрах от него и ясно видел испуганное детское лицо с глазами, полными страха; потом выяснилось, что это был его первый боевой вылет и ему едва исполнилось восемнадцать лет. И в это испуганное, беспомощное и красивое лицо ребенка я всадил почти в упор пулеметную очередь. Его череп лопнул, как куриное яйцо. Я не знал этого паренька, и он мне ничего плохого не сделал. Я долго не мог успокоиться, гораздо дольше, чем в других случаях. С трудом заглушил совесть, сказав себе: “Война есть война!”» Война стала надчеловеческой. В этой войне впервые применили газы и огнеметы. Во время этой войны женщине стали к станкам и начали делать снаряды. Первая мировая кардинально изменила карту Европы, решив судьбу четырех империй. Именно после нее возникают два тоталитарных режима, во многом определивших историю XX века. Но, наверное, самое страшное – это то, что после этой войны заговорили о «массах», а не о людях. Действительно, если погибло 11 миллионов солдат и 7 миллионов гражданских, если миллионы калек оказались практически выброшены из нормальной жизни, то нельзя же перечислять их по именам… … Остальное содержание номера, как обычно, довольно разнообразно и соответствует общегуманитарному характеру журнала. Идеи и идеалы № 3(21), т. 1• 2014 5 ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
Стр.3
Л.Н. Ердаков. Тормоза глобализации и устойчивого развития DISPUTATIO УДК 308 ТОРМОЗА ГЛОБАЛИЗАЦИИ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Л.Н. Ердаков Новосибирский государственный педагогический университет, Институт систематики и экологии животных СО РАН microtus@yandex.ru В статье рассмотрены особенности двух основных стратегий современного человечества – глобализации и концепции устойчивого развития. Глобализация ускоряет развитие цивилизации, интенсифицирует изъятие ресурсов планеты. Это сокращает срок пребывания человечества, подрывая его ресурсную базу. Невозобновимые ресурсы конечны, а возобновимые не успевают компенсировать затраты при такой скорости использования. Устойчивое развитие, используя все ресурсы в интересах одного вида, продляет его пребывание в биосфере. Однако для этого сокращаются пищевые цепи, уменьшается биоразнообразие, и эти изменения, как и глобализация, ускоряют процесс эволюции. Приводятся доводы в пользу несовместимости этих стратегий с эколого-этической и культурологической точек зрения. Некоторые эколого-этические аспекты, противоречат обеим рассмотренным стратегиям развития, что помогает снизить темпы глобализации и продлить жизнь человечества на планете. Обсуждаются действенные культурологические возможности, а точнее, способы изменения направления развития современного человечества, сохраняющие культурную традицию и тоже обеспечивающие устойчивость человечества. Ключевые слова: глобализация, устойчивое развитие, экологическая этика, движения капитала, сети связей, биосфера, биологическое разнообразие, адаптация, связь времен. Некоторые аспекты глобализации Современное человечество стремится одновременно следовать двум противоположным и даже взаимоисключающим стратегиям. Каждая из них имеет видимость прогрессивной и жизненно необходимой для сохранения и процветания человеческого общества на планете. Одна названа глобализацией1 , а вторая сформулирова1 Термин «глобализация» получил распространение в 1994–1995 годах, а сам процесс возник в Западной Европе и США примерно в начале 80-х. Этот процесс назывался новой либеральной реформой мировой экономики, что означает приватиИдеи и идеалы № 3(21), т. 1• 2014 на как концепция устойчивого развития2 Кратко представим обе. . зацию, разрушение социальных гарантий и системы социальной защиты, а также свободный рынок и свободу торговли на мировом и национальном уровнях. 2 Это модель развития человечества, при которой удовлетворяются основные жизненные потребности как нынешнего, так и всех последующих поколений, создаются условия для самореализации всем людям, независимо от того, в какой стране они живут и к какой социальной группе принадлежат. Термин принят в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. 7 ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
Стр.4
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ Глобализация является очередным этапом техногенного развития человечества. Ее суть заключается в укрупнении и централизации изъятия ресурсов и распределении их потоков по всей планете. Что же представляет собой глобализация в экономическом смысле? Смысл движения капитала – перемещение в те зоны мира, где более низкая оплата труда, нет экологических ограничений, нет ограничений на использование денег, а значит, выше прибыль. Отсутствие экологических ограничений создает возможность черпать ресурсы, не заботясь о судьбе используемых территорий и не восстанавливая разрушаемые природные комплексы. По мнению ученых-экономистов, глобализация разрушила иерархию, существовавшую в колониальном и раннем постколониальном мире, в соответствии с которой рабочая сила и природные ресурсы двигались в центр, в метрополии, а капитал – в обратном направлении. Движение потоков теперь осуществляется по сетям связей, где никакая сила не доминирует систематически. Исчезает неравенство, так как его не существует между ячейками и узлами сети. Все социальные различия сводятся к одному-единственному – «включен/выключен» индивид, социальная группа или сообщество в поток (или в сеть). Глобализация здесь не только ликвидирует (скорее упрощает) социальное неравенство, но и фактически игнорирует человека (социальную группу) как главное действующее лицо в происходящих процессах. Потоки движутся не в чьих-либо интересах, не в результате чьих-то действий, а сами по себе, даже если те, кто когда-то их запустил, обладали соответствующими интересами [12]. Люди лишь обслуживают, регулируют (но не формируют, не направляют или изме8 DISPUTATIO няют) движение, заданное автоматическим, по сути, механизмом. Они лишь агенты, выполняющие заданную потоком функцию. В этой системе элементами являются: поток, ячейка сети и оцениваются только их характеристики и их изменения. Социальной группы, а тем более человека здесь просто не может быть [11]. Существует глобальное управление, которое часто сравнивается с компьютерным управлением; в его основе лежат коммуникация и контроль, обеспечение всей системы правилами и стандартами. Так что глобальное управление тоже осуществляется автоматически и не связано с чьими-либо интересами [10]. Что касается экологических аспектов этого явления, то глобализация направлена на изменение экологической роли человека в биосфере. Она противоречит экологическим правилам и поэтому должна встречать биосферное и биоценотическое сопротивление своему ходу. Рассмотрим кратко это предположение. Стратегия жизни человечества как биосоциального вида одновременно и отлична, и сходна со способом жизни прочих видов на планете. Она адаптивна, направлена на расширение экологической ниши и на конкуренцию за «место под солнцем». Отличают ее планетарные последствия. Каждый вид животных существует в составе своей фауны, производит специфическую «работу», дополняя остальные виды, участвующие в кругообороте вещества и энергии. С эволюционной сцены зоологический вид уходит обычно вместе со своей фауной, лишь очень редко переживая ее в виде реликта. А вот человечество имеет свои особые планетарные роли, действуя как в биологической, так и в социальной ипостасях. В биологической оно занято ускорением планетарных круговоротов вещества различными способами, Идеи и идеалы № 3(21), т. 1• 2014
Стр.5
Идеи_и_идеалы_№3_2014_(1).pdf
СОДЕРЖАНИЕ ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ISSN 2075-0862 Индекс Роспечати 37150 Включен в Перечень ВАК ИДЕИ И ИДЕАЛЫ № 3(21) т. 2 Н А У Ч Н Ы Й Ж У Р Н А Л ВЫХОДИТ ЕЖЕКВАРТАЛЬНО http://ideaidealy.ru 2014 Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-34262 от 26 ноября 2008 г.) УЧРЕДИТЕЛИ: Новосибирский государственный технический университет (НГТУ) Новосибирский государственный университет экономики и управления – НИНХ (НГУЭУ–НИНХ) СОДЕРЖАНИЕ Забытая война. К 100-летию Первой мировой Н.В. Суржикова. Российский плен 1914–1917 гг.: проблема институциональной атрибуции .................... 5 Г.А. Еременко. Трагический след Первой мировой войны в европейском искусстве и музыке .................... 13 Ю.В. Антипова. Забытые песни Великой войны ...... 23 Е.С. Царева. Участие военнопленных Первой мировой войны в музыкальной жизни Красноярска ............ 31 Философская традиция и современный мир Д.С. Хаустов Теорема Томаса: жизнь одной идеи .... 38 А.Г. Горбачева. Особенности письменных жанров в эпоху сетевых технологий (языковые идентичности и их метаморфозы) ......................................................... 46 М.П. Данилкова. Человек в лабиринте ценностей ..... 55 И.В. Дёмин, Н.М. Богданова. Трактовка природы в философии русского космизма .................................. 63 Проблемы современной экономики В.М. Гильмундинов. Структурные особенности динамики экономики России в 2000–2013 годах и перспективы ее дальнейшего развития .................... 73 Н.Г. Низовкина. Фундаментальные изменения в экономике предприятия .............................................. 86 Ж.Т. Конурбаева, А.М. Закимова. Определение потенциала рынка вторичного сырья животноводства как основы диверсификации АПК ................................ 94 О.Ю. Рыжков. Какой размер собственного капитала необходим страховой компании? ..................................107 Исследуем современное общество Т.Г. Недзелюк. Гендерные стратегии и практики сибирских католиков ........................................................... 115 Е.Ю. Сементовская. Социальная адаптация пожилых людей сельских поселений Новосибирской области ........................................................................... 125 Е.В. Гребенкина. Проблема сетевого взаимодействия в международных отношениях ............................... 134 Проблемы искусствоведения М.Г. Карпычев. Эмоциональный аспект преобразующей функции музыкального искусства ......................... 143 А.Н. Пронина. Механизм и формы проникновения органной культуры в Сибирь XIX – первой четверти ХХ века .......................................................................... 152 М.А. Грушицкая. Интерпретации импрессионизма русскими поэтами на рубеже XIX–XX веков ................. 165 История отечественного образования В.В. Лобанов. Медико-педагогические идеи В.С. Пирусского ............................................................... 173 Наши авторы .............................................................. 185 Информация для авторов ......................................... 187 Идеи и идеалы № 3(21), т. 2• 2014 3
Стр.1
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ СОДЕРЖАНИЕ ISSN 2075-0862 Index of Rospechat’ - 37150 Included into the list of the Supreme Certifi cation Commission of Russian Federation IDEAS & IDEALS No 3(21) v. 2 S C I E N T I F I C J O U R N A L PUBLISHED QUARTERLY http://ideaidealy.ru The journal is registered by Federal Service on Supervision in the Sphere of Communication and Mass Communications (Certifi cate of Registration PI No FS 77-34262, 26 November 2008) FOUNDERS: Novosibirsk State Technical University (NSTU) Novosibirsk State University of Economics and Management (NSUEM) CONTENT Forgotten War. The 100th Anniversary of the First World War N.V. Surzhikova. Russian captivity of 1914–1917: the problem of institutional attribution ............................ 5 G.А. Eremenko. Tragic trace of the First World War in european art and music .............................................. 13 Y.V. Antipova. The forgotten songs of the Great War ... 23 E.S. Tsareva. The participation of POWs of the First World War in the musical life of Krasnoyarsk ................ Philosophical Tradition and the Modern World D.S. Khaustov. Thomas theorem: the life of one idea ... 38 A.G. Gorbacheva. Peculiarities of written genres in the era of network technologies (language identities and their metamorphosis) ..................................................... 46 M.P. Danilkova. Man in the maze of values ................... 55 I.V. Demin, N.M. Bogdanova. The interpretation of nature in the philosophy of Russian cosmism .................... 63 Problems of the Modern Economy V.M. Gilmundinov. Structural features of Russian economy in 2000-2013 and the prospects for its further development .................................................................. 73 N.G. Nizovkina. Fundamental changes in the economy of enterprises ................................................................. 86 Konurbayeva Zh.T., Zakimova A.M. Identifi cation of recycled livestock market potential as the basis of agro-industrial complex diversifi cation ........................... 94 O. Ryzhkov. What is the size of equity capital required for an insurance company? ........................................... 107 Investigate Modern Society 31 T.G. Nedzelyuk. Gender policies and practices of the Siberian Catholics .......................................................... 115 E.Yu. Sementovskaya. Senior people’s social adaptation in rural settlements of Novosibirsk region ............... 125 E.V. Grebenkina. The problem of network interaction in international relations ................................................. 134 Problems of Art M.G. Karpychev. The emotional aspect of the transforming function of music art ............................................... 143 A.N. Pronina. Mechanism and forms of organ culture penetration to Siberia between the XIX and the fi rst quarter of the XX century ............................................... 152 M.A. Grushitskaya. Impressionism interpreted by Russian poets at the break of the XIX–XX centuries ..... 165 The History of the National Education V.V. Lobanov. V.S. Pirussky's medical and pedagogical ideas .............................................................................. 173 Contributors ................................................................. 185 Information for Contributors ......................................... 187 2014 4 Идеи и идеалы № 3(21), т. 2• 2014
Стр.2
Н.В. Суржикова. Российский плен 1914–1917 гг. ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ЗАБЫТАЯ ВОЙНА. К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ УДК 94(470»19) РОССИЙСКИЙ ПЛЕН 1914–1917 ГГ.: ПРОБЛЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ Н.В. Суржикова Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, Екатеринбург snvplus@mail.ru В статье рассматривается проблема применимости термина «лагерь» для описания структур, созданных для военнопленных Первой мировой войны в России. Использование понятия «лагерь» современниками, констатирует автор, являлось лишь негласной конвенцией. На самом деле институциональная среда плена, помимо собственно лагерей, была представлена различными структурами, артикуляция которых проблематична из-за очевидной аморфности как «лагереобразных», так и «внелагерных» объективаций плена. Это особенно актуально применительно к пребыванию пленных на промышленных, строительных и сельскохозяйственных работах, а также транспорте, где условия содержания обезоруженных вражеских военнослужащих значительно отличались друг от друга. В этой связи унифицирующий потенциал термина «лагерь» не просто не очевиден – он представляется весьма сомнительным и явно требует своей конкретизации. В условиях очевидной проблемности концепта «лагерь» автор предлагает говорить о процессе «лагеризации» плена, определяя его градус развитостью или неразвитостью практик. Ключевые слова: Первая мировая война, российский плен, военнопленные, институциональная среда, лагеря, места постоянного водворения, лагеризация. Тема российского плена 1914–1917 гг. безусловно не относится к числу «заповедных». Посвященные ей работы исчисляются сотнями, что создает обманчивое впечатление освоенности ретроспективной проблематики [21, с. 16–73, 374–408]. Впечатление это тем более усиливается, что основой для специальных работ на тему плена является бесконечно богатый источниковый материал, представленный документами многочисленных архивов. Благодаря их источникам, из документа в документ рутинно воспроизводящим термин «лагерь», он при анализе реалий российского плена 1914–1917 гг. остается наиболее употребимым. Наиболее активно им «злоупотребляИдеи и идеалы № 3(21), т. 2• 2014 ют» западные историки, что обусловлено, по всей видимости, относительно устойчивой немецкоязычной традицией изучения отдельных лагерей пленных Первой мировой войны [27, 29, 30, 32, 34, 36, 37]. Между тем при более пристальном рассмотрении названных выше источников трудно не заметить, что использование понятия «лагерь» для описания структур, созданных в годы Первой мировой войны для содержания пленных иностранцев, являлось не более чем негласной конвенцией и потому институциональной среды российского плена в полной мере не раскрывает. Действительно, по сведениям Военного ведомства, для оказавшихся в России сотен тысяч 5
Стр.3
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ЗАБЫТАЯ ВОЙНА. К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ вражеских военнопленных к началу 1916 г. было оборудовано порядка 250 пунктов приема и содержания, среди которых выделялись сборные пункты театра войны, внутренние сборные пункты, концентрационные лагеря и так называемые места постоянного водворения, подразделявшиеся на районы размещения офицеров и районы размещения нижних чинов [19, л. 1–6 об., 12–13]. Альтернативные источники свидетельствуют, что даже если объединить все перечисленные структуры понятием «лагеря», институциональная среда российского плена все равно останется не до конца описанной. Так, по данным, полученным австро-венгерской цензурой на основе анализа писем пленников, уже в 1915 г. военнопленные в России были размещены не менее чем в 891 месте, из которых только 317 позиционировались как «места постоянного водворения» и только 68 – как лагеря [35, с. 89]. Как же артикулировать оставшиеся порядка 500 прибежищ пленников, если это были не концентрационные лагеря и не поуездно расположенные места водворения узников войны? Речь в данном случае шла, вероятно, о местах работ, на которых пленные иностранцы начали активно использоваться с 1915 г. Очевидно при этом, что те структуры, которые возникали непосредственно в районах трудового использования отвоевавшихся солдат противника, лагерями военнопленных могли и могут именоваться лишь условно. Это была альтернативная лагерям, параллельно созданным по линии военного ведомства, сеть мест водворения военнопленных, конфигурации которой определяли региональные экономические элиты, активно пользовавшиеся возможностью вовлечения пленных в трудовые процессы. Подавляющее большинство трудо6 вых лагерей военнопленных (за исключением тех, которые возникли при казенных предприятиях), таким образом, оказалось выведено из прямого подчинения государству и без сомнения являло собой весьма пеструю картину, с трудом поддающуюся реконструкции. Распределенные по малым, средним и крупным предприятиям пленные оказывались зачастую в совершенно разных условиях содержания и обеспечения, задаваемых не столько диктуемой «сверху» логикой их унификации, сколько характером и возможностями того или иного хозяйствующего субъекта. «Опыт применения труда военнопленных на различных работах выяснил крайнее разнообразие постановки этого дела в различных местностях Империи», – гласил циркуляр Министерства торговли и промышленности от 27 июня 1916 г. [7, л. 19–20]. Время показало, что ни этот документ, ни его многочисленные более поздние аналоги, нацеленные на наведение в деле администрирования труда и жизнеобеспечения пленных хотя бы относительного порядка, ситуации не изменили. «Учрежденные общие правила содержания военнопленных на работах, кои своевременно преподаны были на места для руководства ими, на самом деле исполняются работодателями чрезвычайно разнообразно», – не без некоторого уныния констатировал 17 октября 1917 г. начальник штаба Казанского военного округа [7, л. 124]. Унифицирующий потенциал термина «лагерь», используемого для описания реалий российского плена, покажется еще более ничтожным, если принять во внимание тот факт, что порядка 60 % всех пленных в России использовалось на сельскохозяйственных работах [2, с. 96; 13, с. 55]. «Выпавшие» таким образом из лагерных струкИдеи и идеалы № 3(21), т. 2 • 2014
Стр.4
Н.В. Суржикова. Российский плен 1914–1917 гг. тур пленники зачастую становились едва ли не полноправными членами крестьянских семей и тем самым подвергали сомнению не только «лагерность» плена, но и «пленность» как таковую [12; 15; 16]. В этой связи вполне уместно процитировать военнопленного мадьяра Имре Беретваш, который, ходатайствуя о советском гражданстве в 1926 г., в частности, писал: «В деревню Мишагину [Шадринского уезда Пермской губернии – С.Н.] я приехал ... как военнопленный, … на полевые работы … Нас приезжало четыре человека, я … оставался работать у гражданина Мишагина Василия Григорьевича, но, побыв у него один месяц, перешел к гражданке Мишагиной Агафье Игнатьевне, у которой в то время мужа не было, потому я начал работать у нее в хозяйстве и до настоящего времени нахожусь у ней, потому как ее муж со службы не вернулся, и я с ней живу как с женой уже восьмой год…» [11, л. 7, 14]. Очевидная узость «лагерного дискурса» экспонирует тот факт, что территория российского плена 1917–1917 гг. не отличалась однородностью, будучи изрезана всевозможными границами, фиксировавшими, в свою очередь, существование на этой территории своих центров и окраин, столиц и захолустий, метрополий и колоний. В их иерархии, формируя весьма причудливый рисунок плена, соседствовали самые разные структуры, в различной степени дистанцированные от лагерей, традиционно трактуемых в качестве «классической матрицы плена» (Г. Дэвис) [26, с. 167]. Стоит ли удивляться, что в литературно оформленных переживаниях оказавшихся в России узников войны плен, как подметили В. Мориц и Х. Лейдингер, выступал не столько как «жизнь лагеря», сколько как «история будней, подчиненных работе», чаИдеи и идеалы № 3(21), т. 2• 2014 ИДЕИ И ИДЕАЛЫ стые перемены которой объясняли частую перемену мест [28, с. 17, 20, 21]. К слову сказать, вывод российского плена за пределы лагерных структур позволяет опровергнуть расхожее мнение зарубежных специалистов, в частности Р. Нахтигаля, о запоздалом интересе к трудоиспользованию пленных в России и его более скромных масштабах, нежели, скажем, в Германии [31, с. 23–24]. На самом деле в этом отношении развитие российского плена вполне соответствовало «стандарту», выработанному в так называемых центральных державах, став уже с весны 1915 г. прагматически ориентированным, что позволило интегрировать в трудовые процессы порядка 89,5 % обезоруженных солдат противника, находившихся к 1 января 1918 г. на территории военных округов [4, л. 4]. В этой связи не будет преувеличением сказать, что, несмотря на системные, функциональные и логистические различия своих составляющих, институциональная среда российского плена ориентировала его прежде всего на определенную экономическую миссию, тогда как все его прочие «ипостаси» играли безусловно важные роли, остававшиеся, однако, ролями второго плана [22, с. 247–266; 23, с. 44–56]. Сообразуясь со всем вышесказанным, следует признать, что широкое употребление категории «лагерь» для описания природы и сущности российского плена 1914– 1917 гг. в каждом конкретном случае требует своего пояснения. Вместе с тем с пригодностью термина «лагерь» для характеристики пребывания военнопленных Первой мировой войны в России можно согласиться не только при постоянных оговорках конкретизирующего плана. Думается, что понятие «лагерь» можно считать вполне рабочим при условии его использования не 7
Стр.5